О нерусских корнях казачества

May 09, 2011 15:37

Савельев в 1915 году издал интересную книгу о происхождении казачества. Однако, очень жалко, что он не уделил должное внимание нерусским корням казачества. Его волновала только официальная государственная идея - подчеркнуть особый характер казачества, отличный от остальных народов. Обратим внимание на некоторые мелочи. Например, первое сообщение о казаках рязанских в 1444 году - пришли казаки на лыжах с мордвой и разгромили татрского царевича, занявшего один из городов в Рязанском княжестве. То есть, перед нами явный пример военного сотрудничества и дружбы. Более того, основные промыслы рязанских казаков находились в Пензенской области к югу от Мордовии, где они промышляли кабанов, а вяленое мясо продавали. То есть совместное сосуществование с мордвой было для казаков нормой, равно как совместная защита от степных набегов.

Большую роль в формировании казачества сыграли новгородцы и их ушкуйники. Центром вольницы ушкуйников был город Хлынов (ныне Вятка). Особо тесные связи ушкуйники поддерживали с местными коми. Позднее, после разгрома Хлынова московским княжеством, часть из них подалась в бега на Волгу и Дон к их собратьям, а часть осела к востоку от Хлынова и, смешавшись с коми, образовала народ коми-пермяки. Отсюда логичен вопрос - могли ли коми свободно вливаться в состав казаков? Понятное дело, что вливались не только жены казаков из коми, но и всем был открыт вход в казачество. Свои люди.

Как мы знаем, до нашествия Тамерлана предки казаков жили во многих местах, а потом были убиты или разбежались кто куда. Например, часть казаков сбежала на Яик (река Урала), причем из тех мест была жена атамана Гунди. Куда сбежали остальные? Часть побежала в Мордву, часть на Русь, а с точки зрения топонимики очень интересна граница Руси и Чувашии. Там масса поселений имеет южнорусское название майдан. Явно, что туда бежали, поскольку от княжеской власти далеко, зато до чувашей, если захочется от княжеской власти сбежать, километров десять-двадцать. Кстати, до Тамерлана и после Тамерлана казаков часто обозначали именем сарматы и помещали на картах к югу от Чувашии. То есть, они как бы прикрывали этот край от набегов степняков с юга. Логично предоложить, что чуваши имели право свободно вступить в состав казачества.

Однако, тема тесных отношений казачества с народами Поволжья в борьбе со степью у нас крайне непопулярна. Да, признается, что тесные связи казаков с народами Поволжья сыграли свою роль при присоединении Поволжья к Руси во времена Ивана Грозного. Те же чуваши легко присоединились к растущему государству. Однако, контакты были прямые, негосударственные, часто, напротив, антимосковские. Но ведь именно так пополнялось казачество, как объединение людей, отнюдь не стремящихся к подчинению. Казаки были во многом антиподом московской власти. Они спокойно относились к язычеству, которое отнюдь не было тогда полностью вытеснено из сознания народов Поволжья мусульманством или христианством, они придерживались демократических традиций управления и плохо относились к рабству - квинтэссенции православия. Недаром крепостничество в странах православных везде приобретало особо затяжные, омерзительные формы. Но это также соответствовало не только русскому менталитету, побуждавшему народ уходить в казаки или бежать на север, но и менталитету многих народов Поволжья, отнюдь не рвущихся установить у себя подобные порядки. Так что, культурных препятствий для поолнения казачества за счет этих народов особых не было, равно как и препятствий для поселения бывших казаков на ряде территорий Поволжья - коми, западная часть Мордовии, север Чувашии и т.д.
Previous post Next post
Up