Росписи Армянского собора. Львов.

Feb 25, 2017 00:40

Оригинал взят у zalgalina в Росписи Армянского собора. Львов.



Продолжаем нашу прогулку по славному городу Западной Украины - Львову.
Пожалуй, одним из самых сильных впечатлений моей недолгой Львовской экскурсии было посещение Армянского Кафедрального собора. О нём и будет мой рассказ, который давно был обещан vahemart

Львов - удивительный и абсолютно непредсказуемый город. И хотя в центре  невозможно заблудиться, иногда уличные показатели приводили меня, честно говоря - в замешательство.


Потеряв немного драгоценного времени, я все-таки нашла искомый Армянский квартал, попав в который, оказалась совершенно в другом измерении. И вывести меня из этого состояния не могли даже современные европакеты на столетних окнах.
Конечно, все эти дома неоднократно достраивались и перестраивались, начиная с 18 века. И совсем мало сохранилось двух-трехэтажных домов с тремя окнами по ширине фасада, как это было обычно принято в средневековом городе.


Думаю, что вам все-таки немного интересно, когда и в связи с чем появились первые армянские поселения в Украине.
Тот кто был в Феодосии в Крыму,  несомненно побывал в Армянской церкви (8век!) или же в Армянском монастыре Сурб-Хач (14 век) в Старом Крыму. Причиной подобных переселений были, конечно же, набеги на Армению то арабов (7век), то турок-сельджуков (11 век), то татар (13 век), то опять турок (15 век). И удивительно то, что живя вдали от своей солнечной родины, армяне, как нация, не растворились среди городского львовского населения, а смогли сохранить свои обычаи и  культурные традиции на протяжении многих и многих веков.
В первой половине 17 века во Львове жило уже около 2 тысяч армян, которые имели свой совет старейшин, свой суд, свои учебные заведения с преподаванием на родном языке, больницу, библиотеку и даже собственную типографию.
А центром общественой жизни армянской колонии был Армянский собор.
В 12 веке во Львове случился очередной пожар. Огонь не пощадил не только половину городских строений, но и деревянную армянскую церковь. На месте этой сгоревшей церкви и было начато строительство Армянского Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это в 1363 году. Имя архитектора не сохранилось, но зато известны имена лиц, финансировавших  грандиозное по тем временам строительство. Это были богатые купцы - переселенцы Яков из Кафы (Феодосия) и Стефанос из Кессарии Каппадокийской (Турция).
Мы сразу же чувствуем, насколько массивны каменные стены собора - их толщина - 140 см. Не знаю как вас, но меня это приземистое на первый взгляд сооружение ,сразу же настроило на торжественный лад.


Подойдем к центральному входу. Не будем забывать о том, что впервые христианство обрело государственный статус именно в Армении. Это был 301 год! А в 427 году Библия была переведена на армянский язык  и стала одним из лучших образцов перевода Священного Писания.
Армянская церковь называется Апостольской, так как "ведет свое начало от первых христианских общин, основанных двумя из двенадцати учеников Иисуса Христа - Фаддеем и Варфоломеем - между 40-60 г.г. 1 столетия от Р.Х."
Когда во Львов пришла советская власть, в Армянском соборе сперва было хранилище Львовской картинной галереи, затем хранилище музея имени В.И.Ленина. Кроме того здесь помещались фонды древнего украинского искусства.
В 2000 году храм передали верующим, и 6 января 2001 года  состоялось первое богослужение.
Сейчас двери Армянского Кафедрального собора открыты для всех желающих. Мало того - вы можете фотографировать всё, что только пожелаете.


Я сперва очень обрадовалась, увидев эти каменные плиты, приняв их за хачкары, которые характерны только для армянской национальной культуры. "Хачкар" - крест-камень, то есть на плите обязательно должен бть изображен стилизованный крест, украшенный резьбой по камню всевозможными орнаментами, украшениями, библейскими сюжетами.


Здесь креста нет, - очевидно, это просто надмогильные плиты или еще что-то характерное для армянской сакральной культуры.


Итак, заходим в храм, в котором верующие молились на протяжении 650 лет.
Сейчас в это трудно поверить, но до недавнего времени сюда могли зайти только музейные работники и VIP-персоны для осмотра ценнейших экспонатов, хранящихся на стеллажах, которые были установлены во всем храме. На стеллажах хранились распятия, иконы, царские и диаконские ворота и всё прочее, что относилось к выдающимся предметам украинского деревянного искусства. И вход был - через алтарь!!!
Слава Богу, что прошли те времена, и мы с вами входим нормальным путём. Впечатление - потрясающее. Впереди - алтарь. Конечно, от многовековой истории собора остался только остов здания. А все эти стены, колонны, перекрытия покрыты толстым слоем  штукатурки, которая стала основой для дальнейших росписей и фресок. Но каких фресок!!!


Все росписи Армянского собора настолько необычны и значительны, что придется нам немного прерваться и ознакомиться с новым для меня, думаю, что и для вас - именем.
Польский художник Ян Генрик Розен ( (1891 Варшава - 1982 США).


Ян Генрик Розен вырос в семье известного польского художника-баталиста, который прославился изображением сцен войны с Наполеоном.Вырос в Париже, изучал историю искусств, воевал добровольцем французской армии во время Первой Мировой войны, в 1917 году организовывал польскую армию, затем был назначен советником в Лигу Наций в Женеве.Согласитесь - весьма странная биография для живописца. Но в 1923 году он подает в отставку и начинает принимать участие в художественных выставках.
В 1925 году львовский Архиепископ Йозеф Теодорович приступает к капитальной реконструкции Армянского собора. Удивительно, как он смог прочувствовать большой талант неизвестного в широких кругах художника! Увидев картины Розена на его персональной выставке, Архиепископ приглашает художника расписывать Армянский собор. И он не ошибся!
Перед тем как мы будем рассматривать фрески, закончу рассказ о судьбе художника.
В 1937 году Розен получил приглашение от польского посла в Вашингтоне принять участие в росписи фресок для зала приемов  в польском посольстве.Несомненно, что именно это и спасло его от всех бед, которые принесла немецкая оккупация Львова. Ян Генрик Розен остается в США, где и заканчивает свой жизненный путь.
Итак, смотрим росписи Яна Генрика Розена.
Алтарь - самая древняя часть храма. Именно здесь сохранен первоначальный вид. На мой взгляд - алтарь уникален и по цветовой гамме и по трактовке сюжета "Тайная вечеря".


Вот когда жалеешь, что нет возможности приобрести зеркальную фотокамеру. Хотя я очень люблю и ценю свой фотик, он не может передать все чудеса этой росписи. Да и освещение в храме, как вы сами понимаете, минимальное.
Здесь поражает всё: и композиция, и манера изображения, и цвет волос Спасителя. А во-вторых - где же Иуда? Присмотритесь - справа, с самого края - темная тень. Именно так Розен трактовал образ Иуды.


"Голгофа". Какие краски. А какой мозаичный орнамент! Художник использовал армянские орнаментальные мотивы.


А так украшены со всех сторон витражные окна. Слева - Георгий Победоносец, справа -  Св.Христофор, несущий младенца Христа. Согласно преданию, вначале Христофор был простым римлянином гигантского роста и звали его Репрев. Он очень хотел служить Христу. Отшельник, к которому Христофор обратился, предложил переносить людей через опасную реку. Однажды к нему подошел младенец и попросил помочь . Христофор посадил его на плечи, но не мог нести - так этот младенец был тяжел. Репрев испугался, что они оба утонут, и младенец признался, что он так тяжел, потому что несет все тяготы мирв. Тут же он крестил Репрева и дал ему имя Христофор - то есть несущий Христа.
Витражи  - это тоже работа Яна Генрика Розена. Правда, собирать их пришлось уже по кусочкам. Но ведь собрали!


Вверху тоже очень интересная роспись. Изображен Св.Эгидий - покровитель зверей. Он спас лань, которую хотели убить молодые и красивые охотники. Мораль: духовные ценности (Св.Эгидий) побеждают земные страсти.
Очень люблю расшифровывать подобные картины. В этот раз мне, как всегда, повезло. В соборе оказался его настоятель протоиерей Тадеос, который и провел небольшую экскурсию по этому уникальному храму.




Сюжет вам хорошо известен - "Благовещенье".




Слева - чудотворная икона Святого Григория - просветителя Великой Армении.


"Усекновение главы Иоанна Крестителя".


Ну и, наконец, роспись, которая привлекает к себе больше всего.
"Похороны Святого Одилона".
Святой Одилое был аббатом бенедектинцев в 10-11 в.в.Считается, что он первым установил День поминовения душ усопших. Смотрим внимаиельно - кто же несет усопшего аббата?Видим монаха с закрытым лицом; у следующего монаха лицо открыто,но он смотрит мимо нас; и еще монах с открытым лицом ,но с закрытыми глазами. Настоятель рассказывает, что это образы прошедшего, настоящего и будущего.


Но самое главное -  едва уловимые монашеские тени, которые держат в руках  свечи. Это души усопших монахов - они здесь, и мы видим зажженные свечи, которые вскоре догорят. То есть - мир невидимый есть, и он - вечен. А видимый мир - это единственный миг - пока горит свеча...


Конечно, во времена хранилища,  росписи Розена находились в плачевном состоянии. Восстановить их удалось благодаря поддержке Министерства культуры и национального наследия Польши. За что им премногая благодарность от всех, кто видел это потрясающее чудо искусства.
В Армянском соборе в первозданном виде сохранилась одна-единственная фреска. Здесь изображены Св.Иаков,Св.Иоанн и Св.Прохор.


Смотрим вверх. Вверху все изображения - мозаика.


Не удержалась и показываю вам чужую фотографию. Адрес на ней есть. Мы смотрим от алтаря на выход.
Эта центральная часть была достроена к собору в 17 веке.  Архиепископ Йозеф Теодорович, который пригласил художника Яна Генрика Розена для росписей, достроил дальнейшую, входную часть.


Если мы выйдем из собора, то попадем во внутренний южный дворик. Здесь было кладбище. Часть могильных плит в советские времена были закатаны асфальтом, а часть сохранилась. Их можно видеть под стенами храма и под аркой.


Здесь же находится скульптура Спасителя, несущего свой крест. Она была установлена в честь архиепископа Самуэла Стефановича.


Еще в этом дворике старинный открытый алтарь с распятием ( 17-18 в.в.)


Есть еще один дворик, где в 18 веке находился монастырь бенедектинок. Туда и сейчас двери закрыты.  Рядом - очень интересное здание красного цвета - это армянский благотворительный банк "Монс Пиус" (18 век). Здание было отреставрировано совсем недавно армянским бизнесменом. Сейчас там ресторан-музей. Загляните туда, если проголодаетесь - цены доступные, а интерьер очень интересный.


Если ворота будут открыты, то можно увидеть очень интересные старинные барельефы - "Фома Неверующий" и "Вера, Надежда, Любовь и мать их,София".


А еще во дворике находится очень интересная колонна. Стоит она там с 1723 года! Установлена главой Армянского суда Христофором Августиновичем в честь своего покровителя. А про Святого Христофора мы уже знаем, - кого он перенес на своих плечах.


Еще мне в каком-то дворике попались на глаза эти части тела  скульптуры. Конечно, это не Пинзель, но ясно, что старина. Непорядок! Но думаю, что в ближайшее время всё это будет восстановлено.


Честно говоря, я как-то запуталась в этих микроскопических двориках. Вся эта небольшая территория была выкуплена в свое время армянской общиной в свою полную собственность. Интересно, с юридической стороны, как сейчас это трактуется? Может, я находилась на территории Армении?
Дворики замыкает башня-колокольня. Мы её уже видели в самом начале.  Пстроена в 1570 году итальянским архитектором на средства некоего Андреаса из Кафы в память о своих усопших родителях. Вот это память! Столько веков стоит, и хотя её несколько раз реставрировали, бережно сохраняют надпись об этом событии, написанную на древнеармянском языке, которая находится под аркой.


Наша экскурсия подходит к концу, и завершить её я хочу показом очень интересной скульптурной группы, которая находится над входом в южный дворик.


Раздобыть сведения об этой скульптуре мне не удалось. Но я впервые увидела изображение Божьей Матери с закрытыми глазами.
Может, Матерь Божья тоже так смотрит в будущее, в надежде на то, что поправ всё то зло, которое сейчас находится под её ногами, она сможет, наконец-то, раскрыть глаза и увидеть нас такими, какими мы должны быть в этой жизни.В средние века во Львов можно было въехать только через две брамы (въездные ворота, имеющие оборонное значение), одна из которых именовалась - Краковская. Вот над этими воротами и находилась скульптура Божьей Матери. Когда во Львов пришла австрийская власть (1772 год), все оборонные сооружения были разобраны, но эту скульптуру удалось спасти. ( Спасибо за это дополнение Bogdan Lozinsky )



Использовала сведения из рассказа настоятеля Собора протоиерея Тадеоса (Геворгяна), а также из книжки "Армянский Кафедральный собор во Львове", написанной им же.
P.S. Хочу дополнить свой рассказ замечательными фотографиями, которые мне любезно предложила tildas . Фотографии сделаны до недавней реставрации собора.
Здесь можно хорошо рассмотреть размеры храма. Группе школьников рассказывают о росписи Розена "Похороны Св.Одилона". Сейчас так близко к росписям не подойдешь - у стен установлены, заграждающие подход, перила.


Притвор, о котором я рассказывала, что он пристроен в начале 20 века. Свод купола украшен фреской. Можно рассмотреть агнцев, которые символизируют христианскую паству, которая идет на зов своего Пастыря. Автор Ян Машковский - известный Львовский художник. Между прочим, среди его учеников был Артур Гроттгер.
Чуть ниже видим место для хора. Цитирую протоиерея Тадеоса "Звон колоколов вновь призывает верных на Литургию,где под сводами собора звучит прекрасное мелизматическое песнопение древних армянских Шараканов (духовных гимнов) в исполнении уникального литургического хора "Сагмос" (регент Андрей Шкрабюк),в составе которого поют армяне, украинцы и представители других национальностей. В этом - еще одно прекрасное свидетельство христианского единения..."


Очень красивый витражный купол притвора.


Спасибо,tildas
Продолжение об Яне Генрике Розене ЗДЕСЬ .

художники, Украина, Львов, культурное наследие, история, историческое наследие, искусство, Ян Генрик Розен, настенная роспись, Польша, культура, храмы, искусствоведение, личность

Previous post Next post
Up