Во всемирной паутине время от времени натыкаюсь на опросы типа: "Ваша любимая фотография" или "Фотография, которая вас впечатлила". Или еще что-то в этом духе. Мне становится любопытно, я заглядываю в комментарии - там, как правило, вместо названия размещают то самое фото.
И, естественно, из раза в раз среди прочих там оказываются одни и те же кадры: Афганская Мадонна / вьетнамские дети, бегущие по дороге после напалмовой атаки / человек перед колонной танков / стервятник, ожидающий смерти ребенка / мать-эмигрантка / обед на небоскребе / знамя над Рейхстагом.
Я знаю все эти кадры. Да и вы их знаете.
Понятное дело, что, встречая подобного рода заголовки, я начинаю прикидывать - а у меня-то есть фотография, которая действительно меня впечатлила? Технически или сюжетно.
Навскидку приходят три кадра, которые зацепили именно технически. Зацепили тем, как были сделаны. Самих фотографий в виде картинок у меня нет. Они хранятся исключительно в памяти.
Портрет Николь Кидман. Черно-белая фотография, где Кидман по сути не особенно видно. Студийная фотка. На ней она рукой закрывает лицо и только между пальцев виден бешено накрашенный красивый глаз.
Портрет Жана Рено. Тоже черно-белый кадр. Какая-то рама, острые зубья битого стекла и лицо. Меня удивило, как красиво можно снять такое некрасивое лицо.
И третья фотография из старого номера "National Geographic". Там, надо признать, отменные фотографы. Не знаю, как сейчас, но раньше они были чертовски хороши. Фотка очень простая, с какой-то российской фермы: мужик несет зеркало, зеркало - косо, под острым углом - по сути занимает почти весь кадр, мужик и тот фрагментарно виден. А в зеркале отражается темно-гнедая лошадь, стоящая в деннике. Эта фотография полна иллюзорности - вроде сначала видишь одно, а потом понимаешь, что там совсем другое. Честно признаться, жалею, что не стащила из библиотеки тот журнал. Я люблю такие кадры: не постановочные, мимолетные - как миг. Они подобны снайперским выстрелам - один из одного. Увидел, прицелился, выстрелил. Бах! Успел - кадр есть. Не успел - его уже не повторишь и не вернешь. Я вообще люблю качественную фотожурналистику.
И вот недавно, забравшись в архивные записи одного ЖЖурнала, я увидела фотографию, которая уже с неделю не идет у меня из головы. Я долго на нее смотрела, увидев впервые несколько дней назад. И поняла, что этот кадр задел, поранил, оглушил.
Своей какой-то чудовищной - до ступора, до онемения, до безмолвия - обыденностью.
И абсолютной бессмысленностью того, что послужило ему рождением.