1.
Волынщино или Волынщина - имение князя В. М. Долгорукова-Крымского у села Волынщино (Полуектово), ныне Рузского района Московской области, где в 1770-е гг. был возведён один из самых значительных на западе Подмосковья ансамблей раннего, екатерининского классицизма. До Октябрьской революции усадьба Волынщина-Полуектово служила загородной резиденцией «крымской» ветви Долгоруковых, а усадебная церковь - их родовой усыпальницей.
2.
В 1743 году князь Долгоруков, будущий московский губернатор, получил Волынщино в качестве приданого за своей женой Анастасией Васильевной, одной из наследниц древнего рода Волынских. Двойное название усадьбы объясняется тем, что некогда им владел внук воеводы Боброка - боярин Полуэкт Волынский, павший в бою с татарами под Белевом в 1436 г. В конце XVII века здесь стоял деревянный господский двор.
3.
Долгоруков-Крымский обустраивал Волынщино в качестве своей основной резиденции одновременно с работами во второй усадьбе, расположенной ближе к первопрестольной, - Губайлове. Во время Отечественной войны Полуэктово разорили французские фуражиры.
Потомки князя Василия Михайловича унаследовали привязанность к рузскому краю. Его правнук Дмитрий Николаевич (1827-1910) перевёз в Волынщино своё собрание портретов и других произведений искусства. Сын его Павел в начале XX века служил уездным предводителем дворянства, а жена Наталья Владимировна создала рядом школу для крестьянских детей, в городе же Руза открыла женское училище. На святки она приезжала в поместье и раздавала детям подарки. В те же годы к старому дому была сбоку пристроена деревянная лестница. В 1927 г. последний владелец усадьбы тайно приехал из эмиграции в СССР, где был задержан и расстрелян.
В советское время усадьба подверглась разорению, не раз меняла владельцев. Военные трофеи генерал-аншефа и разные диковинки были увезены в Рузский краеведческий музей.
4.
По периметру круглого в плане курдонёра (парадного двора) высятся небольшой дворец князей Долгоруких и четыре скромных одноэтажных флигеля сегментообразного вогнутого плана. Это очень редкое для русских усадеб планировочное решение напоминает о таких памятниках барокко, как Амалиенборг. Въезд на двор и начало ведущей к нему аллеи оформлены парными белокаменными обелисками, грани которых обшиты листовым железом. Прямо за господским домом начинался партер, покато спускавшийся к излучине реки Озерны. В 1960-е гг. эта часть парка с «зелёным кабинетом» и беседкой была затоплена водами Озернинского водохранилища.
Главный дом с 6-колонным ионическим портиком, стоящий с недавнего времени почти на самом берегу водохранилища, имеет два этажа, из которых нижний считался парадным, а верхний - жилым. Планировка обоих этажей анфиладная. Главный фасад оформлен ризалитом (лоджией) с лепными гирляндами и барельефными профилями древних греков на овальных дисках. Интерьеры сохранились плохо: в парадном зале - карниз с «сухариками», на откосах - дубовые панели резной работы. Фундаменты дворца страдают от влажности и регулярного подтопления водохранилищем.
5.
Ярусная усадебная церковь в парке построена одновременно с главным домом и освящена во имя Трёх Святителей. В 1782 г. в новоосвящённом храме состоялось торжественное захоронение праха генерал-аншефа Долгорукова-Крымского. В начале XIX века рядом с героем покорения Крыма были похоронены его вдова и дети. Восьмилепестковым основанием, центрической планировкой, обилием белокаменных деталей церковь напоминает постройки петровского времени. В 1843 г. к храму были пристроены трапезная и колокольня.
За советские годы интерьер храма утрачен. В 1990-е после ремонта он был передан в ведение Заиконоспасского монастыря в Китай-городе. Службы проводятся по праздникам.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Озёрнинское водохранилище.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Текстовые материалы использованы с сайта: quickiwiki.com