Помогите выбрать камеру

Dec 16, 2013 21:32



"Хочешь разорить друга - подари ему фотоаппарат" (уже народная поговорка)

Небольшая заметка-помощник начинающим фотографам. Какой фотоаппарат выбрать. Мнение практикующего фотографа в продолжение темы.



Фотография сегодня доступна.
        Для всех и каждого, не зависимо от возраста или развития. Даже мобильники и планшеты умеют фотографировать. И периодически у многих людей возникает резонный вопрос: как выбрать фотоаппарат? Вопрос целесообразности покупки не стоит, ведь, иногда нужно сфотографировать документы, друзей, какой-то интересный или красивый момент на память.

Раз фотоаппарат нужен, давайте его выберем!
        В целом, ситуация смешная: в сети Интернет гигантское число заметок о покупке камер, но главный недостаток этих материалов в том, что написаны они в основном менеджерами по продажам, журналистами, либо начинающими фотографами. И те, и другие редко обращают внимание на мелкие детали в обзорах и сводят всё к рекламе. Когда человек сам находит ответ, делает покупку, становится профи, он уже не возвращается к этим обсуждениям.

Что такое фотоаппарат?
        Устройство для получения изображения окружающего мира при помощи света. Т.е. 3D (пространство) мы переносим на 2D (поверхность), получаем изображение. Картинку мы можем передавать, копировать, печатать, продавать... развлекаемся как можем =) Независимо от класса камеры, от внешнего вида или марки, любой фотоаппарат состоит из:
- оптической схемы (объектив/линза/стекло/отверстие/... ) - это то, что позволяет увидеть картинку
- светочувствительного элемента (матрица/плёнка/приёмник/... ) - это то, что позволяет получить картинку (преобразовать)
        Все дальнейшие элементы и блоки добавляются в зависимости от целей. Мало света - вот вспышка, нужна энергия - вот батарея, нужна мобильность - вот зум-объектив, и т.п. Добавляются сложные узлы, меняется функциональность, но общий принцип работы "увидеть-зафиксировать" остаётся неизменным.

Выбор камеры начинается с целей.
        Всё верно, камера нужна, но что именно Вы собираетесь ей снимать? Это коммерческая съёмка, либо фотография из семейной поездки, а может вы профессиональный журналист, и т.д. Для каждой сферы деятельности свой собственный класс камер и свою фотографическую карьеру нужно начинать с вопроса "Чем Я занимаюсь".

Сегодня выпускаются тысячи камер. Задача производителей техники - продать, не важно ЧТО и КОМУ. Главное для предприятий - это прибыль. Ни одна из компаний не закладывает в основу продаж вопрос творчества или искусства. Поэтому в основе идеи продаж лежат десятки мифов. Несколько лет назад Илья Борг, профессиональный фотограф, рассказывал, что правда противоречит продажам. Например, известный (или нет) миф о том, что зеркальная камера снимает лучше мыльницы, миф о том, что большое число пикселей - это хорошо, миф о том, что плёнка воспроизводит правильные цвета и другие...

Я не хочу придумывать новое деление фотоаппаратов на классы, поэтому расскажу про особенности выбора. В завершении заметки отвечу на полученные вопросы.

Компакт-камера


   
   

В народе "мыльница". Иногда делится на подклассы (ультра-компакт, классика, ультразум, и т.п.) Описание можно свести к следующему":
+ Маленький размер, низкий вес;
+ Относительно невысокая стоимость;
+ Простота кадрирования (чаще всего через дисплей);
+ Безмодульная система (невозможно сменить оптику);
+ Минимализм пользования (почти нет никаких органов управления сложных функций)
- Маленькая матрица (особенность строения камеры)
- Низкая скорость работы (время включения камеры и подготовка к работе)

Сам вопрос качества изображения сомнителен. Из-за маленькой матрицы Вы не сможете печатать большой размер фотографий. Но как часто Вам приходится изготавливать плакаты размером 40 на 60 см? А4 с определёнными погрешностями напечатать получится. Современные процессоры убирают почти все шумы матрицы, оптические искажения не всегда заметны. Однако для творческой работы эти камеры почти не пригодны. Что поделать, за комфорт и мобильность приходится расплачиваться творческой составляющей.
        Невозможно сменить оптику. А зачем её менять? Очередной миф от маркетологов: "оптика должна быть сменной". Большое число объективов в рюкзаке - это всего лишь техническое требование к профессиональным фотографам, к тем, кто зарабатывает фотографией себе на жизнь. В безмодульной системе вы лишаете себя мусора на матрице, что я отношу скорее к плюсам. Кроме того, многие камеры оснащаются оптическими стабилизаторами и фирменной оптикой "Carl Zeiss". Исторически сложилось, то это скорее бренд для данного класса камер, но я считаю что доверять в определённой степени названию можно. Если что-то сломается, то замена всей системы (камеры) не требует больших вложений.
        Идеальное решение для простой съёмки во время путешествий, вечеринок, клубной и семейной фотографии. Карманный фотоаппарат. Если умеете обрабатывать фотографии на компьютере, то отличить фото от профессиональной съёмки невозможно. Если не умеете - не беда, ведь техническое качество съёмки улучшается, а о творческой составляющей сегодня мало кто задумывается.

Зеркальная камера


   
   
   

Мечту фотографов можно разделить на 2 части: зеркальная камера начального уровня и профессионального. Сами компании делят на более сложные классы, добавляя полупроффи, любителей, продвинутых и т.п. Но в общем случае уровня два - это камера с зеркалом внутри для простых и сложных задач съёмки.

+ Большая матрица (подразумевает качественную съёмку в сложных условиях)
+ Высокая скорость работы
+ Наличие модульной системы
- Большой размер и приличный вес камеры
- Высокая цена
- Громкий звук при съёмке
- Сложнее эргономика и управление
- Привлекает внимание

Маркетологи упорно пытаются убедить потребителя, что наличие зеркала в фотоаппарате влияет на качество съёмки. Однако высокая цена ещё не означает, что зеркальная камера - венец творчества для человека. Достоинство зеркала в том, что при съёмке мы можем видеть живую картинку (то, что получается на фотографии при нажатии кнопки). Недостатки зеркала - это размеры, посторонние звуки при съёмке, вибрация при работе.
        Покупателю навязывают синдром "большого автомобиля" - чем больше и дороже, тем круче. Но не всегда договаривают, что размер и качество почти никак не связаны между собой. Это психологическая уловка, очередной миф, что профессиональный фотограф - это большой толстый и бородатый мужик с большим чёрным фотоаппаратом.
        Иногда фотографы сами пытаются оправдать дорогую покупку. Несколько раз меня пытались убедить, что в зеркальной камере лучше насыщенность, меньше искажений. Не вижу никакой связи этих параметров с наличием зеркала. Даже эффект "вампиризма", как выразился мой знакомый (эффект красных глаз) НИКАК не снижается с появлением зеркала. Современных вампиров не испугать даже осиновым колом. Кстати, фокусировка у зеркалок в большинстве случаев действительно лучше чем в компактах. Из-за разных технологий работы автофокуса (быстрая фазная и точная контрастная фокусировка).
        Если говорить про особенности этого класса, то большая матрица (в несколько раз больше чем в компактах) позволяет сильнее размывать фон (меньше глубина резкости), повышает качество изображения (меньше шумов). Большой размер пикселей позволяет работать в более трудных условиях освещенности (яркости). Модульная система даёт возможность для творческой работы. Можно менять объективы, подстраиваясь под условия и задумки автора. Если сломается объектив, то можно не менять камеру целиком. Из недостатков: большой вес, необходимость покупки аксессуаров (кабеля, зарядные, кофры, и т.п.). Всё это влияет на цену. Управление камеры сложнее и иногда даже требуется обучение. Камера как магнит привлекает внимание, особенно милиции и всяческих домо-охранников. Самый частый вопрос, который я слышу на улице "а шо ты тут снимаешь? а утебя разришение есть?" Современные законы нерадивых чинушей иногда запрещают снимать некоторые мероприятия. Логических объяснений этому факту на сегодняшний день нет.

Если Вы не планируете заниматься профессиональной съёмкой, но без творческой фотографии себя не представляете, зеркальная камера - это то, что Вам нужно. Со временем можно будет купить дорогой объектив, новую камеру, штатив, аксессуары и т.п. Фотография как хобби. Если Вы уже постигли азы творческой составляющей в мире фотографии, знаете отличия в объективах и хотите стать профессиональным фотографом, то придётся купить зеркальную камеру профессионального уровня. Там всё то же самое, только дороже, сложнее, больше, тяжелее.

Беззеркальная камера


   
   

Совсем недавно в мире фототехники появился новый класс камер и занял среднее положение между мыльницами и "зеркалками". Производители особо не думали о названии этих камер, закрепив за ними слово "беззеркалка". Маленький размер камеры и творческие режимы съёмки: инженеры значительно упростили зеркальные камеры, выбросив из них зеркало и уменьшив байонет. Изменился тип фокусировки. Вместо фазовой используется система автофокуса по контрасту, иногда гибридная система. Технология компактная, но в условиях плохого освещения требует времени в работе. При помощи переходников на эти камеры можно поставить некоторые советские объективы, либо оптику проф.линейки (не для всех производителей). Можно сказать, что этот класс со добавил компакт-камерам возможность творческой работы и хорошее качество, сохранив при это миниатюрность.

+ Низкий вес
+ Сменная оптика
+ Относительно большая матрица
+ Использование проф.аксессуаров через переходники
- Относительно высокая цена
- Медленная фокусировка при низкой освещенности

Камеры для смартфонов


   

С интересом узнал, что недавно появился новый тип камер - для смартфонов. Технический прогресс не стоит на месте, однако не всегда дарит потребителям действительно полезные вещи. Подобную камеру можно оценить скорее как игрушку для своего телефона. Теперь фотографии кексиков для Instagram можно делать в сложном освещении и на расстоянии. Такой камерой вряд ли будешь снимать своих внуков или детей, зато во время путешествия можно быстро постить хорошие снимки прямо с телефона. Работает по wi-fi связи. Качество съёмки много лучше, чем на смартфон и напоминает работу компакт-камеры. Хипстеры будут рады.

+ Компактность
+ Простота пользования
+ Творческие режимы съёмки
+ Относительно высокое качество съёмки
+ Дистанционное управление
- Высокая цена
- Низкая скорость работы

Гурманы фотографии могут найти ещё камеры для мгновенной печати ( = полароиды ), однако это такие же специфичные устройства, как и камеры для смартфонов. На вкус и цвет, как говориться. Вывод: не верьте рекламе. Покупайте то, что действительно Вам нужно, а не то, что покупают все.


   
   

In the moment … snap-happy onlookers taking pictures of tidal waves after a typhoon in China. Photograph: Chance Chan/Reuters ----- Tourists photographing the Mona Lisa in the Louvre in Paris. Photograph: Imagebroker/Alamy. ----- Spectators taking pictures of Team GB's celebration parade after the London 2012 Olympics. Photograph: AFP/Getty Images

UPD: Сюда я вынесу наиболее интересные вопросы из обсуждения. Спасибо sjtonic за исправления в заметке.

- У меня есть 1000 у.е. Что купить, зеркалку или мыльницу?
        Пускай в фотографии это сумма не такая значительная, но я прекрасно понимаю человека. Хочется выбрать недорогую универсальную вещь и при этом не потерять деньги. Вводим цены в электронный каталог товаров, сравниваем. Можно взять зеркальную камеру с кропнутой матрицей и kit-овым объективом (идёт в комплекте с тушкой). Это будет либо начальная камера и неплохой объектив, либо неплохая камера и начальный объектив. На профессиональный класс ни камера, ни техника не дотягивают. Гораздо интереснее вопрос с классами компакт-камер и беззеркалок. За эти деньги можно фотоаппарат с великолепным качеством съёмки. Отличное решение для "стрит-фотографии" либо туристических поездок (удобно, не привлекает внимания). Про свадебную фотографию этими камерами придётся забыть. Лично я считаю, что лучше взять профессиональную компакт-камеру с качественной матрицей и объективом, пусть даже не сменным, чем зеркалку начального уровня явно проигрывающую в съёмке и размерах.

- У меня есть 500 у.е. Что лучше выбрать на эти деньги Canon или Nikon?
        Существенные различия в этих марках начинаются в от нескольких тысяч у.е. Всё что находится до - практически одинаково. Разница в эргономике, названиях, расширениях файлов. Всё что снимается потом можно корректировать на компьютере. Даже на самой камере можно выставлять определённую коррекцию, поэтому нет смысла говорить что "синит", а что "краснит" фотографию. Все мастерские, которым я доверяю в Минске работают лишь с Canon, поэтому с точки зрения ремонта я бы не советовал покупать Nikon. Я посчитал, что на никоне у меня почти в 2 раза меньше знакомых, чем на кеноне, значит шансов взять попользоваться что-нибудь из техники больше на кеноне. Для СНГ это в порядке вещей. В Европе, наоборот, больше пользователей никона. Можно привыкнуть к меню любой камеры, поэтому выбор можно осуществить лишь на основе эргономики и года выпуска камеры (чем моложе камера, тем более современные алгоритмы обработки фотографии, тем лучше картинка). В конце концов, если захотите заниматься фотографией на высоком уровне, то камеру за 500 у.е. вы либо продадите, либо подарите. А значит можно купить даже Sony, если ляжет в руку.
        Много лет назад я начитался умных форумов и выбрал кенон по причине самого большого байонета. Сюда можно поставить любой объектив, даже от никона через переходник. Прошло около 6 лет и я лишь несколько раз ставил гелиос на камеру.

- Почему мыльницы хуже "зеркалок"?
        О том, что это наглый миф от менеджеров компаний я написал выше и дал небольшое пояснение. Они не хуже, они не лучше. Они просто другие, для определённых задач. Спортивный автомобиль не покупается для перевозки картошки с дачи домой, а на велосипеде далеко не уедешь. Можно постараться, никто не запрещает, но у разных классов камер свои задачи и покупатели.

- Хочу стать профессиональным фотографом, с какой камеры мне можно начать практику?
        Снимать можно на любую камеру. Но не секрет, что на профессиональной технике это делать легче. Начать лучше с недорогой техники - её не жалко во время обучения. За это время можно подтянуть свои навыки на обучающих курсах, сходить на занятия к успешным фотографам. После этого, перейти работать на дорогую технику не составит труда. В общем случае я советую выбрать камеру, где матрица побольше, а процессор поновее.

- Что лучше для съёмки видео? "Зеркалка" или видеокамера?
        Новые модели фотоаппаратов успешно снимают видео. Сегодня даже кино снимается на зеркальные фотоаппараты - настолько приятно работать с глубиной резкости режиссёрам и операторам. Свадебные операторы давно закинули под диваны свои VHS-камеры. Но если речь идёт и записи семейного видео или каких-либо видео-уроков, т.е. о документалистике, я бы посоветовал взять видеокамеру: значительно проще снимать, когда все органы управления находятся под одной рукой, а с выходным форматом не так много работы - меньше монтажа и конвертирования. Простая видеокамера значительно лучше приспособлена для работы с видео, чем фотоаппарат. Вспомните милицию в штатском на митингах: все они работают с маленькими HDV-камерами в ладошках. На свадьбе от такого оператора разберет смех.

- Чем больше пикселей в камере, тем лучше?
        Пиксели в камере - это как люди на рынке. Когда их мало, торговля не идёт, но когда их безумно много, начинаются разборки, конфликты и т.п. Так же и с камерой. Великолепно о технической стороне пишет Владимир Медведев на своём сайте. Дабы не повторяться привожу ссылку на материал.

P.S. В любом случае, помните, что снимает не камера, а фотограф.
Хороших покупок и ярких Вам съёмок!

Александр Корсаков

Другие заметки о фотографии
Как выбрать фотоаппарат (советы для начинающих)
Свадебные ошибки глазами фотографа
Зачем так много свадебных фотографов?
Как фотографировать в мороз

Жмите "подружиться" если интересно читать мой журнал ;) Рад новым друзьям!        

о фотографах, обучение, заметки, вопрос, техника, разбор полётов

Previous post Next post
Up