За совершенные подлости надо платить…

Nov 27, 2015 11:09



Тщательно спланированная кровавая провокация Турции, когда в воздушном пространстве Сирии турецким F-16 был атакован и сбит бомбардировщик СУ-24 ВВС России, с очевидностью продемонстрировала, что в ближневосточном «раскладе» Турция выполняет роль покровителя, спонсора и пособника боевиков ИГИЛ. Ясное дело, после нападения, совершенного на наш самолет, мириться с этой ролью Турции Россия больше не может. За совершенные подлости надо платить даже в международной политике. За подлую провокацию, за гибель наших военных турецкие лидеры, без сомнения, нам ответят, но реакция России должна быть, с одной стороны, очень жесткой, а с другой стороны, чрезвычайно взвешенной и продуманной.

Совершенно очевидно, что в чисто военной сфере реакция России слишком резкой и «кардинальной» быть не может: Турция - член НАТО и развязывание Третьей мировой с применением ядерного оружия совсем не входит в планы России. Российская Федерация перебросила на север Сирии зенитные системы С-400 и, вместе со своими сирийскими союзниками, усилила боевые удары по позициям взрощенных турками исламистских боевиков. В результате, как сообщает ТАСС, российские и сирийские военные уже уничтожили террористов и "другие таинственные группы", действовавшие в районе, где погиб летчик со сбитого Су-24М. Но этим допустимые на данный момент меры военного характера и ограничиваются.

Просто напрашивается введение экономических санкций против Турции. По итогам 2014 года Турция заняла 6-е место среди внешнеторговых партнеров России, при этом в российском экспорте она занимает 5-ю строчку, а в импорте - 13-ю. В свою очередь в турецком импорте Россия заняла первое место, в экспорте - шестое. Доля Турции во внешнеторговом обороте России составляет 4%, а положительное сальдо России в торговле с Турцией в 2014 году составило 17,8 млрд. долл.

При этом главной особенностью торговых отношений России с Турцией является их несбалансированность по объемам и структуре. Дисбаланс в пользу российской стороны туркам в определенной степени удается компенсировать доходами от туризма, "челночной" торговлей, денежными переводами от своих граждан, а также турецких строительных и других фирм, работающих в России (по экспертным оценкам - порядка 10 млрд. долл.).



Следует отметить, что свыше 65% всего объема импорта из Турции составляют свежие овощи и фрукты, цитрусовые, легковые автомобили и запчасти к ним, трикотажно-текстильные изделия и ткани, танкеры и грузопассажирские суда, трубки, фитинги из пластмасс, прокат плоский из нелегированной стали, обувь, моющие средства, бытовые электронагревательные приборы, крепежная арматура и фурнитура, свежая рыба, мебель и т.д. - словом, всё то, что легко замещается на мировых рынках. Тогда как в структуре российского экспорта в Турцию основная доля поставок приходится на минеральные продукты, природный газ, нефть и нефтепродукты (64,1%), а также и металлы и металлоизделия - 19,3%. В структуре энергоплтребления Турции энергоносители из России занимают 57%, и они (прежде всего, природный газ) труднозамещаемы. То есть турецкая экономика от российско-турецкой торговли зависит сильнее, чем российская.



Однако экономические санкции - это «палка о двух концах». Так, "Газпром" получает за счет экспорта в Турцию около 10 млрд. долл. в год. Кроме того, полное перекрытие ведущего в Турцию газопровода приведет к разрушению газотранспортной инфраструктуры. Всё это делает энергетические связи непривлекательными для возмездия.

Введению против Турции жестких экономических санкций будет противодействовать и наша бизнес-элита, так как имеет в этой стране серьезные интересы. Например, около 4,5% от общего баланса группы Сбербанк приходится на турецкое подразделение. Чистая прибыль турецкого бизнеса Сбербанка - банка DenizBank - по итогам 2015 года может превысить около 7,5% от общего объема чистой прибыли Сбербанка (172 млрд. руб.). ОАО "ЛУКойл" владеет в Турции 693-я АЗС, нефтепродуктовыми терминалами, хранилищами для сжиженного газа, заводом по производству и фасовке моторных масел и другими объектами общей стоимостью более 500 млн. долл. Свои бизнес-интересы на территории Турции имеет и Магнитогорский металлургический комбинат, а металлургические гиганты "Северсталь" и НЛМК по итогам 2014 года получили значительную часть доходов от реализации своей продукции в Турцию.



И все же, по мнению экспертов, турецкая экономика в настоящее время очень уязвима:

«Сегодня экономика Турции испытывает серьезные проблемы... По итогам этого года она, вроде бы, вырастет на 3%. Это очень даже неплохо по сравнению с другими странами. Но государственные финансы испытывают проблемы из-за огромного долга, в основном внешнего. Международные инвесторы не верят в успешное развитие страны и бегут из нее уже второй год подряд. Турецкая лира непрерывно падает с середины прошлого года. Валютные резервы упали ниже $100 млрд до многолетних минимумов. Даже мировые финансовые организации говорят о серьезных рисках для экономики страны. Ее ждет длительная рецессия, что приведет к дальнейшему оттоку капитала и девальвации лиры. А это создаст серьезные проблемы для рефинансирования долговых обязательств».

В самом деле, с середины 2014 года турецкая лира переживает драматическое падение и это рискует вылиться в потерю контроля над инфляцией. Впервые с 2012 года валютные резервы Турции опустились ниже 100 млрд. долл. Государственный долг Турции по состоянию на конец сентября 2015 года оценивался в 238 млрд. долл. (689,8 млрд. турецких лир). При этом долг растет: еще в августе он находился на уровне 233,3 млрд. долл. (676,2 млрд. лир). Самое неприятное - высокий уровень краткосрочного внешнего долга. Он достигает почти 130 млрд. долл., а всего в 2016 году Турции необходимо будет погасить около 180 млрд. долл. И хотя в 2014 году государственный долг достиг 33% ВВП, что является историческим минимумом, в 2016 году платежи по этому долгу значительно превышают объем турецких валютных резервов.

Россия уже начала наступление на экономические интересы Турции. С 25 ноября появились сложности при оформлении импортных товаров из Турции. Таможенники перешли на полный досмотр всех грузов из Турции и в Турцию, что фактически делает непредсказуемыми сроки оформления. При этом становится практически невозможным импорт скоропортящихся товаров - овощей и фруктов. А крупнейшие туроператоры России аннулировали все туры в Турцию до 29 декабря 2015 года включительно. Премьер-министр Медведев на последнем заседании правительства заявил о возможности приостановки реализации крупнейших совместных инвестиционных проектов. Это, прежде всего, газопровод по дну Черного моря «Турецкий поток» и строительство АЭС в Турции.

Однако, еще раз напомню, что разного рода санкции и экономические войны - штука обоюдоострая и справиться с этим делом нашей экономике в нынешнем ее положении будет не так легко. Поэтому очень важно сохранять холодную голову и не переусердствовать, чтобы не «высечь» себя сильнее, чем турецкого провокатора. Кроме того, есть еще одно направление где мы можем нанести весьма значительный ущерб турецким интересам, никак не затронув при этом свои собственные. Но об этом я расскажу в следующей статье…



провокация, Турция, самолет, Россия

Previous post Next post
Up