Правильным решением было закончить знакомство с творчеством Никиты Михалкова просмотром «Сибирского цирюльника». Блестящее кино! Иные исторические фильмы, особенно современные телевизионные, бывает скучно смотреть хотя бы потому, что не получается у авторов пойти дальше пусть и хорошей, но театральной постановки. Ведь быт в таких фильмах не менее важен, чем тонкости сюжетных коллизий, но зачастую предметное окружение выглядит слишком условным и декоративным, чтобы зритель мог погрузиться в ту или иную историческую эпоху с головой.
У Михалкова же в «Сибирском цирюльнике» всего этого много, в избытке. И даже не в бюджете картины дело, а в трепетном отношении к каждой мелочи в кадре. По впечатлениям, просмотр «Цирюльника» сравним с чтением Гиляровского «Москва и москвичи» - перед глазами не только возникают удивительно живые картины русской жизни, но слышатся запахи и чувствуются звуки, которыми был наполнен воздух тех времен. Кино Михалковым снято на широкую ногу и как бы на самой высокой ступени эмоционально-патриотического подъема.
По современным меркам, внешние проявления переживаний героев могут показаться чересчур преувеличенными во всем хорошем и во всем плохом. Но это «чересчур» происходит (и с героями, и с Михалковым), что называется, от переизбытка чувств. В фильме нет проходных или провисающих сцен. Каждое мгновение этого почти трехчасового эпоса пронизано чистыми, искренними и живыми эмоциями, которые находят соответствующий отклик в сердце каждого неравнодушного зрителя. Фильм заслуженно может считаться гимном той России, которую мы когда-то потеряли и которую сейчас, в том числе благодаря разнообразной подвижнической деятельности Никиты Михалкова, очень хочется снова обрести.