Первое, что мне бросилось в глаза, когда я вошел в комнату большого дома, это была раскрашенная яркими цветами картина, изображающая райскую птицу Сирин. Присутствие ее в комнате сразу же показало, что хозяева, гостеприимством которых мы имели воспользоваться, принадлежат к числу представителей древляго благочестия. И я не ошибся.
Дальнейший разговор наш с хозяевами еще больше укрепил меня в предположении, что я вижу перед собой типичных представителей старообрядческого мира.
Я попросил у хозяев разрешение ближе рассмотреть птицу Сирин. Райская птица представляла из себя петушка с поднятыми крыльями и с кругом над головой. Внизу были написаны следующие стихи:
«Птица райская, зовомая Сирин,
Глас ея в пении зело силен.
На востоце в Едемском раю пребывает,
Непрестанно пение красно воспевает.
Праведным будущую радость возвещает,
Которую Господь Святым своим обещает.
Временем влетает и на землю к нам,
Подобно сладкопесненно поет, яко же и там.
Всяк-бо человек во плоти живя,
Не может слышати гласа ея.
Аще кому слышати случится,
Таковый от жития сего отлучится.
Но не яко там он пребывает,
А вослед ея теча пад умирает».
Это интересное произведение старообрядческой литературы, напоминающее творения Гранографов, Цветников и т.п. мудрости, было соответствующим образом пояснено хозяевами…
Борис Герасимов, «Поездка на Рахмановские минеральные ключи», «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества», 1907 год.