1.
Имение Молоди привольно раскинулось у края старой Серпуховской дороги. Архитектурный ансамбль: двухколоколенный храм, господский дом и служебные постройки за ним. Они образуют живописную панораму, обрамленную с одной стороны огромным прудом с островом, с другой - регулярным парковым массивом.
В первой половине XVII в. Молоди - вотчина приближенного царя Алексея Михайловича - боярина П.Ф. Соковнина. Могуществу этого рода во многом повредила приверженность старообрядчеству: самые известные раскольницы - боярыня Морозова и княгиня Урусова - в девичестве носили фамилию Соковниных.
В 1699 г. Петр I жалует вотчину Федору Головину. Ф.А. Головин (1650-1706), адмирал и генерал-фельдмаршал, участник Великого посольства и главный руководитель российской внешней политики, заложил основу усадебного комплекса и соорудил каменный храм Воскресения Христова (1706). После его смерти имение отошло к сыну, затем к его вдове княгине А.П. Барятинской (урожденной Салтыковой) и таким образом оказалось в роду Салтыковых. В 1781 г. поместье числится за братьями И.Г. и С.Г. Домашневыми, затем опять сменяет владельцев. Последний хозяин перед Октябрьской революцией 1917 г. - лесопромышленник А.И. Бородин.
2.
Сохранившийся двухэтажный усадебный дом конца XVIII столетия обращен главным фасадом к дороге. Его украшают фронтоны и треугольные сандрики над окнами второго этажа. В советское время здесь располагалась школа. Здание, давно оставленное без опеки, постепенно превратилось в кирпичный остов.
В чем же прелесть этого бездумно обезличенного поместья? В его великолепном природном окружении, в его тенистом парке с лучами радиально расходящихся аллей, богатейшей гидротехнической системе.
Водные пространства, окаймляющие поместье с севера и востока, то загадочно сквозят в просветах между деревьями небольшими почти пересохшими чашами, то открываются обширными гладкими поверхностями. Устроенные в трех уровнях и питаемые подземными ключами, они усложнялись сетью каналов, искусно созданными заводями и заливами. На острове среди зелени возвышалась романтичная беседка, ее недоступность и возможность добраться только по воде придавали ей еще больше загадочности.
Громадный парк при реконструкции имения, вероятно, был заложен на новом месте, на это указывает несовпадение планировочной оси дома и парковой структуры, но, несомненно, он был хорошо продуман. Веер аллей, раскрытый на восток, первым встречал восход солнца, которое поднималось из-за прудов. Солнечный диск расплавленным золотом отражался в воде, слабо озаряя окружающий пейзаж. Заря, разрастаясь, нежным розовым светом, окрашивала край парка, затем медленно устремлялась по прямым перспективам аллей в глубь усадьбы и к архитектурному ядру. Так наступало в усадьбе Молоди утро. Заход солнца можно было наблюдать из окон дома, обращенных на парадный двор.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Борис Пастернак, проводивший с родителями лето 1913 г. в имении Молоди, запечатлел его угасающую красоту в мемуарном очерке «Люди и положения». Дом екатерининской эпохи с его большими и пустынными залами в то время сохранял жалкие остатки меблировки. Письменный стол, за которым работал поэт, с настольной лампой, томиком Тютчева и неизменным букетом полевых цветов «казался одиноким и загадочным строением, неожиданно возникшим среди пустыни». Комнаты с вытянутыми прямоугольниками окон, узкие и длинные коридоры представлялись невероятно высокими - их потолки терялись в густой тени, а эхо шагов гулко отдавалось в разных концах дома. Полинявшие темно-бордовые стены были лишь отблеском былой роскоши.
13.
При помещиках Домашневых в 1775 - 1778 гг. архитектурный ансамбль усадьбы заметно обновляется. К Воскресенскому храму типа восьмерик на четверике пристраиваются приделы и парные колокольни в классическом стиле. Вместо привычных куполов храм и звонницы венчают пирамидальные завершения в соответствии с тогдашними барочными традициями.
Молоди и позднее не раз перестраивалось в угоду моде или прихотям владельцев, постепенно теряя свою художественную значимость.
14.
15.
16.
Текстовые материалы взяты с сайта:
http://nataturka.ru/