Продолжу рассказ о дореволюционных детских журналах в фондах нашей библиотеки. Начало
здесь.
Лучшим для старшего возраста был журнал «Маяк» (1909-1918). Правда, в журнале публиковались материалы и для детей среднего и младшего возраста.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Каждый номер составлен интересно и разнообразно. Научно-популярный отдел представлен в «Маяке» так, как ни в одном из детских журналов: это рассказы Робертса «Маленький Ушан», «Торпеда в перьях», «Водяной и воздушный волк», а также рассказ Н. Рагозы «Птица быстринь» - о жизни и приключениях птички-оляпки. Текст написан в стиле Сеттона-Томсона - так ярко и выразительно, что может быть интересен не только детям, но и взрослым (см. № 4 за 1912 год).
Полнотой и разнообразием отличается географический отдел, где описываются интересные явления природы, путешествия, рассказы из жизни различных народов. Очень интересен рассказ С. Дурылина «За полуночным солнцем» о путешествии по Лапландии (№ 10 за 1912 г.), а также очерк П. Хлебникова «Лоцманы на морях и реках» изображающий (№ 3 за 1912 г.). Отмечу также статью С. Покровского «О птичьем перелете» (№ 8 за 1912 г.).
Все новейшие открытия и изобретения, все яркие события находят отражение на страницах этого журнала. Из статьи Н. Ульянова «В царстве винтиков, пружинок и колесиков» (№№ 9-11 за 1912 г.), например можно узнать, что часовая фабрика «Зенит» располагалась в Швейцарии, в городке Локль, и еще много всего о производстве часов.
А как вам такой рекламный ход: «В одном городе случилось мне как-то остановиться перед окном часового магазина. Мое внимание привлек лист белого картона, на котором хозяин магазина тщательно и в порядке наклеивал отдельные части, из которых составляются обыкновенные карманные часы. Сосчитав отдельно часовую коробку, крышки, пластины, на которых держится часовой механизм, сосчитав каждое колесико, винтики, оси, которые входят в состав механизма часовщик нашел в общем 142 предмета. На верхней части картона задан вопрос: «Может ли человек, незнакомый с устройством часов, самостоятельно выбрать при покупке хороший товар?». А внизу картона ответ гласит: «Только опытный мастер знает устройство часового механизма ». Часовщик, придумавший такой наглядный способ показать всю сложность часов, поступил очень остроумно.
Занятиям, играм и различным научным развлечениям посвящены приложения, по одному к каждому номеру, дающие богатый и интересный материал, чаще всего переводной.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Одним из самых популярных был журнал «Детское чтение», который издавался в Санкт-Петербурге (1869-1906) под редакцией А. Н. Острогорского. Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». Читателям сообщалось: «Журнал «Детское чтение» перерос свое название и впредь будет называться «Юная Россия». Журнал «Юная Россия» будет издаваться по той же программе, как и «Детское чтение». Редакция и сотрудники остаются те же. Словом, все остается по-прежнему, переменится только одно название».
Успех «Детского чтения» определился с самого начала. Журнал стремился воспитывать уважение к труду и к деятельности, направленной «на пользу ближнего», подчёркивал значимость просветительства. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным, читателям.
В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. Ответы на все задания помещались в конце следующего номера журнала. Редактор стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.
Мое внимание привлекли путевые очерки С. Лаврентьевой «На чужбине» напечатанные в № 10-11 за 1880 год. Эти путевые заметки посвящены крупным городам Европы, а в частности Гамбургу и Парижу.
Интересно читать про «Площадь Согласия», «Триумфальную арку», «Булонский лес», «Елисейские поля», «Шомонские холмы», «Гипподром - громадный новый цирк за Елисейскими полями».
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Особенно меня поразила заметка про так называемые Центральные парижские рынки (Halles centrales): «Главный из них представляет громадное здание, разделенное на 12 павильонов. Все здание покрыто стеклянной крышей. В каждых из этих громадных павильонов (В любом из них поместился бы весь жалкий рынок нашей Сенной площади, со всеми ее убогими лачужками) помещается особый отдел провизии. В одном груды разнородного мяса, в другом дичь и битая домашняя птица. Там груды овощей, загляните сюда - вас обдаст ароматом спелых фруктов и душистых цветов. Тут суетятся хлеборобы и булочники, а там один из самых интересных отделов, - отдел рыб, где насмотритесь всякой диковинной морской рыбы, чудовищных омаров, целых груд устриц и улиток, и все это разложено на мраморных столах, которые беспрестанно, для свежести рыбы, обливаются холодной водой. Внизу павильонов громадные погреба-кладовые».
«Я не сказала еще ничего об одном весьма интересном отделе одного из павильонов, где продается готовая, самая разнообразная, пища, охотно посещаемом бедняками, которые тут могут наесться за три су (около 1 1/2 копейки). На простонародном наречье этот отдел кушаньев называется арлекином. Он состоит из остатков роскошных обедов богачей из дорогих ресторанов. Сами торгаши каждое утро объезжают кухни, с которыми имеют дело, везя с собой небольшую закрытую тележку с отдушинами для освежения воздуха. Сюда сбрасывают всевозможные остатки от закусок и обедов, и все это потом очищается и искусно и аккуратно отделяется и раскладывается по тарелкам, привлекая покупателей, и раскупается весьма быстро».
В громадном Париже нет самой ничтожной испорченной вещи, из которой самый смышленый человек не сумел бы извлечь пользы.
Очень жаль, что современные журналы для детского чтения носят либо обучающий характер, либо являются сугубо развлекательными. И мало журналов, в которых печатаются художественные произведения. Для иллюстрирования современных детских журналов используются компьютерные технологии, и иллюстрации зачастую получаются какие-то не живые, часто используются комиксы, старая добрая художественная иллюстрация очень редка.
Старые журналы очень понравились моим детям, оказалось, что они интересны, как и сто лет назад.
Любовь Дорофеева