Без автомобиля на острове тяжело - это стало понятно ещё при подготовке к поездке. Автобусы во многие отдалённые уголки ходят не так часто, как этого хотелось бы, а любая прогулка к интересным точкам сопряжена с преодолением крутых подъёмов. Именно по этой причине нами рассматривалась аренда автомобиля, но с определёнными условиями, которые наложили ограничения в выборе прокатной конторы. Основное условие было связано с нежеланием «светить» пластиковую карту при аренде автомобиля. Думаю, никому не понравится, если после аренды вскроются якобы незадокументированные повреждения автомобиля и будет открыта транзакция на списание с вас определённой суммы. Наш выбор - наличные при расчётах. Дополнительное условие - низкий залог, который требуется оставить на время аренды. После учёта этих условий сразу отсеялось 90% прокатных контор, в основном крупных, которые предлагают свои услуги в аэропорту и зоне отелей. В приоритете осталась пара вариантов местных небольших контор - WeRent (
werent.pt) и MagosCar (
magoscar.com). Первые просили залог в 900 евро, вторые - 250. Выбор был предрешён, тем более что владельцем второй компании оказался немец - была надежда, что его бизнес построен по дотошной немецкой модели, а не по разгильдяйской португальской. Первым минусом оказалось то, что пришлось заранее, из России, отправлять предоплату в немецкий банк в Гамбург в размере 50 евро, чтобы хоть как-то подтвердить серьёзность своих намерений. Второй минус - не удалось добиться информации о точных технических характеристиках автомобиля, кроме указания типа топлива.
За сутки до обозначенного времени они позвонили мне, так как вспомнили, что воскресенье короткий день, и они не смогут отдать автомобиль после обеда. «Хорошо, что вообще вспомнили. Как будто при бронировании было непонятно, что это воскресенье!», - досадовал я на португальских женщин, которые и составляли персонал компании. Второе, что мне не понравилось - я плохо воспринимаю английский с акцентом по телефону. Пришлось несколько раз переспрашивать и подключать супругу, пока мы не поняли, что они предлагают либо бесплатно доставить автомобиль к отелю, где мы остановились, но утром в понедельник, либо выслать бесплатное такси, чтобы мы приехали к ним в любое рабочее время. Пришлось объяснять, что мы птицы вольные и к отелю не привязаны, гуляем по острову, спим где ночь застанет. Их это, кажется, немного шокировало. От такси также отказались и пообещали приехать до обеда самостоятельно. Таким образом, планы очередной раз пришлось скорректировать, что в итоге, наверное, сказалось лучшим образом на восприятии поездки.
Офис прокатной конторы располагался в Канису (Canico), что нам показалось очень удобным - случайных людей там нет, поэтому и отношение и автопарк должны отличаться от крупных контор в более популярных туристических местах острова.
Утром дошли до нижней станции канатной дороги - возле неё находится конечная остановка маршрутов EACL. Дождались своего 155 автобуса в Канису и с комфортом доехали до нужной остановки.
Цены на канатную дорогу.
В прокатной конторе были очень рады нам, тем более что мы изъявили желание по вынужденным обстоятельствам докупить ещё сутки аренды. Заказанный Seat Ibiza порадовал практически идеальным состоянием - в салоне запах нового автомобиля, отличная резина Мишлен и минимум царапин на кузове. Все имеющиеся повреждения ЛКП тщательно задокументировали. Несмотря на пробег в 3860 километров потёртости обнаружились на переднем бампере и правом боку - не берегут клиенты технику.
Автомобилю всего 1 год.
В документах обнаружили литровый бензиновый двигатель мощностью 75 л.с., а на переключателе коробки передач красовалась современная цифра «6». Надо сказать, что 99% прокатного автопарка острова составляют автомобили с механической коробкой передач - для здешних условий это весьма оправдано. При трогании с места возникла первая проблема - я не понимал, почему автомобиль не хочет самостоятельно катиться по склону, на котором был припаркован. Впервые встретился с автомобилем с механической коробкой и системой помощи при трогании на подъёме/спуске. Многолетний опыт езды на механике уже на второй день позволил полностью адаптироваться к автомобилю, а на четвёртый день я с азартом вписывал его в повороты серпантина. Эргономика данной модели на высоте, прослеживается влияние специалистов концерна VW - очень удобные сиденья, хорошая обзорность и интуитивно понятное расположение всех органов управления. Не понравились лишь три вещи:
- Расположение заднего хода рядом с 1-й передачей. Хорошо, что данный автомобиль был оборудован задним парктроником, который издавал сигнал при включении заднего хода. В противном случае немудрено перепутать.
- Пустой руль без чётко выраженной обратной связи. Порой казалось, что он вообще никак не связан с колёсами, настолько легко крутился. Но это, пожалуй, дело привычки.
- Чрезвычайно тонкая карта дверей, что невозможно на неё положить левую руку. Это и неудивительно, учитывая, что данная модель позиционируется как бюджетное решение.
Из странностей можно отметить работу подсказок по переключению передач. Едем на второй в горку с натягом - предлагает «переключитесь на третью». Понимаю, что двигатель не потянет, но ради эксперимента переключаюсь. Автомобиль теряет динамику и тут же предлагает перейти на вторую. То же самое и на более высоких передачах - например, на 60 км/ч уже предлагает использовать 6-ю. В итоге игнорировал подсказки и ехал по ощущениям - так намного комфортнее, хотя в каких-то случаях не столь экономно, как хочется бортовому компьютеру.
Чем ближе к мысу Сан-Лоренцо, тем скуднее растительность.
Пляж между Канису и мысом Сан-Лоренцо.
Первым делом поехали на прогулку по мысу Сан-Лоренцо. Это один из самых простых маршрутов, которые предлагают путеводители. Найти маршруты и почитать немного о них можно на разных сайтах, например, на
VisitMadeira.pt. Также в смартфон можно установить приложение WalkMe. Для пешей навигации наиболее оптимально использовать приложение OsmAnd с заранее загруженной картой региона - в нём хорошо видны все пешие тропы.
Удалось припарковаться поближе к началу маршрута.
Маршрут по мысу Сан-Лоренцо (маркировка PR8) в целом несложный, но достаточно продолжительный - около 8 километров. На него отправляются абсолютно все - от семей с младенцами в переносках до пенсионеров. В конце маршрута есть возможность искупаться в лазурных водах океана, поэтому есть смысл взять купальные принадлежности. Также на мысе находится один из
диких кемпингов, для остановки в котором можно заранее получить разрешение
в институте лесов и охраны природы острова (IFCN). Я получал такие разрешения, исходя из старого плана на поездку, поэтому они не пригодились. Выглядит разрешение вот так:
Разрешение на ночлег в палатке на специальных стоянках, вне обустроенного кемпинга. То есть везде, кроме единственного кемпинга на острове недалеко от Порту-Мониш. Без такого разрешения можно запросто получить серьёзный штраф от инспектора экологической полиции. Лесная зона острова (где располагается большинство подобных стоянок) является пожароопасной территорией, поэтому шутками и прибаутками не отделаешься.
Хорошо видно, как по траверсу склона проходит тропа.
Пещера.
У некоторых скал пластинчатая структура
Океаническая ферма.
https://youtu.be/GUi_bzuntN8 Вот так выглядит официальная площадка для кемпинга.
https://youtu.be/illGUNFgTsE Видео. На океан можно смотреть бесконечно…
Отъезжая от мыса обнаружили, что обочины дороги плотно заставлены автомобилями - это приехали зрители ежегодного ритуала, посвящённого рыбакам и проводимого в городке Канисал (Canical). В третьи выходные сентября тысячи человек участвуют в празднике в честь Богоматери Милосердия (Nossa Senhora da Piedade). В субботу процессия идёт в маленькую часовню, где забирают образ Богоматери и оставляют на ночь в церкви Канисала, а в воскресенье возвращают этот образ обратно. Необычность шествия в том, что оно происходит на рыбацких лодках, которых выходит в море несколько десятков. Все суда заполнены участниками действа. Лодка, которая повезёт святой лик, выбирается жребием за пару недель до праздника.
Некоторые берега острова так густо усеяны скальными образованиями, что соорудив между ними сравнительно небольшие стены, островитяне смогли создать бассейны под открытым небом. В один из таких бассейнов в Порту-да-Круш мы и держали путь. Найти место для парковки в этом небольшом посёлке не составило никакого труда - автомобиль оставили у местной церкви с красивыми цветущими деревьями вокруг. До бассейнов немного прогулялись и, заплатив по 1,5 евро за вход, совершенно спокойно нашли место, где можно расположиться прямо возле воды. На территории находятся туалеты с холодными душами, где также все переодеваются. Народ приходит в основном простой, поэтому лежаков на территории минимум - многие предпочитают лежать прямо на полу. Одно из самых интересных занятий - смотреть на то, как океанская волна с огромной силой бьёт в скалу, вода вздымается вверх на несколько метров и частично падает в бассейн - дети в полном восторге от подобного душа.
https://youtu.be/jCzv3BoIHt4 Ближе к вечеру бассейны совершенно пустеют - без солнца купаться прохладно.
Ночевать изначально хотели в Файале (Faial), найдя в рамках подготовки к поездке вроде бы пригодный пятачок. Но прогуливаясь над океаническим бассейном, заметили, как метрах в ста в тупике дороги разворачивается автомобиль. Решили заехать туда же и обнаружили практически идеальное место для палатки с трёх сторон укрытое от ветра. Бонусом был парапет, на котором было очень удобно готовить еду и ужинать, любуясь видами на океан и вдыхая солоноватый воздух. Надо сказать, что место не лишено уединения - народ с наступлением темноты исчез, лишь мимо несколько раз пробегала девушка спортсменка, наматывая тренировочные круги. На одном из кругов её сопровождал молодой человек. Напротив нас он что-то крикнул ей на прощание и остановился тяжело дыша. Перекинулись парой фраз, познакомились - его звали Фернандо, завязался разговор. Он оказался жителем и фанатом Мадейры, который очень любит прогуливаться вдоль океана, любоваться природными красотами и которому очевидно очень не хватало живого общения. Оказалось, что он много знает о нашей стране, так как у него когда-то была девушка из России, которая приглашала его к себе и показывала страну. Мы поговорили понемногу обо всём - об искусстве, культуре, литературе, политике. Ровно настолько, насколько словарный запас английского у Фернандо и у нас позволял это делать, периодически заменяя слова жестами и эмоциями. Его знания по некоторым областям нас впечатлили - не каждый русский так хорошо знает об этом. Про свою бывшую девушку он сказал, что она хорошая, но в голове у неё было чёрт знает что, типа слегка сумасшедшая. Вроде бы по этой причине пришлось расстаться. Посмеялись, предложили ему по старинной русской традиции выпить с нами «на ход ноги», но он категорически отказался.
Весь вечер и часть ночи над головой летали тайфунники - один из самых редких видов птиц на нашей планете. Их легко узнать по издаваемым звукам, которые похожи на смесь кошачьего мяуканья и всхлипов младенца. Фернандо с гордостью сказал нам, что это уникальный местный вид. На самом деле птица родом с Бермуд и первое время охраняла свои владения от людей, так как те считали, что так кричит дьявол.