Авиаралли 2020

Sep 01, 2020 22:19


Это не было ралли на самолётах. Это было автомобильное ралли, но тесно связанное с темой авиации. Как сказано на официальном сайте ралли: "Двухдневный автопробег с полётами на самолётах, музеями, экскурсиями, квестами".

29-30 августа 2020 г. состоялось Авиаралли 2020, в котором принял участие наш экипаж в составе Григория (1-й пилот) и Ксении (2-й пилот) Медведевых. Стартовый номер 5.

Участников было немного, 11 экипажей плюс "ноль". За два дня мы проехали из Подмосковья через Калязин, Углич, Тутаев, Ярославль, Любим и Вологду в Ростов Великий. Всего трасса ралли составила 938,32 зачётных километров.

На финише наш результат оказался пятым, хотя из-за допущенных нами ошибок мы не надеялись попасть даже в первую десятку.

Почему мы этим занимаемся?
Автоспорт для нас давно стал частью жизни. Я в автомобильном ралли с 2004 года, супруга - с 2009. В последнее время потихоньку приобщаю к этому и детей. Поскольку большой спорт сейчас для нас недоступен, время от времени выбираемся на любительские соревнования за "прививкой ралли", как говорит Константин Мотовилов.
Мы автомобилисты со стажем, любим автомобили и ездить на них. Нашей семье нравятся автопутешествия и мы много где побывали на автомобиле. Немалая заслуга в этом принадлежит автоспорту, т.к. соревнования проводятся в самых разных уголках нашей страны, куда потом можно вернуться простым туристом.
Автоспорт, в том числе любительский - хороший путь повысить своё водительское мастерство и уровень безопасной эксплуатации автомобиля (в чём я, как отец, весьма заинтересован). Эти знания и навыки требуются в нашей обычной жизни практически каждый день.
Автоспорт, автомобилизм - для тех, у кого подрастают дети, это один из способов воспитания в них новых полезных навыков, расширения кругозора, опыта. Также это помещение детей в непривычную и вместе с тем дружелюбную среду, в которой он уже не ребёнок, а такой же как все спортсмен и член экипажа, на равных с другими. Это очень развивает.
Двухдневный формат Авиаралли, насышенность культурной программы - прекрасный способ активно провести выходные с пользой для дочери и для себя. А любое соревнование - это место встречи и общения единомышленников, друзей и знакомых, которые разделяют твоё увлечение и твою любовь к автоспорту.


О ралли.
Наш путь в Авиаралли начался с Ходынского поля, которое само по себе было одним из главных аэродромов страны с 1910 по 2003 год.
Коронавирусные меры предосторожности и перевод на удалённый режим работы предоставил редчайшую возможность - уделить подготовке к ралли целый день! Я помню полёты самолётов и вертолётов на Центральном аэродроме, а когда последний раз было столько времени перед соревнованием - не вспомню. Поэтому накануне мы с Ксенией спокойно, несколько раз, проехали тарировочный участок, настроили штурманские приборы, сверили часы, отмыли и укомплектовали автомобиль, собрали свои вещи и дорожный набор продуктов. Обычно это всё делается в ночь перед гонкой. Ксения знакома со штурманским делом на Р3К, но программу "Ралли-Навигатор" еще только осваивает. Учитывая наш опыт участия в " Марафоне 1000 вёрст", сложном автоориентировании, где ошибка может увести за 100 км от маршрута, мы упростили себе задачу на Авиаралли, решив, что для нас главное это А) найти все судейские пункты, Б) пройти все КВ вовремя. ДС решили не вводить и не считать, а ехать "по глазам". Решение это принималось с таблицей пенализации в руках - мы решили, что такая тактика позволит совершать меньше ошибок, в том числе при работе с программой, и принесет меньше штрафных очков.


Как Марафон 1000 вёрст, так и Авиаралли, внедряют современные технологии для удобства участников. Так, можно подать заявку онлайн, без привычного бумажного листа. Практикуется рассылка по WhatsApp бюллетеней и другой официальной информации, например - стартовых ведомостей. При наличии Фото-КП участники сразу отправлают фотографии в штаб. Таким же образом высылаются в штаб и судейские протоколы. Благодаря этому, подсчет итогов, который занимал когда-то несколько дней (!), сейчас делается практически параллельно гонке, почему награждение производится в тот же вечер после финиша. При этом организатор, а на Авиаралли - специальное бюро авиатуризма, могут для вас организовать отель, экскурсионную программу, угощение и другие приятные и удобные вещи. Традицией стал перерыв на обед, что для длинного соревнования следует признать огромным преимуществом. На Авиаралли КВ размещались на АЗС - также нестандартное и удачное решение, позволяющее не "обсохнуть" на длинных перегонах и упрощающее обслуживание автомобиля на ралли.


Место старта в субботу 29 августа было на полигоне "Формула 7" в Бурцево, в прямой видимости аэропорта Шереметьево, который является главной воздушной гаванью страны в наше время. Солнце ещё не взошло, а в небо уже отправлялись авиалайнеры разных размеров, марок и авиакомпаний. Наш экипаж стартовал под номером 5. По маршрутному листу, все КВ, кроме финишных КВ каждого дня, были "отсутствующими", т.е. во сколько бы ты не явился, в протокол пишется расчётное время явки. Также отсутствовали пункты ВКВ. Их функцию исполняли старты ДС и "присутствующие" КВ, но мы же знали заранее, где они находятся, и могли не схватить пенализацию за опережение. Это прекрасные условия для тех, кто заблудился и опаздывает или наоборот, уходит вперёд с опережением, чтобы иметь запас времени на блуждания. В общем, мы готовились заблудиться, репетировали эти действия при подготовке к ралли и, конечно, заблудились на самом соревновании.



Излюбленным приёмом на Марафоне 1000 вёрст и на Авиаралли являются "слепые позиции" в ДК, т.е. когда неизвестно расстояние, какое надо пройти до искомой позиции. Поэтому приходится искать на местности первую позицию (перекреcток, поворот, т.п.), которая по конфигурации совпадает с нарисованной в ДК. Здесь есть свои правила (читайте внимательно Регламент соревнования и ПР3К), но дело не в этом. Слепые позиции составляют до 90% всей ДК, а расстояния между слепыми позициями могут быть от 100 метров до 100 километров! Поэтому, когда долго едем "вслепую", мы волнуемся и начинаем подозревать "не то".


В первый раз сбились с маршрута уже в подмосковной Лобне, где слишком буквально восприняли указание дорожной книги и потеряли минут 10. Найтись помогла карта (в навигаторе, не бумажная) и простая логика. Понимая, в каком общем направлении мы должны двигаться (предстояла экскурсия на аэродроме в Ярославле), мы быстро поняли, что заехали не туда и вернулись. Потерянные минуты нагнали на Рогачёвском шоссе и "бетонке". Ах, как памятны эти места по Р3К начала 2000-х!


Ещё более памятные места встретились нам в Дмитровском районе МО. Ветераны Р3К узна́ют эти названия: Ченцы, Константиново, Торгашино, Пустое Рождество... В последнее мы едва не заехали, когда невовремя получили бюллетень организатора, направленный нам по WhatsApp и медленно дошедший благодаря плохому мобильному интернету. Не зная об изменении, мы сперва растерялись, но потом вспомнили, что видели другого участника (N 13), который уверенно проехал прямо там, где мы свернули, посмотрели в ДК на предстоящие позиции, увидели слово "Торгашино" и быстро исправились. Правда, в Торгашино сбились еще раз, так как неправильно пробивалось заданное в ДК расстояние (на каком перекрёстке сворачивать - с коровами или с супермаркетом?). На это наслоилась наша неопытность в работе со штурманским софтом. Однако, нашлись и здесь, но с потерей времени. В этом месте уже шло ДС РД, но мы его не стали его считать, а рванули по норме КВ, т.к. уже везли большое опоздание. Далее у нас блужданий уже не было и опоздание получилось нагнать. Хорошо, что КВ был "отсутствующий"!


Дороги мимо Калязина и Углича были узнаваемыми благодаря автомобильному туризму. В общем, на всём ралли мы всегда представляли, где находимся, на какой дороге и куда она ведёт, потому что неплохо эти самые дороги знаем по "гражданской" автожизни. В крайнем случае выручал навигатор - например, при поиске КВ в Угличе. Опять свернули не туда. Зная, что КВ находится на АЗС, что заправок в Угличе всего две и мимо одной мы уже проехали, найтись было нетрудно.


Далее маршрут шел в сторону Ярославля и нам долго не встречалась искомая "слепая" позиция ДК. Однако я помнил, что организатор размещал в Фейсбуке фотографии из Тутаева, как с маршрута будущего соревнования. Имени города он не называл, но мне эти пейзажи знакомы. Это стало подсказкой, куда сворачивать. Мы уже обрадовались, что едем правильно, причём набрали полчаса опережения для возможных блужданий. Но ошиблись в своих ожиданиях. В Тутаеве мы заблудились крепко, причём до сих пор не знаю, где была допущена ошибка. А в этом городе три Фото-КП! За пропуск каждого - 300 очков! Видимо, на Марафоне придется выбирать между опозданием на КВ и пропуском судейского пункта, смотря по величине пенализации - которое из двух зол будет дешевле... С трудом нашли первое Фото-КП, после чего дело пошло на лад. Мы вернулись на маршрут и пошли уже на обеденное КВ, но с большим опозданием. Все уже собрались и ждали только нас, так как здесь должна быть экскурсия. К счастью, ждать им пришлось не очень долго, а на "отсутствующем" КВ мы не схватили опоздание.


После обеда то ли мы стали осторожнее, то ли трасса ралли проще, но мы умудрились больше не сбиваться. Круг по деревне Вятское, "самой красивой деревне России", проделали без помарок. Далее, судя по некоторым намёкам в ДК и по карте, нас ожидал какой-то населённый пункт и Фото-КП, поэтому мы набрали порядочное опережение для их поисков, благо на пустой дороге это было легко сделать, даже не нарушая ПДД. Обогнали все экипажи, шедшие перед нами и, вероятно, нашли Фото-КП первыми - как ни странно, нашли легко. Это был город Любим, где на одном из газонов стоят все герои диснеевского мультфильма "Алиса в Стране Чудес". После этого был довольно простой переезд в город Вологду к финишному КВ первого дня. "Слить" полчаса опережения за 130 км, стараясь не задерживать собой попутные машины - задача непростая и нам пришлось еще отстаиваться незадолго до КВ. Поздравив друг друга с финишем первого дня, мы отправились в свою гостиницу, заранее забронированную бюро авиапутешествий для нас в самом центре Вологды, у Кремля. Ксения сразу же отзвонилась домой и бурно вылила все впечатления - ей всё очень понравилось. Больше всего впечатлила кошка, которая ела какую-то птичку прямо посреди улицы в Тутаеве и не уходила, хотя мы ей бибикали. Пришлось нам объезжать кошку! Устроившись в гостинице и поужинав, мы ещё не успокоились и пошли гулять в Кремль, хотя было уже одиннадцать вечера.


Второй день был посвещен экскурсиям, поэтому раллийная часть была небольшой. После экскурсий, во второй половине дня, мы отправились в путь в сторону финиша, который находился в Ростове Великом. По дороге я всё гадал, по какому маршруту нас направят, так как между Вологдой и Ростовым совсем мало путей, а в ДК изображены повороты, перекрёстки и знаки "Уступи дорогу", которых нет на трассе М8 "Холмогоры". Поэтому мы заранее набрали побольше опережения на возможные блуждания. Но дело оказалось проще, хотя и не таким простым. Первый раз организатор "раскрутил" нас на разворотном кругу на трассе М8. Увидев знак КП, мы остановились и попытались сначала разгадать головоломку, а только потом ехать. Решили, что по кругу нужно проехать дважды, чтобы набрать нужное количество проездов КП, но сомневались в правильности своего решения до публикации итоговой "простыни". Дело в том, что конфигурация позиций в ДК, на наш взгляд, не очень совпадала с местностью. Но, рассудив здраво, пришли к выводу, что вряд ли нас уводят с трассы, а "объезд вокруг клумбы", нарисованный 5-6 позициями ДК, нам уже попадался на прошлых соревнованиях. Второй раз это был съезд к заправке и кафе, но нам осложнил дело "непробой" по расстоянию - как днём раньше. Однако мы разобрались и вернулись задним ходом, хотя в этом месте, как назло, стоял патруль ГИБДД. Третий раз это было в Ярославле, на съезде с трассы, для короткого объезда мимо Фото-КП, и последний раз - для возврата на М8 с региональной дорожки по участку "ХД" мимо последнего Фото-КП. Так что даже не потребовалось расходовать набранное опережение. Далее позиции в ДК были прописаны явно - населённый пункт "Ростов", название кафе... Поэтому нашей задачей стало "слить" набранные 50 минут опережения, для чего мы заехали на АЗС умыться и отдышаться. Доехать до финишного КВ не составляло труда, хотя мы до последней минуты не расслаблялись и работали - следили за временем, скоростью, расстоянием, позициями ДК и льготой ВКВ. В конце Ксении, как настоящему штурману, пришлось десантироваться из авто и бежать к пункту КВ, так как подъезд автомобиля был невозможен.


Тут мы уже поздравили друг друга с финишем, поздравляли встреченных судей, организаторов и других участников, которые успели собраться к этому времени. Подведение итогов и награждение было в кафе. Что делает женщина-штурман первым делом перед награждением? Проверяет результаты? Сравнивает нормативы? Пишет протесты? Наша Ксения приоделась и причесалась, ведь предстоит торжество в собрании серьёзных людей! В кафе в стиле русской избы нас ждал бесплатный чай с пирожками (с разной начинкой). Едва успели собраться все участники, как предварительные результаты уже были известны и разосланы через WhatsApp. Наш экипаж до сих пор не представлял, насколько плохо он проехал, так как ДС мы не считали, а валили на КВ из-за опоздания. То есть, должны быть громадные опережения. Как ни странно, опережения оказались небольшие. У других на ДС были опоздания, а у кого были опережения, то копеечные, в пределах статистической погрешности. Словом, многотысячных пенализаций, что не редкость на Марафоне, ни у кого не было. Заявлений тоже не было. У нас оказался пятый результат - низкий поклон "отсутствующим" КВ! Награждение прошло весело и как-то уютно - возможно, из-за небольшого количества спортсменов. Кроме кубков, раздарили целую пачку раллийных книг, так что пришлось задержаться на автограф-сессию. Как это бывает на Марафоне, поощрёнными оказались многие экипажи. Был уже девятый час времени, впереди ждали московские пробки, но дома мы оказались на удивление быстро - через 3 часа.


Помню, вечером первого дня мы с Ксенией звонили из Вологды домой. Ксения в полном восторге рассказывала маме знаменательные эпизоды из гонки и что ей всё понравилось, после чего мама спросила меня - а мне-то понравилось? Разумеется, все наши случаи блужданий и потери времени на поиски были достаточно невесёлыми. Расстраивали также недостаток штурманской практики, сложности работы со штурманской программой. Будь это на Марафоне, мы бы нахватали уже тысяч десять штрафных очков. Но мой смысл езды на ралли сейчас в другом и в этом контексте я был более чем доволен. Мне важно не победить самому, а чтобы побед добивалась дочка Ксения. И не обязательно подиума на гонке - маленькие победы над самим собой бывают намного важнее и значимее. Последний раз мы с Ксенией ездили на осенний Марафон в 2019 году. Прошёл почти год, но за это время Ксения стала из ребёнка взрослым - по крайней мере, в рамках автоспорта. Помимо того, что у неё лучше получается штурманить, она стала в целом по-другому держаться - как нормальный взрослый человек, здравомыслящий и ответственный. Зоркость и сообразительность у неё часто оказывается на высоте, когда она умудряется разглядеть малозаметные дорожные приметы, запомнить и оценить обстановку, разгадать задачу или исправить ошибку. В этом ралли я ей доверял совершенно, как пилот должен доверять штурману. И если Ксения была уверена, то я послушно исполнял её команды. Мне кажется, вместе у нас неплохо получается. Наверно, в таких событиях сам родитель учится не быть своему ребёнку "родителем", не относиться к нему сверху вниз, а становиться другом и товарищем, настоящей опорой и учителем.


На старте Авиаралли большинство автомобилей были джипы или кроссоверы. Для дорог нашей необъятной страны, очевидно, это наилучший тип легкового автомобиля: большие колёса, высокий клиренс, вместительные салон и багажник, привод на одну или на обе оси. В стороне от федеральных трасс качество дорог оставляет желать лучшего: многочисленные заплаты, трещины и другие неровности, в непогоду грязь, плохая разметка, малозаметные обочины, и прочее и прочее. Долго ехать по таким дорогам на маленьких тряских седанах или хэтчбеках весьма утомительно. Поэтому "стартовая решётка" Р3К отражает выбор и предпочтения автомобильного населения всей страны, ведь участники ездят на своих личных автомобилях.


В дорогу мы брали с собой пол-батона бутербродов и полтора литра чая. Как оказалось - мало и того, и другого. Чай с трудом растянули на весь день. Хорошо, что на второй день смогли заварить его заново в гостинице. Бутербродов также нужно было раза в три больше, как и другой серьёзной закуски, а не конфет с яблоками. Видимо, на ралли лишней еды не бывает. А вот канистра с бензином (НЗ для автомобиля) не пригодилась - спасибо КВ на заправках.


Об экскурсиях.
В первый день в обеденный перерыв была хорошая экскурсия на аэродром Левцово, с посещением КДП (командно-диспетческого пункта), экскурсией по старым самолётам и прекрасным обедом с таджикским пловом. Аэродром Левцово изначально был главным гражданским аэродромом Ярославля, а нынешний а/п Туношна был базой военной авиации. Потом а/п Туношна был модернизирован под гражданские авиалайнеры, а Левцово оказался заброшен, пока его не стала восстанавливать группа энтузиастов - авиационных техников и лётчиков. Сейчас там стоит единственный памятник авиационным техникам - знаменитый Макарыч из к/ф "В бой идут одни старики". На КДП установлено оборудование старого аэродрома, 80-90 годов выпуска, но всё в исправном состоянии. Аэродром принимает самолёты малой авиации.












На второй день мы побывали в аэропорте Вологда. Это последний действующий аэропорт, который практически не изменился с 70-80 годов прошлого столетия: то же здание с теми же интерьерами, что при СССР. Говорят, местные жители против модернизации его облика. Он работает, рейсы два раза в неделю, но для нас специально открыли здание и показали зал.








Затем мы отправились на аэродром Труфаново, только нелётная погода не позволила нам совершить обзорную экскурсию над Вологдой на АН-2.




Следующим мы посетили дом-музей А.Ф. Можайского, создателя первого русского самолёта, чья мысль намного опередила время. В самом деле, в конструкции его самолёта есть все элементы современных аппаратов: крыло, хвостовое оперение, фюзеляж, двигатель, шасси. При этом моноплан с тянущими винтами, двигатель спереди. И это в то время, когда другие пытались сконструировать многокрыльные махолёты. Думаю, только уровень развития технологий того времени не позволил Можайскому поднять в воздух самолёт раньше братьев Райт. Ещё мне было интересно рассматривать сам дом - а как строили загородные дома 200 лет назад, как создавали удобства для семьи, как организовывали пространство. Плюс - значительная экспозиция по Ильюшину и по космонавтике, так как есть космонавты - вологжане.









Последним в экскурсионной программе был "Приют старой техники в Бурцево". Здесь не только автомобили, но и множество других вещей - "артефактов" - из моего советского прошлого. Даже многие иностранные экспонаты мне ностальгически близки, ведь моё детство прошло в ЧССР.











С учётом, что мы с Ксенией погуляли по Кремлю накануне вечером, я могу сказать, что наконец познакомился с Вологдой. По сути, я в ней ни разу не был, хотя проезжал насквозь сотни раз.


На моей памяти это САМОЕ насыщенное экскурсиями ралли.

Р3К, Вологда, Ралли, Фото, Ростов Великий, Ксения, 1000 вёрст, Ярославль

Previous post Next post
Up