Про художника, его картины и Яна Третьего Собеского.

Feb 25, 2017 00:38

Оригинал взят у zalgalina в Про художника, его картины и Яна Третьего Собеского.



Понимаю,что вторгаюсь в область, о которой могу судить только с точки зрения дилетанта-любителя. Но мне так понравились настенные росписи Армянского собора во Львове, что не заинтересоваться художником, который создал эти произведения, я просто не смогла. А подобрав материал, в чем мне очень помогли  v_murza и e11enai, не могу не поделиться раздобытыми сокровищами с моими друзьями.

Итак, художник-монументалист, живописец Ян Генрик Розен.

Опять показываю роспись из  Армянского Кафедрального собора "Похороны Св.Одилона". О чем думал Ян Генрик Розен, когда в среднем монахе, который символизирует "настоящее" изобразил себя? Увековечить ? Он и так оставил о себе память своими работами. Да и вообще - тщеславие - один из пороков, который никогда не поощрялся церковью. (Меня когда-то поразил тот факт, что творцы  прекраснейших античных скульптур никогда не подписывали свое имя). Или его преследовали мистические переживания? А, может, предполагал, что скоро догорит та свеча, и он перейдет в прошлое - в монаха, закрытого капюшоном. Но предчувствие его обмануло. Ян Генрик Розен прожил очень долгую жизнь. Родившись в конце 19 века, он закончил свой жизненый путь почти в конце 20 века. Представляете, он был нашим современником! А мы о нем почти что ничего не знаем...



"Клан Розенов относился к богатой еврейской буржуазии Варшавы... Корни большинства таких семейств имели свое начало в ХVІІ-ХVІІІ ст. Браки происходили в достаточно узком кругу, Это их объединяло , поднимало  престиж и богатство. С середины ХІХ ст. большинство представителей этих семейств переходило из иудаизма в христианство (евангелизм или католицизм) и быстро ассимилировалось в польском окружении. Другое поколение уже чувствовало себя скорее поляками, чем евреям.Типичным представителем этой среды был Ян-Богумил Розен (старший)". (Ю.Смирнов. Перевод с укр.).

Ян-Богумил Розен (Jan Bogumił Rosen), 1854-1936 г.г. - отец будущего художника , сам был художником, причем, достаточно известной и высокообразованной личностью. Париж, Лозанна, Мюнхенская академия искусств, откуда он вышел со званием художник-баталист. Я заглянула в свою любимую галерею польских художников и с удивлением отметила, что художника, о котором я пытаюсь вам рассказать - там нет. Но зато представлены картины его отца - Яна-Богумила Розена. Оказалось, что для его картин характерен "показ превосходства польской армии".Уважаю патриотизм. Смотрим. "Powstańcy z roku 1863".



"Emilia Plater ". Эмилия Платер (1806-1831 г.г.) - уникальная женщина. (Обратите внимание на возраст). Польская Жанна Д Арк - символ  восстания поляков за свою независимость. Командир роты польско-литовского Пехотного Полка; капитан - самый высокий ранг,который присуждался женщине в те времена.



Ну и, наконец, картина, которая сделала карьеру Яну-Богумилу Розену  «Смотр польской кавалерии великим князем Константином Павловичем в Варшаве на Саксонской площади в 1824 году».  Картина была куплена императором Александром III . После этого он стал придворным живописцем не только Александра III , но и Николая Второго. Должна отметить, что подтверждения этих сведений, в виде придворных картин,  я не нашла.



Ну и давайте посмотрим на отца главного действующего лица нашего поста. В этой замечательной компании Ян-Богумил Розен крайний слева.



Родился Ян Генрик Розен 25 февраля 1891 года в Варшаве. Детские годы провел в Париже. Начальное образование получил в Лозанне, там же поступил в университет.Продолжил высшее образование в Мюнхене и в Париже, где одновременно с учебой в университете посещал художественные школы. Но, несомненно, учился технике живописи и у своего отца. В 1914 году добровольцем идет на фронт. Воюет на стороне французов, затем переходит в польский легион генерала Галлера. После войны начинается его дипломатическая карьера. Нашла очень интересные сведения. В 1919 году, когда Игнаций Ян Падеревский, о котором я вам много расказывала, был назначен премьер-министром Польши, Ян Генрик Розен работал с ним в качестве военного атташе.



Дипломатическую карьеру заканчивает в 1921 году и возвращается на свою Родину - в Польшу. К этому времени Ян Генрик Розен уже награжден орденом Virtúti Militári - самым почетным польским военным орденом, Крестом Доблести,Французским Орденом Почетного легиона.

В Варшаве Розен возобновляет свои занятия живописью, хотя и писал: "Я не хочу быть художником, но ничего не могу с собой поделать". Предполагаю, что  копии картин, которые предлагаются для продажи  на этой ГАЛЕРЕЕ относятся именно к тем ранним работам, которые Розен выставлял на Варшавских художественных выставках в 1923-1925 г.г .





И вот тут- то и происходит знаковая встречв Яна Генрика Розена с  Архиепископом Юзефом Теодоровичем, который приглашает молодого художника для живописного оформления реставрируемого и достраиваемого Армянского Кафедрального собора во Львове.



Подробности об этом уникальном храме я уже рассказывала и показывала. Поэтому повторяться не буду, хотя с удовольствием неоднократно пересматриваю свой предыдущий пост. К сожалению, росписи Яна Генрика Розена можно увидеть во Львове только в Армянском соборе. А ведь он расписывал также костел Сретения монастыря кармелиток, семинарскую часовню в резиденции католического митрополита, помещение для крещения детей в костеле Марии Магдалины. Когда пришла советская власть и все костелы закрывались, то  костел Марии Магдалины был переоборудован под органный зал, так как там была очень хорошая акустика. А росписи Розена покрыли толстым слоем штукатурки, так как крещальни приспособили под общественный туалет. Что там сейчас - не скажу, но похоже, что ничего не изменилось.

1930-1934 г.г. - Ян Генрик Розен - профессор кафедры рисунка и живописи в политехническом институте.  Этот автопортрет,очевидно, был написан именно в то время. Сужу по возрасту художника, по схожести с изображением монаха в росписи Армянского собора и по профессорской мантии. Кстати,  автопортрет 14.10.2010 был выставлен на аукционе с начальной оценкой в 25 000 злотых.



В 1934 году Розен получает приглашение в Кастель Гандольфо, летнюю папскую резиденцию.



Здесь он по заказу папы Пия XI  делает росписи "Чудо на Висле" и "Оборона Ченстоховы". Фреску "Чудо над Вислой" найти не удалось. Но зато стало понятным, почему имя Розена было напрочь забыто с приходом во Львов советской власти. Возможно, что по той же причине в помещениях с его росписями были сделаны общественные туалеты. Удивительно, что каким-то чудом уцелели его фрески в Армянском соборе. Дело в том, что сюжетом "Чуда на Висле" является победа поляков над Красной Армией, которой командовал Тухаческий. Произошло это в 1920 году во времена польско-советской войны. Есть картина польского художника-баталиста Ежи Коссака "Чудо над Вислой".

Вечная память погибшим в этой братоубийственной войне.



Росписи в папской резиденции "Оборона Ченстоховы" тоже не нашла в Интернете. Но замечательную фотографию обнаружила e11enai.

Сюжет "Обороны Ченстоховы" относится к временам войн поляков со шведами. (Кто только не пытался завоевать эту страну!) Шведы неоднократно пытались захватить Ясну Гору. Но, несмотря на превосходящие силы и ожесточенные битвы, взять польскую святыню им никогда не удавалось. На картине Розена, на фоне которой сидит бывший папа Бенедикт XVI , хорошо видна построенная еще в 1716 году колокольня Ясногорского монастыря, в котором хранится Чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери, написанная по преданию евангелистом Лукой. Это одна из самых почитаемых святынь не только Польши,но и многих европейских стран. Поляки величают икону "Королевой Польши".



В 1937 году Яну Генрику Розену поступает следующее предложение.  Ежи Потоцкий - в 1936-1940 годах посол Польши в США , приглашает его в Вашингтон для оформления зала приемов в польском посольстве. Тема работы должна быть "Победа Яна Собеского под Веной".

Немного истории. Возможно, я вас уже задолбала замучила этими рассказами, но  ведь я понимаю, что все знать невозможно. Я,например, знала, что Ян Собеский разгромил турок под Хотином. Но о том, что он прославился и под Веной узнала только благодаря Армянскому собору ,- вернее, росписям Розена.

1683 год. Османская империя вот уже два месяца осаждает столицу Австрии - Вену. Численность Османской армии составляет примерно 90 тыс.человек. Войсками Османской империи командует Кара-Мустафа, великий визирь Мехмеда Четвертого. У Объединенных сил Священной Лиги, которыми командует король Польский и Великий князь Литовский Ян Третий Собеский - около 85 тыс.человек.  Что мы и можем видеть на этой замечательной картинке.



Между Польшей и Австрией был заключен союз - король Австрии обещал свою военную помощь в случае осады турками Кракова. А Ян Третий Собеский, в свою очередь, дал согласие на  помощь Австрии,если турки осадят Вену. И вот этот час настал. Все подробности грандиозной битвы, которая началась 12 сентября 1683 года опускаю. Но скажу, что именно под Веной состоялась одна из самых крупнейших кавалерийских атак в истории - 20 000 польских кавалеристов под личным командованием Яна Собеского спустились с холмов и прорвали несметные ряды турок. "Когда всё войско окончательно стало в боевой порядок, то король приказал серадзскому воеводе Щенсному Потоцкому, чтоб он первый ударил на турок со своей гусарской хоругвью. Исполняя приказания государя, воевода выехал вперёд перед своим отрядом; по команде его гусары нагнули к земле пики, и склонив немного свои головы, покрытые блестящими шишаками, пустились, как вихрь, во весь опор против показавшейся перед ними турецкой конницы. Шумели и веяли холодом крылья из орлиных и соколиных перьев, прикреплённые, по обычаю того времени, за плечами гусаров. С пронзительным свистом прорезали воздух их длинные пики, шелестя своими разноцветными значками. Всё это сливалось в какой-то неопределённый, но грозный гул; казалось, что на врага неслась теперь стая каким-то чудовищных птиц, закованных в стальные доспехи.Не выдержала турецкая конница дружного и неожиданного натиска поляков; ошеломлённая и расстроенная, она в беспорядке попятилась назад; турецкие кони, испуганные видом крылатых всадников, бешено метались из стороны в сторону, закусывали удила, ржали, становились на дыбы и сбрасывали с себя оробевших турок".Очерки и рассказы из старинного быта Польши



Через несколько часов после атаки своей кавалерии Объединенные силы Священной Лиги одержали полную победу и спасли Вену. А бедняга Кара Мустафа-Паша по приказу Мехмеда Четвертого был казнен позорной смертью, применявшийся только по отношению к высокопоставленным лицам - удавлен шелковым шнурком.

Хочу показать вам картину, уже хорошо известного вам по моим рассказам ,польского художника Артура Гроттгера, посвященную этой теме. "Встреча Яна Собеского с королем Леопольдом" .



Битва под Веной предопределила все последующие столкновения с турками. И хотя впоследствии союзники умалчивали заслуги Яна Третьего Собесского в этой триумфальной победе, тем не менее, его именем названа железнодорожная трасса Вена-Варшава. А если мы посмотрим в звездное небо, то можем увидеть созвездие, которое называется "Щит Собеского", которое открыл польский астроном Ян Гевелий .



И еще очень интересный факт. В литургическом календаре Римо-Католической церкви 12 сентября является праздником Святого Имени Марии. Связано это с описываемыми событиями. Так как 12 сентября 1683 года, перед началом Венской битвы, Ян Третий Собеский просил заступничества у Девы Марии Ченстоховской, Папа Иннокентий  объявил этот день праздником в память о победе над мусульманами.



Вот теперь пришло время рассмотреть картину, которую Ян Генрик Розен написал для польского посольства в Вашингтоне. Мы видим триумфатора Яна Собесского на белом вздыбленном коне. Рядом - щит с его гербом - польский орел и литовская погоня. Под ногами - поверженное знамя -  хоругвь Магомета, которая по сей день хранится в Риме, в соборе Св.Петра, в память торжества христиан над неверными. Слева - воин в леопардовой шкуре. "В одеяния элиты кавалерии Речи Посполитой XVI-XVII веков, то есть периода её пика, входили шкуры тигра или леопарда. Как и ставшие легендой заплечные крылья, такие дикие шкуры использовались первоначально, чтобы пугать лошадей кавалерии противника, а потом становились больше украшением. Интересно, что шкуры носили обычные рыцари-гусары; более знатные родом, положением, званием их вместе с латами не употребляли. Король Яна Собеский в бытность как великим гетманом, так уже и королём, славился тем, что в решительные моменты битв был вместе со своими солдатами. Повязанная им шкура ещё более подчёркивает, что в бою он предаётся ратным трудам, как и идущие в бой наиболее бравые рыцари-гусары". ( из комментария stary_kresowiak)

В центре картины - группа военных  во главе с маршалом Пилсудским. То есть к искусству здесь уже примешивается политика. Что, как правило, к добру никогда не приводит. Картина не была закончена окончательно, и на это были причины, о которых я расскажу вам в следующий раз.



Устала от обилия впечатлений. Да и вы, наверное, тоже. Но - не переключайтесь. Наше телевидение по этому поводу говорит "Вы должны это увидеть!" Так что - до скорой встречи!

Продолжение ЗДЕСЬ.    

художники, Украина, живопись, Львов, культурное наследие, история, искусство, репост, краеведение, Ян Генрик Розен, Польша, США, культура, храмы, искусствоведение

Previous post Next post
Up