И вот только не надо! Не надо пучить глаза, глядя на абракадабру на месте заголовка. Это, товарищи, не абракадабра. Это, товарищи, почти ребус. Который совсем несложно разгадать. Особенно после ознакомления с содержимым поста.
Случилось так, что наш предок Хьюго полюбил что мы неровно дышим к
замкам. А когда замки заканчиваются, мы переключаемся на альтернативные варианты архитектурных форм. Например, на
маяки.
Когда же и маяки уже изучены, в ход идут прочие виды построек. Или не построек. Или совсем не виды. В общем, главное, чтоб крыша была над головой. Или не совсем крыша. И не всегда над головой.
Короче, в ход идут
пещеры. Никуда, видимо, не делись инстинкты первобытного человека, не выдавилась до сих пор генетика наших предков, бесстрашно ходивших на мамонта почти с голыми руками. Поэтому до сих пор в пещерах заключается даже для современного человека какая-то тайная привлекательность. А когда эта привлекательность замешана на хоть и народной, но вполне себе мистике, то тайна разрастается до габаритов корабля, перегородившего недавно Суэцкий канал. Развалился, понимаешь, и пусть весь мир подождет! Тайна кооперируется с простым и банальным любопытством, жужжит настойчивым насекомым и расправиться с ним возможно, только прихлопнув назойливую крылатую проблемку. Ибо, как говорится, "Единственный способ избежать искушения, это поддаться ему".
Мы ему и поддались.
Пещеры, конечно, в маленькой и гордой есть. Ну как пещеры... Конечно, местные пещеры это не ахти какая мечта спелеолога, но на безрыбье, как говорится, и кенар тот еще соловей.
Вообще же из всех пещер, что мне довелось посетить, больше всего в свое время впечатлила меня пещера Дирос, что на
Пелопоннесе. Она, конечно, расположена у черта на куличках, но Дирос это место, которое стоит посетить. И неважно, сколько до этого места километров. Пелопоннес вообще сам по себе стоит того, чтобы туда съездить. Причем не раз.
Дирос - красивое, удивительное и запоминающееся место. Это целый лабиринт пещер с подземной рекой, поэтому большую часть тура вы плывете в лодке. Да, прямо там, под землей. Считается, что именно эта река - прообраз Стикса, по которой известно, кто плавал и известно кого и куда возил.
Фотографировать там без преувеличения сложно. Особенно во время движения и с воды. У меня из этой затеи вообще ничего не получилось. Впрочем, помнится, что на тот момент из головы вовсе вылетел факт присутствия у меня в руках фототехники. Факт этот, вероятно, вылетел через раскрытую "варежку".
А у других вот и "варежка" под контролем, и ручки из правильного места растут.
Фото из тырнета.
Когда умолкает гид, можно в полной мере оценить тишину этого места. Аб-со-лют-ну-ю. И обязательно надо опустить руку в воду: холодную-холодную и прозрачную-прозрачную - на дне виден каждый камешек, каждая залегшая там тень. А пока лодки стоят на приколе, вода эта еще совершенно недвижимая, зеркально-стеклянно-ровная, без единой морщинки. Даже кажется на мгновение, что это иллюзия.
А потом тебя высаживают в противоположной точке маршрута и остаток пути ты идешь пешком. Уже без какого-либо гида вовсе.
Тут уже, наконец, "варежка" у меня закрылась, а объектив - открылся.
Ну а то, что сталактиты в среднем растут по 1 см в 100 лет, вы ведь знаете, верно? Самые быстрые сталактиты, сталактиты-спринтеры, наращивают себе по 3 мм в год.
Полюбовались? А теперь из прекрасной Греции вернемся в северные широты.
В маленькой и гордой гор-то не наблюдается, местность все больше равнинная, холмистая и лесистая. Пока еще. Пока не все порубали, спилили и продали. Поэтому никаких скал и каменистых утесов.
Здесь утесы если и имеются, то местечковые, с национальным колоритом. Утесы здесь из песчаника. А местный песчаник порода мягкая, податливая, хотя, конечно, и по-прибалтийски сдержанно-красивая.
И вот в подобного рода утесах и встречаются пещеры и пещерки, самая знаменитая из которых находится в Турайде, что под
Сигулдой.
Вот, картинку покажу, но рассказывать про нее ничего не буду - сегодня не она героиня нашего романа. Про эту потом расскажу.
Сегодня у нас героини, что называется, с чертовщинкой, потому что каждая носит название с привкусом сказок и историй, поведанных Гоголем. Сегодня у нас хит-парад Чертовых пещер.
Надо сказать, что смех смехом, а только некая чертовщина во всей этой истории просматривалась и даже проявлялась. Судите сами.
Первым делом поехали мы в ту пещеру, что была ближе всех.
Ухабистая лесная дорога, небольшая парковочка, дальше - короткая прогулка сверху вниз по аккуратным деревянным ступенькам.
Внизу болотистая речушка, вокруг старые ели и поваленные деревья. Пахнет хвоей и палой, подгнивающей листвой. Обстановка задает нужный настрой и волей-неволей начинаешь разговаривать тише. Голос как-то сам собой понижается.
Даже у входа в саму пещеру цепляется за обрывистые склоны поверженный великан.
Изначально кажется, что пещера совсем крохотная и для того, чтобы войти в нее, придется наклониться даже невысокому человеку.
Наклонился, прошел по импровизированному мостику через ручей и внезапно над головой оказывается аж 4-метровый купол. А в пещере-то темно, никто об освещении не позаботился, тем более, что здесь в определенный период года проживают летучие мыши и в это время пещеру посещать и вовсе не рекомендуется.
И вот тут случился первый нежданчик - внешняя, специально притащенная вспышка наотрез отказалась синхронизироваться с фотоаппаратом. Хотя это знакомство для них ну никак не было новым - они уже давно и плотно сотрудничают, причем без каких-либо фокусов. А тут - хоть ты тресни! По отдельности работают, вместе - нет. Никакие уговоры не помогли. Поэтому пришлось выкручиваться и подсвечивать темноту сподручно-мобильными средствами.
Стены традиционно покрыты "наскальной живописью".
И, понятное дело, в обязательном порядке отмечено "проникновенье наше по планете"...
Легенда гласит, что черт жил в этой пещере много лет подряд. Учитывая, что сама пещера образовалась (если не врет наука) 5-6 тысяч лет назад, то жил он здесь действительно долго. Даже спальню себе организовал отдельную.
Вход в нее, так сказать.
Разумеется, мы туда сунулись. Но проход, во-первых, низкий (ползти можно только на четвереньках), во-вторых, ооочень узкий (сразу видно, что черт был худ и следил за питанием), и, в-третьих, на стенах прохода, влажно поблескивая в свете фонариков, сидели отвратительные пауки. "Ну их к черту!" - решили мы и попятились обратно.
И вот жил тут нечистый до тех пор, пока не прогневал бога-громовержца Перконса (по сути это однополчанин и практически тезка нашего Перуна). Дошло до того, что Перконс хотел пнуть рогатого, но промахнулся и лишь отколол от скалы кусок. Но черт намек понял и в рекордно короткие сроки - то есть, сразу - освободил помещение.
Место все же необычное. Особенно, когда один стоишь в пещере, под тем самым куполом, который теряется в темноте. Дневной свет через "вход" подсвечивает пещеру очень слабо, вокруг мрак, лишь журчит едва слышно ручеек и... тишина. А за спиной еще какой-то тоннель. Честное слово, в одиночку там становится неуютно.
А выскакиваешь наружу и баланс в природе восстанавливается. Небо, ели, место для пикничка.
А какие-то счастливые люди даже приезжают сюда верхом.
Рядом с пещерой есть родник, который тоже отметился в легенде. Она утверждает, что родник обладает целительной силой. Поэтому аборигены постоянно приезжают сюда за водичкой.
Уж не знаю, обладает ли источник теми волшебными свойствами, что приписывает ему фольклор, но только вода действительно очень вкусная. Холодная, бодрящая, чистейшая родниковая вода.
Дальше мы, что логично, двинули дальше. Хотя ехать нам было не так уж и далеко.
Снова парковка, снова прогулка через лес-поля-хутора и - вуаля! - мы у цели, на берегу реки под названием Гауя.
Река неспешно несет мимо свои воды и в ней отражается утес и вход в пещеру. В Чертову, разумеется. И утес тоже Чертов.
Летом утес обитаем - там живут ласточки и в его песчаном боку они насверлили весьма заметную перфорацию. Еще они, наверно, хотели построить себе железную дорогу, но идея потерпела крах, а вот рельс - остался.
Если же серьезно, то рельс этот привет из далекого прошлого, о коем речь впереди.
Место очень живописное. Само по себе. Даже без ласточек и рельса. Это характерная для здешних мест красота - неброская, но запоминающаяся.
Минувшей, на славу удавшейся зимой, здесь было особенно хорошо и ярко.
Полосочки: песчаник - снег - вода. Почти что три пересекающиеся стихии: земля - вода - вода.
Речку по зиме прихватило довольно основательно. Летом на месте следов уже плыть надо. Причем хорошо плыть - Гауя считается самой норовистой рекой.
Зимой здесь не просто национальный парк. Зимой здесь без преувеличения заповедник красоты.
Кто-то от созерцания оной даже вон, потерял не только перчатки (по одной)...
...но и куда более важную деталь облачения - оптику. Это, конечно, не синдром Флоренции, когда теряют голову сознание либо дар речи, но, как говорится, лиха беда начало.
В первый раз мы сюда прирулили еще когда снега не было и казалось, что и зимы-то толком не будет. А будет стандартная прибалтийская бяка: дожди, ветер, слякоть, свинцовое небо над головой, из которого хоть пули отливай. Вон, питерцы знают, о чем я.
Местная пещера носит название Большой Чертовой пещеры. Она как раз по центру, черным провалом, за елкой, вернее, сосной.
Разумеется, у этой пещеры тоже есть своя легенда. Однажды черт поспешал куда-то по своим делам. И вдруг услышал, как запели петухи и испугался. Надо было куда-то заныкаться и переждать денек, а тут как раз - хопа! - и пещера подвернулась. Он туда нырнул, чтоб перекантоваться, пыхтел, рычал и закоптил своим дыханием все стены до сажевой черноты. С наступлением темноты рогатый из пещеры выбрался да, видать, позабыл, что находится на крутом бережке. И ухнула нечистая сила прямо в Гаую да утопла. Народная молва утверждает, что и по сей день можно слышать, как он из речки пыхтит и рычит, а также, говорят, время от времени даже утаскивает туда случайных путников.
Впервые это место упоминается аж в 1620 году и не где-нибудь в пошлых летописях, а в протоколе. Дело было громким! Дело об убийстве. Самом известном, пожалуй, на территории страны. И было это так...
Впрочем, я об этом в другой раз расскажу - когда про пещеру в Турайде рассказывать буду.
Большую же Чертову пещеру и этот утес в качестве туристического объекта вносили в путеводители еще в конце позапрошлого столетия. Аж с 1857 года, стартовав под названием "Teufelshöhle" (то бишь "Пещера дьявола" с немецкого), этот утес и эта пещера носят на себе тавро "Must see". Вплоть до 1980 года, пройдя по узким мосточкам прямо над обрывом, можно было попасть непосредственно в саму пещеру.
Оцените, насколько с начала прошлого века поменялся ландшафт - тут и пещеры-то за "зеленкой" не разглядишь. И зацените мосточки, по которым раньше можно было попасть в пещеру. У рельса ласточек ножки... ну или что там у рельсов?.. отсюда растут.
Мостки тянулись с обеих сторон. Подобраться к пещере можно было как справа, так и слева.
Но при взгляде со стороны конструкция все же не особо внушает доверие. Что-то весьма шаткое просматривается во всех этих мостках и деревянных подпорках, упертых в ненадежный, сползающий в реку берег.
Внимательный зритель обнаружит на фото котелок.
Но если ты дошел, прошагал гордо по мосточкам, то мог порадовать себя видом из пещеры. Мужчина с предыдущей фотографии наверняка так и сделал.
Пещера расположена аж в 8 метрах над рекой, и, как видим, никаких скамеечек там больше нет.
Их нет, потому что с 1980-го вход в пещеру закрыт. Слишком много желающих было посетить пещеру и оставить на ее стенах свои драгоценные автографы. А часть тропы и вовсе проходила прямо поверх "потолка" пещеры и порода там истончилась аж до 1 м. После этого решили, что все, баста, нечего шляться и портить экологию. Плюс сам утес постепенно, под влиянием погодных условий и эрозии, откалывался кусками, и Гауя уносила части его хрупкого тела прочь.
Правда, в сети гуляют фотки 90-х и даже начала нулевых, на которых запечатлены некие люди, проникавшие в пещеру и после запрета. В 98-м один такой "турист" тоже хотел нанести в пещеру далеко не официальный визит. Однако сорвался с крутого склона, упал в реку и утонул.
Склон, протяженностью метров 10-12-ть, действительно крут: почти отвесный и усыпанный плотным ковром скользкой хвои. Путь экстремалов и самоубийц, и в кадр он влез далеко не полностью. Кривое, наклонное дерево как раз то самое, что выросло на площадке перед входом в пещеру. От самой площадки, как хорошо видно, тоже мало, что осталось.
С 90-ми у пещеры связана еще одна история, и она настолько же прекрасна, насколько бредова.
Началась сия восхитительная история в 92-ом году и очень далеко от этих мест - аж в Турции. Где у подножия Арарата, некто Георгий Ибериони родом из Грузии, скромно окрестивший себя пророком, посланным Богом, обнаружил Ноев ковчег. Не больше и не меньше. Ковчег был не из дерева (врет все ваша Библия!), а, что особо примечательно, из камня и гипса. Не, ну вот про бетонные корабли я знаю, на рижском взморье даже вон, лежит один,
затонувший. Но чтоб камень и гипс плавали!.. Это уж точно из разряда нерукотворных чудес.
Короче, после аховой находки на Георгия снизошло откровение, что дальнейшие поиски надо продолжить в Латвии, в Сигулде. Видимо, не зря когда-то очередной латвийский министр иностранных дел утверждал, что у Латвии и Турции - общая граница. Садись, чувак, это пять! На географию можешь больше не ходить - ты и так в этом предмете гуру.
И вот в апреле-месяце того же года, под аккомпанемент раскатов грома и спецэффектов в виде молнии (ах, оцените, оцените гнетущий драматизм мизансцены!), которые были признаны знамениями свыше (естессно!), четверо неизвестных занялись в пещере тем, чем обычно занимаются кроты - стали рыть. Они искали некий древний храм, и Чертова пещера в этой постройке обозначалась как главный вход. Портал, понимаешь.
За несколько дней раскопок, они докопали аж до внутренних переходов и каких-то помещений искомого храма. По их соображениям это была арка, что в эзотерике символизирует врата.
Администрация Национального парка узнала о несанкционированных раскопках лишь спустя неделю. Приба-а-а-алты... По душу храмокопателей явился, наконец, - по крутому склону, на веревке, практически как ангел с небес - один из инспекторов парка и потребовал, понимаешь, раскопки прекратить. Однако в ответ получил мантру: "Запретить здесь копать нам может только Бог, ибо копаем мы здесь по его велению". Подниматься наверх с пустыми руками было как-то неловко, поэтому инспектор составил акт и заставил главного "археолога" написать объяснительную, которая получилась весьма необычной. Нет, правда, почитайте сами - вот ее часть (перевод - мой) :
"Мы миссионеры, что несут в мир крест и любовь. Мы члены "Белого Братства". Руководитель группы эзотерических знаний - Саша Белый представитель Грузии, пророк Георгий Ибериони. Он приехал в Латвию, чтобы помочь обрести утерянные исторические ценности народной культуры. Эти ценности оставило "Белое Братство". Чертова пещера по своей сути - начало огромного храма, который раньше считался священным местом и где проходили молитвы и богослужения. Наша цель - пробудить дремлющий народ. Более подробные объяснения мы дадим и в прессе, и по телевидению, и во всех других областях и сферах (когда придет время). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. 20/04/1992".
Также инспектору было сказано, что двухметровый пророк Ибериони мастер кунг-фу. Видимо, это был заключительный залп, поразивший инспектора по самое не балуйся, и пришлось ему все же вернуться наверх.
Он ушел, но вместо него стали на регулярной основе являться всяческие комиссии, которые объединяла одна благородная цель - прекратить раскопки. Но комиссии из раза в раз терпели фиаско. Ибо белая братва поливала визитеров ладаном и настаивала на том, что их труд - священен; что в Сигулду пришел упоминаемый в Библии Авраам, чтобы здесь принести в жертву своего единственного сына; и что Раймонд Паулс дал им разрешение откопать древний храм, которому 5 тысяч лет и чьи подземные ходы ведут аж до самой Турайды (а это около 5-ти км). После освещения Ибериони переименовал пещеру в Рыцарскую, потому как в поэме Шота Руставели "Рыцарь в тигровой шкуре" содержатся пророчества на тему раскопок в этом месте.
В общем, все свидетельствует о том, что трава у братвы была забористой.
А сделать то, чего не смогла добиться ни одна комиссия - то есть прекратить раскопки - помогла сама пещера. Под песком, который радостно разгребали братья, оказался песчаник (что, согласитесь, логично и предсказуемо). Справиться с ним не помогла ни молитва, ни ладан, ни приемы кунг-фу. Других инструментов у работников креста и долота не оказалось, поэтому копать они прекратили, заявив, что, мол, из-за многочисленных комиссий невозможно работать. Мешают оне. Атмосферную картинку портят.
После этого знаменательного заявления, братва из пещеры испарилась. Был там храм или не был, одному черту известно, но деятельность миссионеров не прошла бесследно - благодаря своей копательной деятельности, они в результате увеличили длину пещеры с изначальных 10 м до целых 40-ка.
Полюбовавшись на пещеру, которая в Латвии считается самой красивой и интересной, мы отправились дальше - нас ждала еще одна пещера. Разумеется, Чертова. И находилась она буквально неподалеку.
Сначала надо было пересечь реку, и мы с комфортом это сделали, прогулявшись по пешеходному мостику. В самом его конце стоял какой-то человек и беззаботно грелся на лучезарном зимнем солнышке.
Стоп! Это зимой он грелся, когда выпал снег и были морозы. А в первый наш приезд никто на мосту не грелся. И даже снега еще не было - так, легкая, пробная изморозь. В общем, не обессудьте - в посте использованы фото разных периодов. Все смешалось в доме Облонских, короче.
Шагая по мостику можно (особенно снежной зимой рекомендуется!) остановиться приблизительно по середине и посмотреть сначала направо...
...а потом налево. Все это белое полотно - скованная льдом река.
И кто-то бесстрашно оставил на ее ровной, гладкой спине свои недолговечные следы.
Сразу за мостиком - направо и по тропинке. Сначала прямо, а потом вверх.
Тропинка выводит на самый верх утеса и по сути ты оказываешься над Большой Чертовой пещерой, которую только что рассматривал с противоположного берега и жалел, что не можешь в нее попасть.
Во-о-о-н он, пятачок! Та самая точка любования локотком, что близок да не укусишь.
А потом деревянные ступеньки вниз и ты оказываешься по другую сторону утеса.
Тропа ведет по берегу, аккурат вдоль реки. С одной стороны - вода, а по другую руку - обрывистая стена утеса все из того же, столь привычного песчаника.
И это прогулка не просто вдоль утеса. По сути это прогулка сквозь временные пласты, и шершавые бока песчаных скал это свидетельства и летопись неистребимого человеческого тщеславия.
Кажется иногда, что не осталось ни одного утеса, который не был бы ранен автографами.
Твиттер эпох. Наследили в истории.
Разные годы, разные языки, разное время. Но желание увековечиться хотя бы таким, примитивным способом, единое для всех.
Однако следует признать - встречаются среди всеобщей наскальной вакханалии старые, аккуратные надписи, в которых чувствуются педантичность и аккуратность. По ощущениям автор подошел к написанию столь же основательно, как к долгосрочному банковскому вкладу.
Встречаются надписи прямолинейные и простые. Какой-никакой исторический вес им придает только дата написания.
Есть надписи не просто старые - древние! Они буквально поросли мхом и почти не читаются.
Изящные изгибы тонких линий. Почти геральдические вензеля, ювелирная работа. Но саму надпись уже не разобрать. Кем ты был, человек, начертавший фразу на вечную тему "Киса и Ося здесь были"?..
Идешь медленно, периодически останавливаясь, чтобы внимательней рассмотреть надписи. Иногда, правда, полезно поглядывать не только вверх, но и под ноги.
А потом снова поднимаешь взгляд и обнаруживаешь очередную пещеру. Ну ладно, пещерку. Почти гротик.
Однако даже там, на приличной высоте, над очередным крутым, почти неприступным склоном, виднеются нацарапанные следы присутствия хомо сапиенсов. Который, как известно, не всегда сапиенс, но зато всегда хомо.
По пути к конечной точке нашей образовательно-созерцательной прогулки, можно спуститься на самый берег реки и посмотреть на Чертов утес под другим ракурсом.
А за следующим поворотом убегающей вперед тропинки оказывается искомое. Конечно же, пещера. Название надо уточнять?..
Удивительное дело, но у Малой Чертовой пещеры нет отдельной легенды или истории. Рогатый здесь не прятался, не жил, не ночевал и, кажись, сюда даже не заглядывал. И вообще изначально эта пещера носила название Бобриной - напротив как раз романтическая топь, а неподалеку журчит небольшой родник. Народная молва гласит, что матери в стародавние времена окунали в него детей - дабы они росли умными.
Существует версия, что пещеру переименовали из-за близости большой пещеры. Однако индивидуальная особенность есть и у малышки - ее вход почти на двое делит колонна.
Пещера не очень большая - что-то около 10 м протяженностью, и попасть внутрь ее можно только основательно сложившись и сев на корточки. Даже дети, не наклонившись и не согнувшись, войти в пещеру не могут. Какой "войти"! Вползти! Высота входа не более метра.
Интерьер выглядит довольно сурово.
С изначальными фотографиями этой пещеры у меня случился второй нежданчик. Все, что было отфотографировано в первый визит сюда, просто исчезло. Не сохранилось ни единого кадра. И это, скажу я вам, прецедент - никогда раньше с моими фотками такого не случалось. "Мистика-а..." - как сказал бы старпом из старой доброй комедии "Полосатый рейс".
В общем, чтоб пост получился полноценным, пришлось вернуться.
У кого-то, возможно, тоже произошла мистическая история, поэтому вместо инициалов человек выцарапал номер псалма. Правда, над псалмом мерещится что-то неприличное.
Между двумя фотографическими визитами прошло не так уж много времени, однако администрация парка успела установить прямо перед входом запрещающую табличку.
Но только когда и кого у нас удерживали от запрещенных действий подобные меры? Вон, даже вариация на тему "Крика" Мунка поражается их наивности.
На склонах давно уже не осталось живого места.
От Малой Чертовой пещеры деревянные мостки туристической тропы убегают дальше. Но нам туда не надо. Нам пора вострить лыжи в обратный путь. И снова пересечь временные пласты, на мгновения, мимолетно, задумавшись о судьбе неизвестных людей. Как, например, сложилась жизнь незнакомой нам "К. Розите", побывавшей здесь в начале прошлого века?
Только мне кажется, что в надписи четко читается слово "АД"?.. Ад Восемьдесят шестого. Звучит как название некачественного бульварного опуса.
После этого соседство с данной надписью черепа уже не удивляет. Закономерно это или чистой воды совпадение - черт его знает!
В общем, такая вот получилась прогулочка.