Ситуация на Ближнем Востоке и режим Черноморских проливов

Dec 01, 2015 01:04



Обострение отношений между Россией и Турцией, ставшее результатом кровавой провокации турецких властей, снова поставило на повестку дня вопрос о свободе судоходства в Черноморских проливах (Босфор, Дарданеллы), который является ключевым для южного направления русской дипломатии практически с IX века. В свете обострения военной ситуации в Сирии, где наши летчики сражаются с боевиками ИГИЛ, вопрос о том, имеют ли власти Турции законное право перекрыть для российских судов Черноморские проливы, приобретает первостепенное значение. Юридическая сторона этого вопроса сегодня определяется «Конвенцией о режиме Черноморских проливов» (Конвенцией Монтрё), которая была подписана в швейцарском городе Монтрё 20 июля 1936 года. Так какие же положения содержит эта конвенция?

Сперва немного истории:

До 1936 года режим Черноморских проливов определялся Лозаннской конвенцией 1923 года, которая стала одним из заключительных документов Лозаннской конференции 1922-1923 годов, где получил окончательное подтверждение международно-правовой статус кемалистской Турции. Лозаннская конвенция устанавливала свободный проход через проливы в любое время торговых и военных судов любой страны мира. Советский Союз не ратифицировал конвенцию, как нарушающую его законные права и не гарантирующую мира и безопасности причерноморских стран.

Лозаннская конвенция до конца не разрешила проблему режима Черноморских проливов, поэтому, в условиях нарастания военно-политической напряженности в Европе в результате прихода Гитлера к власти и усилившихся военных приготовлений Италии, через 13 лет, 21 июля 1936 года, по предложению Турции, поддержанной СССР, в городе Монтрё (Швейцария) была созвана новая конференция, посвященная данному вопросу. В конференции о режиме Черноморских проливов, кроме Турции, приняли участие СССР, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Италия отказалась от участия в конференции, так как страны-участницы поддержали международные санкции против Италии в связи с ее агрессией против Эфиопии.

Сразу же после открытия конференции Англия выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы. "Международный характер" статуса Черного моря никогда не пользовался всеобщим признанием. Даже в Лозаннской конвенции, которая была подготовлена в свое время под сильным давлением Англии, содержались положения, ограничивающие, хотя и в недостаточной степени, допуск иностранных военных кораблей в Черное море.



В это время наблюдался прогрессирующий отход турецких правящих кругов от национальной политики и от дружбы с СССР и сближение с Англией. Поэтому и на конференции в Монтрё турецкая делегация поддержала английские предложения. Турки стремились создать всевозможные препятствия не только для прохода советских военных кораблей через Черноморские проливы, но и для развития советского военного флота в Черном море. Турецкие представители неоднократно подстрекали английскую делегацию к сопротивлению требованиям Советского Союза и даже отказались от собственного проекта конвенции в пользу английского проекта, содержавшего абсолютно неприемлемые для СССР положения.

Советская делегация не настаивала на полном запрещении входа военных кораблей в Черное море, соглашалась и на ряд других уступок, но при обязательном условии, что будут обеспечены хотя бы элементарные права и интересы черноморских стран: ограничение входа иностранных военных кораблей в Черное море по классу, тоннажу и срокам пребывания, а также предоставление черноморским державам возможности проводить через проливы любые свои военные корабли. По этим пунктам советская делегация проявила твердость.

В конечном счете 20 июля 1936 года конференция завершилась подписанием новой конвенции о режиме Черноморских проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов.



Важнейшие положения конвенции, состоящей из 29-х статей, 4-х приложений и 1-го протокола, сводятся к следующему:

Прежде всего, конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей ее функций правительству Турции (ст. 24).

В соответствии с положениями конвенции, за торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время (ст. 2, 3, 4, 5, 6, 7 и приложение I). Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, также могут пользоваться правом свободы прохода и плавания в проливах (ст. 4). Если же Турция является воюющей стороной, то торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в проливах, при условии, что эти суда никаким образом не оказывают содействия противнику Турции (ст. 5). Можно сказать, что оружие противнику Турции на этих судах точно возить нельзя.

Военные корабли нечерноморских стран ограничены в мирное время при проходе через проливы классом (легкие надводные корабли, малые боевые суда и вспомогательные суда) и общим тоннажем в момент прохода (15 тыс. т), a в отношении входа в Черное море, кроме того,- общим тоннажем одновременного пребывания в Черном море (30 тыс. m для всех нечерноморских держав, вместе взятых, с соответственным повышением этого лимита, но не свыше 45 тыс. т, в случае увеличения тоннажа самого сильного черноморского флота на 10 тыс. или больше тонн) и трехнедельным сроком пребывания в Черном море (ст. 14 и 18 и приложения II и IV). Подводные лодки причерноморских государств имеют право свободно входить в Черное море к местам постоянного базирования, но выходить из Черного моря эти подводные лодки могут только в целях проведения ремонта.

В военное время, если Турция сама не воюет, запрещается проход через проливы военных кораблей какой бы то ни было воюющей державы (ст. 19). Если же Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей через проливы передается целиком на усмотрение турецкого правительства (ст. 20), которое вправе ввести это положение в действие также и в том случае, если решит, что Турция находится под непосредственной угрозой войны (ст. 21).

Следует отметить, что к ряду положений конвенции сделаны оговорки об обязательствах по отношению к Лиге наций. С крушением Лиги наций эти положения при желании могут стать предметом юридического спора.

Таким образом, можно утверждать, что Турция может перекрыть на правовых основаниях Черноморские проливы для российских военных кораблей, только если Россия официально вступит с кем-либо в войну, и торговых судов, если Турция официально вступит в войну с Сирией. Напомню, что в настоящее время действия российской авиации в Сирии не признаются участием в войне. Остается, правда, еще вариант, что Турция вдруг решит, что находится под непосредственной угрозой войны. Но тут что-либо определенное в правовом плане сказать сложно…



Турция, Черноморские проливы, Россия, Монтрё, Конвенция

Previous post Next post
Up