РИГА. Легенды города Золотых Петушков. Часть 3

Mar 02, 2016 19:38

В третьей и последней части опуса о Старой Риге мы расскажем о тех местах, которые были также посещены в январе 2016 года и не заслуженно опущены в первых двух частях.




И начнём мы в этот раз, разумеется, с одного из самых знаковых зданий города, изображённого на многочисленных магнитах и фотокарточках Риги.
Это известный в народе Кошкин дом.



Крышу Кошкиного дома украшают два чёрных кота с выгнутыми спинами. Их история очень любопытна. Дом был построен в 1910 году купцом, который очень хотел быть принятым в купеческую Гильдию, здание которой расположено напротив, но постоянно получал отказ. Обидевшись, он попросил мастеров установить скульптуры котов на своём доме так, чтобы они были повёрнуты жопой с поднятым хвостом к Большой Гильдии.



Члены Гильдии, будучи несколько ошарашенными, постановили, что купца таки примут в Гильдию, но лишь на условии, что тот развернёт своих котов, что тот вскоре и сделал. И тогда не желавшие ранее идти на уступки ростовщики приняли хозяина Кошкиного дома с распростёртыми объятиями.



Кстати, мало кто знает, неподалёку от Кошкиного дома по адресу улица Шкюню 12-14 имеется гораздо менее известное место - Собакин дом. Хозяин этого здания, по легенде, однажды поругался с хозяином Кошкиного дома и в пику ему водрузил на дом собаку. Хотя, возможно, он просто так любил своего четвероногого друга, что решил после его смерти увековечить на своём здании.



Разумеется, нельзя не упомянуть собственно здания самой купеческой Гильдии.
В здании Большой Гильдии, куда входили самые богатые купцы и ремесленники (только золотых дел мастера), самые влиятельные чиновники и священники, раньше закатывались роскошные многодневные приемы и свадьбы. Сейчас здесь расположен концертный зал. (на фото Большая Гильдия слева)



Слева от Большой Гильдии стоит здание Малой гильдии, похожее на сказочный замок. Рассказывают, что если бродить возле здания поздно ночью, то сквозь стёкла можно увидеть, как по залам Малой гильдии бродит бородатый призрак и неспешно зажигает свечи.



Но мы что-то давно не говорили о флюгерах. И это при том, что наш рассказ идёт о городе, самым важным знаком которого были золотые петушки над церквями. Так вот, если на основных высоких зданиях Риги в качестве флюгеров было принято ставить именно петухов, то обычные горожане украшали свои дома другими разнообразными резными фигурками.



Обычно по внешнему виду флюгера можно было понять, чем занимается хозяин: у рыбака флюгер имел форму рыбы, у палача это был топор, у сапожника - башмак, а у участника парусной регаты на Олимпийских играх, соответственно, парус.



Нередко на флюгере были вырезаны инициалы владельца дома или просто год постройки здания.



В сквере рядом с Кошкиным домом стоит большой камень с лицом язычника. Это памятник ливам, одному из народов, когда-то населявших территорию средневековой Латвии, родственникам нынешних эстонцев.



Ливы были рыбаками, жившими на этой территории довольно обособленно с XII века до н.э., но со временем ассимилировали с балтийскими племенами. На сегодняшний день во всём мире осталось около 400 ливов, из которых ливским языком владеет в лучшем случае половина. В честь этой народности площадь и получила свое название.



Кстати, по одной из легенд, именно у ливов в 1201 году знаменитый в XIII веке епископ Альберт выкупил землю под город. Причем весьма своеобразным способом: ливы не хотели отдавать ему много земли, и тогда он попросил совсем чуть-чуть, всего-то в размер с воловью шкуру, лишь для того, чтобы сложить свой товар. Наивные ливы согласились, считая, что без столь малого кусочка земли они не обеднеют. Но Альберт с соплеменниками разрезали воловью шкуру на тонкие полоски, связали из них длинную веревку и огородили ею огромную территорию. На этой земле был построен склад для товаров - первая постройка города Риги.
Сейчас на этом месте напротив автовокзала неподалёку от Синагоги находится площадь Альберта с воооот такой хренью посередине.



Кстати, о камнях. Честно скажу, следующую историю мы не знали и поэтому радостно пробежали мимо, даже не заметив ничего любопытного. Ну, сказав по правде, это неудивительно, ибо, во-первых, зима, а во-вторых в этом городе смотришь больше на крыши, чем под ноги. Тем более, если не слышать легенду о заветном камне с "двойкой".
На улице Ольшаниковой (Alksnāja iela) в районе дома №3 в мостовой находится камень с цифрой "2". Цифра не выбита и не нарисована, это прожилка в структуре камня. По народной примете, на камень рекомендуется встать влюбленной паре и поцеловаться. После этой церемонии возникает нерасторжимая привязанность друг к другу, обещающая счастье. Правда, по некоторым источникам, какое-то время назад брусчатку перекладывали и "двойка" куда-то пропала. Говорят, что камень сохранился на той же улице, но лежит сейчас в другом месте. (фото найдено в сети)



Дом номер 11 по улице Пилс среди рижан зовётся домом Джульетты. Здание было построено богатыми британцами для собственного английского клуба, а фасад с массивным балконом скопирован с известнейшего "домика Джульетты" в Вероне, как бы добавляя в постройку немного английских мотивов в память о великом Уильяма Шекспира. В настоящее время в доме разместилось посольство Датского королевства, вход для посторонних туда закрыт, а само окно Джульетты зарешёчено от восторженных поклонников британского драматурга.



Ещё кусок мировой драматургии расположился на улице Калькю в доме 6. На крыше здания стоит скульптура трубочиста, под ним сидит в нише серьезный господин с толстой амбарной книгой, а по бокам на карнизе пара разбегающихся в стороны спугнутых котов. (следующее фото не моё, так как мы у здания были уже в темноте)



Когда-то давно тут жил богатый рижский купец со своей красавицей-дочкой. Отец боготворил дочь, следил за тем, чтобы та не водила дружбу с кем попало, блюла девичью честь и берегла себя для будущего супруга. Посему поселил купец свою дочь под самой крышой, дабы никто её не видел без позволения отца. Но как-то раз в доме засорились трубы и суровый отец был вынужден вызвать трубочиста. Пришёл юный красивый парень и во время работы случайно столкнулся на лестнице с красавицей. Между молодыми людьми вспыхнул бурный и страстный роман. Каждую ночь трубочист поднимался по своей лесенке до второго этажа дома, а дальше по веревке, которую спускала для него девушка. Влюбленные проводили вместе целые ночи.



Но однажды купец был разбужен мяуканьем домашних котов. Выглянув в окно, он увидел приставленную лестницу, веревку и всё понял. Схватил он огромные садовые ножницы, затаился у окна, и как только юноша стал спускаться, перерезал веревку! Несчастный юный трубочист рухнул на булыжную мостовую и разбился насмерть на глазах у любимой. Девушка, увидев случившееся, бросилась из окна вслед за ним. И только черные коты радостно урчали, сделав своё черное дело.
С тех пор каждую ночь, ровно в три часа ночи, когда погибли влюбленные, в этом месте раздаётся сдавленный крик юноши, а за ним слышится крик девушки. А затем явственно слышно зловещее урчание двух котов. И именно эту историю увековечил в своей сказке "Пастушка и трубочист" Ганс Христиан Андерсен.



Рядом со Шведскими Воротами находится еще одна достопримечательность - дом рижского палача. Расположено здание по адресу улица Трокшню, 9. По легенде, как-то палачом в Риге был молодой и очень романтичный парень. Поэтому, несмотря на тонкости своей не совсем романтичной профессии, каждую ночь перед казнью он выставлял в окне дома красную розу, предупреждая жителей города о предстоящей экзекуции.



В те далёкие времена, кстати, профессиональная деятельность передавалась по наследству. В том числе, и профессия палача. Если случалось, что у стареющего палача не оказывалось детей или оставались только дочери, то палачом назначали городского ткача. Считалось, что ткач занимается женским ремеслом, поэтому уважения к нему со стороны горожан и так нет. С этим связана одна история.



Однажды старый палач ушёл на покой, не оставив после себя наследника. Как и полагается, новым палачом стал ткач. Был он уж совсем какой-то слабенький. Но раз надо, так надо. И вот настал для него день первого "боевого крещения". Собралась толпа, вывели осуждённого. Палач приготовился отрубать ему голову, но не рассчитал. Первым ударом попал в спину. Вторым ударом попал по голове. И только третьим ударом смог попасть по шее. Но меч тяжёлый, а сил у неопытного палача осталось мало, так что отрубить голову до конца он не смог. В результате, голову ему пришлось отпиливать прямо там же ножом.



Мало кто знает, но именно в Риге зародились недружеские отношения между великим композитором Рихардом Вагнером и евреями. В августе 1837 года Вагнер, которому было на тот момент 24 года приехал в Ригу, скрываясь от многочисленных кредиторов. Он поселился в центре города на улице Калею и какое-то время служил в местном театре капельмейстером.



Но не сильно любили местные Вагнера, не давали ему гражданство, всячески гнобили, а главный директор театра ещё и положил глаз на его жену. И приходилось этому великому и столь нелюбимому в Израиле композитору проводить всё свое свободное время в популярном среди рижской богемы клубе, носящем звучное имя "Иерусалим". Но и там не нашёл он себя, ибо денег было мало, поддержки никакой, в какой-то момент его квартиру грабанули какие-то неизвестные личности и в дополнение ко всему его настигли недружелюбно настроенные кредиторы. И в 1839 году Вагнеру пришлось бежать из латвийской столицы. В наше время его именем названа улица в Старой Риге.



Нельзя не пройти мимо прекрасного архитектурного ансамбля из трёх зданий, носящего название "Три Брата". Внутри зданий сегодня расположен Музей Архитектуры Латвии. Музей маленький, бесплатный и много времени не займёт. Зато есть шанс побывать внутри настоящего средневекового дома.



Согласно легенде, все три дома действительно построили трое мужчин одного рода, отсюда пошло и название. Самый старый из братьев (правый) построен ещё в 1490 году, а самый молодой, у которого на фасаде висит маска, защищающая от злых духов, в 1718.
Кстати, говорят, во внутреннем дворике можно увидеть любопытную лестницу, которая как бы обрывается в воздухе, не достигая земли. По преданию, в одном из домов жил купец, который не любил ходить пешком. Каждый раз, когда он куда-то направлялся, ему подгоняли лошадь, в седло которой он садился прямо со свисающей сверху лестницы.



Напротив Пороховой башни Старого города находится искуственно насыпанная Бастионная горка, появившаяся в 60-х годах XIX века в качестве место отдыха рижан. Здесь было принято заводить амурные знакомства. Кстати, в последнее время имидж Латвии в Европе несколько пикантен. Говорят, что индустрия секс-услуг в городе хорошо организована, британские туристы приезжают в Ригу, чтобы познакомиться с местными девушками. Я не британец, так что увы...



Бастионную горку использовали не только в качестве парка, места для прогулок, но и в лечебных целях. Доктора прописывали пациентам моцион - подниматься на горку и спускаться с нее. В 1887 году на вершине горке даже построили кафе, чтобы у отдыхающих был стимул подняться на горку. До наших дней кафе не сохранилось.



Через дорогу от Бастионной горки, рядом с Пороховой башней, стоит желтое здание, на торце которого изображено множество красочных гербов латышских городов. Рассказывают, что это бывшее здание таможни, а гербы взяты из старинных документов, свидетельствующих, с кем Рига вела торговлю.



Именно на улицах Риги проходили многочисленные съёмки советских киностудий. Среди самых известных фильмов СССР на рижских проулках отметились "17 мгновений весны" и знаменитый "Шерлок Холмс". На следующем фото, если вы не обратили внимания, "Отель Юстаса".



Вход в дом Холмса на Бейкер стрит, 221b является на самом деле не улицей, а тупиковым закоулочком.



В "Семнадцати мгновениях весны", когда Штирлиц идет на встречу с Борманом в Зоологический музей-Министерство финансов, справа, где сейчас здание Парекс-банка, отчетлива видна надпись "Remonta darbnica", а когда идет мимо универмага - на витрине по-латышски написано про обувь для любого времени года. Кстати, что любопытно - в Риге на сегодняшний день существует всего 3 (!!!) кинотеатра.



Я уже упоминал о местах гуляний рижан в старинные времена. Так вот, по факту, гулять можно было где угодно, но вот встречаться просто необходимо было у часов "Лайма", стоящих рядом с монументом Свободы. "Завтра в 5 у Лаймы," - и собеседнику не над было больше ничего объяснять (если он, конечно, рижанин).



"Лайма", что с латышского языка переводится как "счастье", были установлены в 1924 году. В 70-ые годы колонна с часами была покрыта лозунгами в честь Славы КПСС, а слово "Лайма" исчезло. Потом всё вернули на место. Сегодня по этим часам можно сверять время: точность "Лаймы" координируется со спутника дважды в сутки.



Ну вот, собственно, примерно и всё по Старой Риге. Мы более-менее обошли всё, что только можно и посетили почти все интересные места. Сколько времени нужно на Ригу? Чтоб увидеть практически весь Старый город и заглянуть в каждый его закоулок, вам хватит, пожалуй, одних суток. Но даже гуляя по городу несколько дней, я обещаю, вы всё равно упустите кучу любопытных вещей, даже чувствуя, что вы обошли тут всё и не один раз. В Ригу надо возвращаться. И тогда она откроет вам множество новых секретов.



У меня, похоже, получился очень длинный отчёт по Риге, но хочется рассказать обо всём и всё показать. Я ещё расскажу вам о местах, где можно вкусно поесть, где в городе самое вкусное пиво и самый большой выбор виски, мы вспомним конфеты "Коровка" и духи "Дзинтарс", глотнём рижского бальзама и посетим сам город, зайдя в район "Деревянная Рига" и, разумеется, на самый большой в Европе городской рынок.



riga, trips, отчёт, photo

Previous post Next post
Up