Работа палеонтологов в Гоби - пост 4 - В поисках динозавров (The hunters for dinosaurs)

Dec 28, 2013 16:01



фото 1. Famous Nemegt locality, Dinosaur site, Gobi Desert, Mongolia, 2003 (Velvia-50)

Раз уж рассказал о работе палеонтологов в Гоби в поисках древних нижнемеловых млекопитающих, то расскажу и о том, как ищут динозавров, яшериц и птиц. Для этого перенесемся в южную Гоби и уже в верхний мел, в знаменитые на весь мир местонахождения Немегт, Хермийн-Цав и Хулсан. Это был 2003-й г. (последний раз в Южной Гоби), так что ещё никакой «цифры», одна только пленка. Но конечно же самая лучшая слайдовая пленка «всех времен и народов» (для съемки природы), которая называлась Velvia-50 (Fujii) (хотя образцы частично снимал и на Kodak). И не забывайте, что всё это Совместная Российско-Монгольская палеонтологическая экспедиция, и основа отряда (кроме наших монгольских коллег и друзей) - это ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (что в Теплом стане, в Москве) РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. Есть что и почитать. Приобщайтесь.

Предыдущие посты о работе в 2013 г. по поиску древних млекопитающих в Северной Гоби были здесь:
href="http://konstmikh.livejournal.com/101342.html"> - раскоп
href="http://konstmikh.livejournal.com/101992.html"> - промывка и камералка
href="http://konstmikh.livejournal.com/102512.html"> - жизнь лагеря палеонтологов

.

На фото 1 знаменитое местонахождение Немегт. Обожаю его (был там не раз). Огромная площадь сайров (сайры - сухие русла временных весенних водотоков, размывающих песчанистые борта долины в виде сети каньончиков), т.е. огромная площадь обнажений, а следовательно большие шансы каждый год находить что-то новое. Вдали видна горка. Это Тост-Ула (в невысоком южном хребтике Гобийского Алтая), который иногда считают продолжением на восток Тянь-Шаня (а не Алтая). За горкой еще одна небольшая котловина, а за ней Китай. Впрочем, та же пустыня Гоби.



фото 2. Famous Nemegt locality, Dinosaur site, Gobi Desert, Mongolia, 2003 (Velvia-50)

А это мы уже смотрим на север, а не на юг. Скалистый хребет вдали - собственно хребет Нэмэгету. Он выше Тост-Улы (тоже отроги Гобийского Алтая) и там уже есть рассекающие его ущельица с кустарником и травой. Там живут бородачи, скалистые овсянки, пустынные снегири и еще с десяток видов птиц наберется. На выходе в Нэмэгетинскую котловину сайры образуют большие цирки с замками и амфитеатрами, украшенные барельефами. Всё это работа воды и ветра. И удивительная работа, скажу я вам. Хорошо видно, как бегущие с хребта (весной) потоки размыли песчаник и создали лабиринт сайров ниже уровня основной долины перед хребтом. Все эти толщи песчаника - это верхнемеловые породы (меловый период - последний из трех периодов Мезозойской эры, «века динозавров», которая окончилась примерно 68 миллионов лет назад).


 

фото 3 и 4 Nemegt locality, Dinosaur site, Gobi Desert, Mongolia, 2003 (Velvia-50)

Все эти борта сайров, весь этот красноватый песчаник, - кладбище динозавров. Там лежат скелеты тираннозавров (мы их называем тарбозаврами, оставляя имя «ти-рекс» для американских форм), еще более огромных зауролофов (из утконосых динозавров), всяческих более мелких рапторов, примитивных рогатых динозавров и прочих и прочих древних «ребят». Десятки скелетов, а может и сотни. Ведь когда-то здесь была древняя река, впадавшая в огромное древнее озеро, и вода сносила в устье реки туши погибших ящеров, где они покрывались осадками (захоранивались), их скелеты пропитывались минеральными растворами (каменели). Многие миллионы лет происходило сие удивительное действо. К слову сказать, вы все это можете увидеть в Палеонтологическом Музее (в том самом Теплом Стане), который есть часть Палеонтологического института.


 

фото 5 и 6. The nest of theoropod dinosaur (5) and of some hadrosaur (paleo-exposition in Ulan-Baator).

Динозавры здесь не только жили, они здесь гнездились. Многие из них строили гнезда (большие кучи растительной трухи, как сейчас делают, например, миссиссипсские аллигаторы) и откладывали туда продолговатеы яйца (как на фото 5). Охраняли кладку, а затем и детенышей. Яиц было много, они были покрыты красиво скульптированной скорлупой, откладывались парами (синхронно работали оба яйцевода!) и иногда стояли в растительном матриксе вертикально (постепенно падая, - по мере разложения матрикса после захоронения гнезда). Иногда в яйцах находят окаменевшие скелеты детенышей. Кстати, в Палеонтологическом музее вы все это тоже можете увидеть. Еще более редкие находки - уже вылупившиеся и погибшие в гнезде детеныши (на фото 6 - гадрозаврики, в палео-экспозиции в Улан-Баторе).



фото 7. Nemegt locality, Dinosaur site, Gobi Desert, Mongolia, 2003 (Velvia-50)

Вот эти останцы из красноватого песчаника размываются и в них обнажаются кости динозавров, полные скелеты и древние гнезда.



фото 8. Nemegt locality, Dinosaur site, Gobi Desert, Mongolia, 2003 (Velvia-50)

Иногда образуются удивительно причудливые фигуры «вымывания» и выветривая. Эти (на фото) я ещё при съемке назвал фараон и фараониха (а за ними «Свита»).



фото 9. Gobi Desert in Mongolia, 2003. Paleontological expedition.

Переезжаем в Хермийн-Цав. Такие вот гобийские колодцы, где мы запасаемся водой, наполняя с десяток молочных фляг (каждая под 50 литров).


 

фото 10 и 11. Gobi Desert in Mongolia, 2003. Paleontological expedition.

Из этих колодцев поят скот (вода выходит в бетонный желоб). Без скота Гоби не Гоби. Это и верблюды, и овцы, и лошади, и козы. Но о них как-нибудь в другой раз.



фото 12. Famous Naran-Bulak locality with a view to Altan-Ula Mountain. Gobi Desert, 2003 (Velvia-50).

По пути проезжаем Наран-Булак, известнейшее палеоценовоео местонахождение в Нэмэгетинской котловине. Вдали, у самой горы Алтан-Ула, видна розовая полоска. Это розовые толщи местонахождения Алтан-Ула. Именно там в 1948-49 гг экспедиция Ивана Антоновича Ефремова брала скелеты тарбозавров и зауролофа, которые сейчас и стоят в зале Мезозоя в Палеонтологическом музее в теплом Стане. На переднем плане (зеленая кочка) - это хармак. Удивительная пустынная ягода, которую невозможно ни с чем сравнить по вкусу (внешне напоминает янтарную бусинку размера брусники). В этих кочках любят устраивать норы гобийские ящурки.



фото 13. On the way across Gobi Desert, 2003. Local people. Paleontological expedition.

С собой всегда карты, но иногда приходится уточнять дорогу. Первые лет десять после перестройки (нашей и их) в Улан-Баторе отношение «к русским» было охлажденное, но в Гоби нас всегда любили и всегда с радостью принимали в юртах. Во многом это заслуга палеонтологов и геологов, которые всегда помогали местным и, что очень важно, никогда не брезговали на «приеме» в юрте (в любой самой бедной юрте) разделить трапезу с хозяевами. Араты же очень гостеприимны, независимо от их достатка. Хотя посещение юрты - особый церемониал, с которым лучше ознакомится заранее (впрочем, к гостям хозяева всегда снисходительны).



фото 14. Khermiyn-Tsav locality, Dinosaur site, Gobi Desert in Mongolia, 2003 (Velvia-50).
.

Хермийн-Цав («Чёртовы обрывы») открыли польские палеонтологи (Совместная Польско-Монгольская Палеонтологическая Экспедиция). Это огромный по длине каньон, врезанный в долину Заалтайской Гоби. Он не виден с поверхности пустыни, издалека, за исключением своей «устьевой» части, где стоит останец «Замок», у подножья которого всегда и разбивают лагерь.



фото 15. Khermiyn-Tsav locality, Dinosaur site, Gobi Desert in Mongolia, 2003 (Velvia-50).

Когда стоим в Хермийн-Цаве (моя палаточка справа, облинявшая), то почему-то всегда думаю об ацтеках и о Мексике, хотя в Мексике никогда не был. Заалтайская Гоби - опасное место. Там рядом нет аратов и до ближайшего сомона (деревни) несколько десятков километров. Если машина сломается, то ситуация неприятная. Поэтому лучше идти двумя машинами, и уж по крайней мере иметь с собой бочку с водой прицепом. Вода в пустыне жизнь.



фото 16. Khermiyn-Tsav locality, the eggs of enantiornithine bird Gibipipus, 2003.

В останцах устьевой части Хермийн-цава нашли множество черепов и костей ящериц, а также многие небольшие яйца, около 4 сантиметров длиной, внутри которых (в некоторых из них) сохранились скелеты хорошо развитых птенцов. Это были древние энанциорнисовые птицы (эмбрионов сейчас описали как род Gobipipus, когда-то их называли гобиптериксами), которые царствовали (энанциорнисы) на земле в меловое время, но не перешли границу мезозоя и кайнозоя, как и динозавры. Яиц много и все они рассеяны по поверхности террас, занимая в песке вертикальное и субвертикальное положение (редко горизонтальное). Любят писать, что может быть взрослые гобипипусы откладывали яйца в теплый вулканический песок (не делая гнезд), как поступает парочка видов сорных кур, но более вероятен другой сценарий. Это были прибрежные гнездовые колонии, как у чаек и крачек, которые временами затапливались, и яйца разной степени насиженности плавали в толще воды, оседая по мере ухода воды в мягкий ил, - в разном положении в соответствии с той самой степенью насиженности.



фото 17. The eggs of primitive ceratopsian dinosaurs (protoceratopsians), Gobi Desert, 2003.

Гнездовые колонии энанциорнисов располагались рядом с гнездами протоцератопсовых динозавров. Последние откладывали удлиненные яйца, похожие на таковые хищных динозавров формой и даже скульптированностью, но отличные по строению скорлупы.



фото 18. The skull of the Creatceous lizard, Khermiyn-Tsav locality, Gobi Desert, 2003.

Ящерицы появились еще в юре (змеи только в мелу), и в поздне-меловое время они были весьма и весьма разнообразны. Целые черепа ящериц или хотя бы их целые челюсти с зубами очень обычны в останцах Хермийн-Цава.


 

фото 19 и 20. The skull of Protoceratops in paleo-exposition in Ulan-Baator and the preparation ot the small theropod in a field.

Вот такие они, черепа протоцератопсов, и их много в Палеонтологическом музее (!). А справа, как препарируют найденный образец в поле. Всё время пропитывают кости клеистыми растворами, иначе не доедут. А потом все в гипс, и получается «лепешка».



фото 21. Canyon Khermiyn-Tsav, Gobi Desert, 2003.

Сам каньон Хермийн-Цав - удивительное произведение природы. Когда солнце садится, уже у горизонта, в какой-то момент песчаник вспыхивает, как в фильме «Золото Маккены» и горит минут пятнадцать-двадцать. У фотографа есть время для съемки, если он уже на точке. Но времени мало. И вызвать «трагичное» грозовое небо он, конечно, не может. Это уже удача, потому что гроза в Гоби может быть раз в два года. По песчанистым выполаживаниям внутри каньона идут колонии больших песчанок (то же и в Нэмэгте).


 

фото 22 и 23. Khermiyn-Tsav locality, Gobi Desert, 2003.

Песчаник горит, и слегка горит гобийское небо. Нигде так не ощущаешь огромность неба, как в Гоби. Как будто ты в планетарии.



фото 24. Khermiyn-Tsav locality, Gobi Desert, 2003.

Затем солнце уходит за горизонт и какое-то время подсвечивает небо снизу. Останец «Индеец» (так я его назвал ещё в первое посещение Хермийн-цава) как огромный сфинкс на постаменте. Именно вечером и ночью проявляется в полной мере фактурность песчаных обрывов и останцов. Снимать их стенки, барельефы и т.д. лучше уже ночью на больших выдержках, но не всегда руки (и ноги) доходят.



фото 25. Gobi Desert at night, 2003.

Наконец, темнеет и выходит луна. Охлажденная пустыня понемногу оживает. Из своих норок выходят тушканчики и хомячки (за ними манулы, лисы), а останцы местами оглашаются душераздирающими криками домовых сычей.



фото 26. Khulsan locality, Gobi Desert, 2003.

А это уже наш лагерь в Хульсане. Особое местонахождение рядом с Нэмэгтом. Того же возраста (верхний мел). В Хульсане тоже находят ящериц, динозавров, ископаемые гнезда. Пока мы там стояли, в Хульсан приехала Nomadic Expedition. Это особая экспедиция, которая возит по Гоби состоятельных туристов из геологов (профи и любителей; цена за поездку немалая). Гид и консультант по палеонтологии у них Фил Карри - известный канадский динозавролог.



фото 27. Khulsan locality, Gobi Desert, 2003.

В Хульсане они раскапывали тарбозавра. Даже не они, а все мы вместе раскапывали. Тарбозавр - это азиатский аналог американского тираннозавра, - большой и страшный. Когда-то «наводил ужас». Сейчас популярный комедийный актер в американских фильмах типа Jurassic Park. На фотографии Фил Карри и Владимир Алифанов обсуждают, где, как и что лежит. А я снимаю, - на фото и видео. К сожалении, какой-то серьезный фильм так и не смонтировали. Сейчас же носители (miniDV) уже безнадежно устарели. Но все-таки хочется что-то из этого сделать.



фото 28. Khulsan locality, Gobi Desert, 2003.

Вот так копают больших динозавров. Сначала лопатой, ломиком и киркой. Потом кисточками и иголками. Ну а потом надо «брать» пациента. Это уже тяжелая часть работы - расчленять, клеить, заливать гипсом, подрывать, отрывать, грузить, перевозить. Мало не покажется. А когда приедет «на место последнего упокоения», его надо снова полностью отпрепарировать и собрать (смонтировать) скелет в конкретной позе под руководством специалиста. Работы уйма. Помните об этом, когда смотрите на скелеты динозавров в музеях.


 

фото 29 и 30. Khulsan locality, Gobi Desert, 2003.

Фрагменты раскопки тарбозавра. Как видите, американские геологи-туристы платят деньги, чтобы поучаствовать в раскопках. Почувствовать себя палеонтологами. А мы даже и не платим, просто чувствуем. В Музее всё это можно тоже почувствовать.



фото 31. The skull of Tarbosaurs. Paleontological Museum, Moscow.

Вот такой он, тарбозавр. Это его череп из экспозиции Палеонтологического музея (и таких черепов в музее целая галерея - самая большая в мире).



фото 32. The skeleton of Tarbosaurs. Ulan-Baator.

А это целый скелет небольшого (молоденького) тарбозавра, который сейчас экспонируется на центральной площади в Улан-Баторе (типа как на Красной площади - поставили небольшой «кубик» и в нем такая вот экспозиция). У этого скелета неординарная история. Он был выставлен на аукцион в штатах (браконьерский экземпляр - «черные палеонтологи» как-то через Китай вывезли). Но через обращение президента Монголии удалось наложить юридическое вето на продажу экспоната и в конце концов вернуть его «на родину». Монголы этим очень гордятся. И правильно делают.

Всё это было в National Geographic Россия и некоторых других журналах, но у себя в ЖЖ можно дать больше картинок.

С наступающим!

палеонтология, гоби, travel, фотоочерки, landscape, mongolia, ландшафт

Previous post Next post
Up