Усадьба Сатино (булочника Филиппова). 12.06.2012

Aug 11, 2014 16:35





1.
Усадьба Сатино расположена в Подольском районе Московской области. Усадьба построена на месте, где находился древний русский город Перемышль, основанный в XII-XIV веках на берегах реки Мочи. Город представлял собой крепость, защищающую Москву от нападения с запада. В свое время Перемышль превосходил по размерам и Дмитров и Звенигород, однако, со временем, необходимость в этом городе-крепости отпала, и уже к XVII веку город исчез с лица земли. О древнем городе напоминал лишь остатки крепостных валов, посреди которых московский булочник Дмитрий Филиппов и решил построить свою загородную дачу.
Династия булочников Филипповых основана Максимом Филипповым, прибывшим в Москву из Калужской губернии в начале XIX века. По приезду в Москву, Максим Филиппов со всей своей семьей начал выпекать и продавать горячие калачи и пирожки со всевозможными начинками, и быстро получил известность среди москвичей.
После смерти Максима Филиппова дело продолжил его сын - Иван Максимович Филиппов. Он не просто принял и продолжил начатое отцом, имея недюжинную деловую сметку, развивал семейное дело и стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. За заслуги в коммерческих делах он был награжден орденом Св. Анны II степени.
К 1876 году у Филиппова было по четыре пекарни-булочных в Москве и в Петербурге. Самой известной была «Филипповская булочная» в собственном доме, на углу Тверской улицы и Глинищевского переулка. Одно только сочетание «Филипповская булочная» сразу говорило о лучшем хлебе, пирогах, о том, что выпеченные здесь сайки едят даже цари в Петербурге. В то же время, как и большинство предпринимателей того времени, Филипповы занимались благотворительностью. В московской («Филипповской») булочной, со стороны Глинищевского переулка, чуть ли не каждый день нищим бесплатно раздавался черный хлеб.
После смерти Ивана Максимовича во главе его дела стал старший сын Дмитрий Иванович Филиппов. Именно Дмитрий Иванович Филиппов и построил усадьбу на месте, где когда-то стоял город Перемышль.


2.
От усадьбы булочника Д.И. Филиппова сохранился 2-3 -х этажный главный дом эклектичной архитектуры, созданный предположительно в начале XX столетия по проекту арх. Н.А. Эйхенвальда. Такое заключение специалисты дают на основании сведений, по которым зодчий работал у Филиппова в конце XIX в., осуществляя реконструкцию его главной булочной на Тверской улице 10, в Москве.
Хлебо-булочная фирма, доставшаяся по наследству Дмитрию Ивановичу, уже имела статус «Поставщика двора Его императорского Величества», и к тому времени насчитывала 34 торговых и производственных здания. На предприятиях производилась различная продукция: богатый ассортимент хлебных и кондитерских изделий, карамель, мармелад и пр. Сеть булочных разрасталась: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Саратов, Ростов на Дону. В 1905 г. фирма обанкротилось, в 1915 г. вновь оказалась в руках династии Филипповых, а в 1917 г. была национализирована.


3.
Мало что сохранилось от тех времен: фрагменты старого парка, да двухэтажное здание, в формах.. то ли эклектики, то ли уже неоклассики. Даже затруднительно однозначно охарактеризовать это необычное строение. Предположительным автором проекта считается архитектор Н.А.Эйхенвальд, с 1904 года производивший строительные работы у московского булочника. Среди известных работ зодчего можно назвать оформление интерьеров кофейной Филиппова в гостинице "Люкс" и участие в перестройке гостиницы. Кафе было оформлено в стиле модерн с использованием живописи (художник П.П.Кончаловский) и скульптуры (скульптор С.Т.Коненков). Вероятно, на Н.А.Эйхенвальда произвела впечатление выставка "Современного искусства", прошедшая в С.-Петербурге в 1903 году, призванная пропагандировать новые веяния в искусстве, архитектуре, оформлении интерьеров. Дармштадские выставки (особенно произведения Й.-М.Ольбриха) и деятельность самой Дармштадской колонии художников также оказали определенное влияние на работы архитектора. Строил ли Эйхенвальд загородный усадебный дом Филиппову, с точностью сказать невозможно, но интересное архитектурное решение, вписанность в пейзаж, выдают руку неординарного мастера. Здание смотрится как игрушка, в лучшем смысле этого слова.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


Филиппов, Сатино

Previous post Next post
Up