Цели и средства

Sep 18, 2013 12:25

Сергей Морозов жалуется на прессинг и шантаж со стороны «Центра Э» и раскрывает грязные методы этой организации по провоцированию организованного «экстремизма».

У этой истории, впрочем, есть еще и второй смысл. А именно, она наводит на размышления о соответствии целей и средств. Морозов в последние годы сосредоточился на «ЗИТ-проекте», в надежде, что такого рода дальнеперспективное, ненасильственное социально-выживательное движение не будет восприниматься нынешней властью как непосредственная угроза или конкуренция, и может быть кто-то из элиты даже захочет в него инвестировать. Но по факту произошла интерференция этого проекта с другими аспектами деятельности Морозова, гораздо более подозрительными с точки зрения нынешней элиты. Это видно и по идеологии движения (вполне себе «революционно-наступательной», «обличительной») и по характеру аудитории (которая в значительной мере пересекается с аудиторией Яроврата, с симпатизантами лимоновцев и прочими субпассионариями). Сам Сергей Морозов этого, возможно, еще не осознал, но слишком пристальное внимание к нему российских спецслужб ставит жирный крест на реализации ЗИТ-проекта в том формате, который он задумывал. Если бы проект ЗИТ в нынешнем исполнении начал реализовываться на практике (тем более, если бы туда пошли какие-то серьезные инвестиции), то очевидно, что все его участники сейчас попали бы под пресс «Центра Э» вместе с Морозовым. И сотрудники этой спецслужбы могли бы заработать себе кучу звездочек на погоны, разоблачая и сажая «экстремистскую организацию, агрессивный и подрывной характер которой обличает уже сама ее идеология». Причем оправдания в стиле «а никакой организации и не было» только усугубили бы агрессивность следствия и суда («тщательно законспирированная организация»). То есть, Морозов, не желая того, мог бы подставить людей, которые решили «вложиться» в ЗИТ-проект серьезно, - с бизнесом, с семьями, с детьми.

Если к ЗИТ-проекту подойти всерьез, то очевидно, что задача №1 - это обеспечение безопасности в среде, где безжалостно подавляются или перехватываются любые организационные попытки, которые не опознаются как «свои» для «корпоративно-клановой системы». Единственный реалистичный формат организации такого проекта - это «дружить семьями», выстраивая нечто вроде «псевдоэтнической диаспоры», однако гораздо осторожнее, чем это делают обычные диаспоры. Но нужна ли для формата «дружить семьями» та навороченная и довольно агрессивная идеология, которую присовокупил к ЗИТ Морозов? По самому своему формату она более соответствует политическому движению или хорошо организованной секте, а не псевдоэтнической общине. И самое худшее - то, что она может подсказать неправильный формат деятельности и привлечь в массе не тех людей. Каковы люди, в наибольшей степени подходящие для ЗИТ-проекта? Пламенные эльфы-революционеры? Экзальтированные подростки? Для них это просто игра, не более.

ЗИТ-проект всерьез могут воспринимать только те «здоровые, интеллектуальные и талантливые», которые озабочены своим продолжением в будущее, т.е. нацелены на семью, на выращивание детей, и хотят найти для этого наиболее подходящую и здоровую атмосферу. Соответственно, инструментарий этих людей на данном этапе (и на ближайшие лет 100) вообще исключает какой-либо риск, политическую борьбу, желание «лезть в бутылку». Это «дружить семьями» и «съезжаться семьями» в те места, которые менее остальных подверглись деградации, несут в себе меньшее количество угроз. Образовывать там компактные «диаспоры» и концентрировать вокруг себя все жизнеспособное и здоровое, что есть в местном населении. Примерный план такого проекта я уже описывал ( *1*, *2*).

самоорганизация, регионализм

Previous post Next post
Up