03-04 октября 2020 г. состоялось очередное "самое протяжённое дорожное ралли" - Ралли "1000 Вёрст". Участие в нём приняло почти 50 экипажей. Наш номер 9, Ксения (штурман) и Григорий (пилот). Трасса ралли началась в Москве от метро "Коньково" и прошла через Подольск, Оболенск, Протвино, Тарусу (перерыв на обед), Дугну (переправа через Оку) и Дубну в Калугу (1-й день), далее через Алексин, Поленово и по берегу Оки в Пущино (2-й день).
Получив разминку на
Авиаралли, наш экипаж почувствовал, что пора попробовать свои силы на Ралли 1000 Вёрст...
По опыту
прежних гонок мы знали свои слабые места, связанные в основном с ориентированием. Организатор всегда хочет запутать участников, поймать их на невнимательности и заставить ошибиться. А любая ошибка на Ралли 1000 Вёрст уводит в сторону на добрый десяток километров, что сразу добавляет ворох минут опоздания и кучу штрафных очков (пенализации). К тому же, прошлогодний осенний "Марафон" мы не завершили, так как сошли по технической неисправности. Поэтому поставили себе целью "взять реванш" и пройти всю трассу до финиша, найдя все судейские пункты. Главной целью для себя мы считали "не заблудиться", поэтому не пытались считать дополнительные соревнование ("допы"). Первый день мы про них совсем не вспоминали, а на второй решили проехать "по глазам". Вышло неплохо. К тому же, "стоимость" пропущенного судейского пункта, выраженная в штрафных очках, намного больше возможного опоздания или опережения графика ралли.
Ралли 1000 Вёрст нравится нам своим размахом - многие сотни километров по разным дорогам, часто незнакомым, через красивые места; сервисом - старт и награждение в удобных кафе, ночёвки в хороших гостиницах; собранием единомышленников, тусовкой. Но есть в нём и трудности. Так, последний писк моды на этом ралли - все "блудилки" происходят на ДС, когда счёт времени идёт на секунды. Для "блудилок" выбираются города, где много разных улочек, переулков, дорожных знаков и прочих ориентиров, на которых можно "поймать" экипажи. Про то, что нужно тщательно сверять рисунок позиции в ДК (дорожной книге) с местностью, мы знали. К примеру, наклон столба в другую сторону, количество опор у знака, порядок расположения ориентиров - всё это может означать, что это не Ваш поворот и искомая позиция находится дальше. Широко применяются "слепые" позиции, то есть без указания расстояния, что заставляет искать позицию только по рисунку в ДК. Бывают "магнитные" судейские пункты, которые хорошо видны и тянут к себе экипажи, заставляя сворачивать не туда и ошибаться. А "правильные" судейские пункты спрятаны и становятся видны в последний момент, когда уже нельзя ничего исправить. Или изображение простого места несколькими позициями в ДК - так называемый "объезд вокруг клумбы", который может быть отрисован 4-6 позициями в ДК.
На этом ралли мы ещё познакомились с некоторыми новинками, ранее неизвестными для нас. Например - проезд по круговому движению: если "главная дорога" идёт по кругу, то приходится ездить по кругу до тех пор, пока не совпадёт расстояние, указанное в ДК, либо пока не увидите искомую позицию. На Ралли 1000 Вёрст не приходилось делать несколько туров по круговому движению, но часто приходилось разворачиваться по кругу в обратную сторону. Поэтому, после первых ошибок и подсказки друзей, мы стали останавливаться на обочине или на "косынке" и внимательно рассматривать круг, прежде чем ехать. Бывало, даже местные таксисты смеялись, потому что не мы одни так себя вели. Обычно трасса ралли делала два торжественных круга по городу, прежде чем покинуть его. Причём мы могли проезжать одни и те же перекрёстки по нескольку раз, часто в разных направлениях. Вид других экипажей, спешащих по тому по тому же городу во все стороны, не должен Вас обманывать! Ещё нужно быть внимательным при отличении "слепой позиции" от позиции, где движение возможно в единственном разрешённом ПДД направлении. Это разные вещи!
Сегодняшний Марафон стал рекордным по числу бюллетеней. Я насчитал 25! С одной стороны - удобно, когда организатор передаёт срочную информацию по WhatsApp. Но в данном случае каждые полчаса падало сообщение о каком-то изменении в ДК и штурману приходилось откладывать все свои дела и вносить правки. Всё-таки я с некоторой грустью вспоминаю
первые Марафоны, навеянные соревнованиями ралли-рейдеров - скоростные, протяжённые, проходившие по грейдерным дорогам далеко от шумных городов. Нынешние Марафоны, похоже, создаются по мотивам ретро-ралли - асфальтовые, городские, скрупулёзные. Только блуждать по "населёнкам", толкаясь среди автобусов и местных жителей, разгадывая мелкие головоломки - в ту ли сторону наклонена у столба перекладина или сколько окон у трансформатора - мне не нравится.
Однако прекрасные дороги, красота открывавшихся видов, потрясающие пейзажи, старинные дома, церкви и тёплая золотая осень стирали из памяти всё плохое. Село Дугна с горным серпантином и наплавной (понтонной) переправой через Оку мы проезжали уже третий раз - первый был на таком же
Марафоне в 2015 году, второй - на прошлогоднем. Потрясающее шоссе шло через лес по-над берегом Оки мимо усадьбы Поленово. Абсолютно новая пустая дорога шла к Пущино (на ней был протяженный и скоростной ДС). И под конец - взлёт реактивного самолёта L-39 с аэродрома "Финам" прямо перед нашими окнами. На следующий Марафон обязательно поедем и попытаемся посчитать все ДС.
Также мой молодой штурман стал знакомиться с системой заявлений и протестов, которая тоже есть часть дорожных ралли. Первый раз мы нашли ошибку в результатах первого дня, второй раз - просили снять опоздание на ДС из-за несвоевременно полученного бюллетеня.
13-летний возраст штурмана в сочетании с Т-9 при наборе сообщений дают интересный пример "профессиональной деформации". Так, у нас появилась "канализация на КВ", "время получения контурной карты" и какие именно правила русского языка применяются при написании бюллетеней.
По дороге от финишного КВ в полях под Пущино до места награждения в Московском ресторане Ксения не теряла времени даром и изложила свои впечатления в стихах:
Ралли 1000 Вёрст
Пятьдесят собралось вместе
Экипажей в одном месте.
Мельком карту просмотрели,
Уезжают не спеша.
После вместе как втопили,
Всё строчили да строчили
По ДК все наши ручки,
В опозданье наказанье
Лишних несколько минут.
Кто-то ВКВ проехал,
Кто-то просто пропустил,
Старт ДС в запутках страшных,
Финиш - лучше промолчу…
Потому все ДОПы ваши
Я маленечко промчу.
Ведь схватить тысчонок пару
И врагу не пожелаю.
Это гонка и веселье -
Кто же вырвется вперёд?
Все блуждали на районе,
Где собрали опозданья.
Вот прямая, все погнали,
Но внезапно - на тебе:
За углом, как в ресторане,
Ожидает вас добрейший
Финиш милого ДС.
Знак «кирпич» всех отражает
И запутаться манит.
Только ты, брат, не теряйся,
Чтоб в ДК такой же ромбик
Как в натуре пролетал.
Финишировать в семнадцать
Говорит тебе расчёт.
Бюллетеней налетело,
Как голодных воробьёв,
И расчёт маленько сбился,
Где-то часика на два.
Но бойцы все наши - асы,
Точно в графике пришли.
Финиш все прошли удачно,
Виды были распрекрасны!
Ксения Медведева,
04.10.2020 г., трасса Е105 Пущино-Москва.