Этот выдающийся, уникальный в своем роде фильм, я впервые посмотрел, будучи еще совсем в юном возрасте, и был тогда сильно впечатлен, но вместе с тем и жутко подавлен той пугающей атмосферой неизбежной смерти, которая царила на экране. Решенный отчасти в жанре исторической драмы (вернее будет сказать - исторической трагедии или даже катастрофы), «Цареубийца» Карена Шахназарова устанавливает неразрывную мистическую связь времен, которая позволяет переживать прошлое столь же мучительно, болезненно и остро, как настоящее.
Это крайне удачный фильм не столько в плане реконструкции убийства царской семьи, хоть и она по атмосфере выполнена так, что кровь стынет в жилах, и не столько в попытке примирить непримиримое, которая абсурдна по одной мысли своей, сколько в простом человеческом желании установить порванную связь с прошлым. Важно помнить, что фильм создан в 1991-ом году, и психиатрическая лечебница, в которой находится герой Малкольма МакДауэлла, вообразившего себя Яковом Юровским (человеком, который руководил расстрелом Николая II и его семьи в Екатеринбурге в 1918 году), находится в стенах полуразрушенного монастыря.
Более символичного образа того, какая чудовищная метаморфоза приключилась в головах и душах людей за 70 лет жизни под советской властью, трудно себе представить. Вторая русская смута в историческом смысле стала тем краеугольным камнем, который лежит в основе национального самосознания современно русского человека. И поэтому нельзя забывать тех, кто обрушивал «кровавый режим» во имя специфическим образом понимаемых идеалов «свободы, равенства, братства» (которые, кстати говоря, входят в прямое противоречие друг с другом), равно как и тех, кто ценой собственных жизней отстаивал естественное право великой нации на эволюционное развитие с опорой на многовековые духовные традиции и культуру.
Этот сложный и открытый диалог со зрителем Карен Шахназаров попытался начать в 1991-ом году. Условно говоря, кровавый убийца и его жертва встретились спустя много лет, чтобы разобраться в себе и друг в друге. Им сейчас не до ненависти и не до выяснения отношений - оба и так уже давно лежат в могилах, - но души их по-прежнему не находят покоя и требуют друг от друга ответа на один единственный вопрос «почему все произошло именно так и могло ли быть иначе?». Возможно, в 91-ом году было невозможно придти к общему знаменателю в этом вопросе, сложно это и теперь. Однако попытка искреннего покаяния (пусть не до конца осознанная и поэтому не нашедшая выхода) со стороны МакДауэлла-Юровского в финале картины все же дает тот крайне необходимый импульс, который позволил начать движение в правильном направлении.