О таких проявлениях степного удальства, как например баранта (или барымта - скотокрадство), вблизи административных центров, давно уже не слышно, зато на окраинах законы пустыни почти еще в полной силе. Разбой, грабежи, баранта считаются явлением обыденным и почти в порядке вещей.
Недавно наша уездная администрация производила расследование по такому случаю, имевшему место в урочище Чускаин, к востоку от озера Марка-Куль (прим: территория отошла к Российской империи от Китая по Чугучакскому протоколу 1864 года), почти на китайской границе. Наши пограничные с Китаем местности населены «ясачными», т.е. русскими крестьянами-старообрядцами, платившими некогда дань Китаю.
Благодаря условиям окраины и пустыни, ясачные выработались в своеобразный тип, весьма сродный древнему запорожскому казачеству, как оно нарисовано, например, у Гоголя.
В мае на один из ясачных поселков ночью напали какие-то киргизы и угнали косяк лошадей. Когда похищение обнаружилось, крестьяне тотчас отправились в погоню по следам, в распознавании которых ясачные такие же мастера, как и знаменитые Куперовские герои.
Троим из таких следопытов действительно удалось напасть на верный след, ведший прямо в Китай. И затем натолкнуться на каких-то ни в чем по данному случаю неповинных киргиз, прикочевавших и расположившихся как раз на самом следу.
Долго не рассуждая, следопыты среди бела дня и на виду у киргиз, отбили от их стада до десятка лошадей и погнали их к себе домой. Человек 15 киргиз бросились отбивать, произошла схватка, и один киргиз остался на месте, смертельно пораженный ножом. Крестьяне все ускакали восвояси, хотя и без захваченных лошадей.
Убитый киргиз оказался китайским подданным, и его родственники обратились к нашему уездному начальству, требуя удовлетворения. Администраторам нашим, однако же, не удалось добыть никаких официальных данных: киргизы, желая побольше сорвать, безбожно и явно врут, ясачные же твердо стоят на «знать ничего не знаем», хотя негласно и без свидетелей охотно и с удовольствием рассказывают про «подвиги» своего удалого односельца.
Таким же образом удалось узнать, что ясачные всем обществом собрали «кун», т.е. плату за кровь убитого, киргизы же нажаловались, только, чтобы заставить увеличить эту плату. Говорят, что теперь обе стороны уже сторговались и затем все происшествие предано забытию. Таковы нравы пустыни, в которой иной раз лучше встретиться с медведем, нежели с человеком.
«Сибирская газета» №38, 1885 год.
P.S. Под пустыней здесь следует понимать малонаселенную местность.