Ноябрь 2013-го - июнь 2015-го. Экскурсовод в Музее ретро-автомобилей. Ретроспектива.
Музейный двор, ноябрь 2013-го года. Только что устроился работать в музей.
"Смотри, Димочка, какие машинки за забором стоят... Ух, какие машинки интересные!"
"Да, бабушка, вижу. Да только это не простые машинки - это ретро-автомобили. И стоят они не просто так, а в качестве экспонатов музея, крупнейшего в Москве на подобную тему. Только вот не пойму, чего это они стоят на улице, когда у музея в распоряжении целых пять залов. Может быть места внутри не хватает... всё-таки музей не резиновый, а экспонатов - двести сорок единиц одних только автомобилей, а ещё, я слышал, велосипеды, чемоданы, манекены... Впрочем, к чему гадать. Давай-ка, бабуля, зайдём во двор и сами всё увидим..."
Слева-направо: "Датсун", "Победа", "Линкольн".
ГАЗ-М20 - "Победа" третьей серии. Народное прозвище - "улыбка" (за форму радиаторной решётки). Годы выпуска - с 1955-го по 1958. Первый в СССР массовый автомобиль, в стандартную комплектацию которого входил радиоприемник. Технические характеристики - 52 л.с., 105 км/ч.
Литера "М" на капоте "Победы" указывает на название, которое носил завод с 1932-го по 1956 год: "Горьковский автомобильный завод имени Молотова".
На капот "Победы" олень перепрыгнул с герба города Горький (Нижний Новгород), в котором базируется автозавод.
Массивный, увесистый олень на "21-ой Волге" второй серии. Подобные накапотные украшения в СССР попали под запрет в начале 1960-х годов в связи с тем, что были признаны травмоопасными для пешеходов. На третьей серии ГАЗ-21 олень останется только на эмблеме.
Модельный ряд "Москвичей" 1940-х - 1960-х годов.
"Москвич-400", первый советский "народный" автомобиль. Выпускался с 1946-го по 1954 год (в модификации "401" - до 1956-го). Стоимость его в начале 1950-х годов, в зависимости от комплектации, составляла от восьми тысяч трехсот до девяти тысяч рублей.
Полноприводный "Москвич-410"/"410Н" выпускался с 1957-го по 1961 год. Служил основным транспортным средством механизаторов в казахских степях.
"МЗМА" - "Московский Завод Малолитражных Автомобилей" (с 1968-го года - "АЗЛК").
"Москвич-408", представитель "третьего поколения" "Москвичей". Годы выпуска - с 1964-го по 1975. В облике задней части прослеживается влияние "плавникового" стиля, законодателем которого были во второй половине 1950-х годов США.
Самоделка по-прозвищу "Афалина", собранная в конце 1970-х работником гаража МВД, Алексеем Арсеньевым, из двух автомобилей - микроавтобуса РАФ-977 и универсала ГАЗ-22.
Автомобили марки "Вартбург" "второго поколения" выпускались в ГДР в конце 1980-х годов.
"Линкольн Континенталь" конца 1960-х - начала 1970-х годов. "Плавниковый" стиль остался в прошлом. В моде - линейный конструктивизм.
Отвечая на справедливый вопрос Дмитрия, почему машины прозябают на улице - потому, что ветхое состояние большинства из них не позволяет им занять место в помещении - в залах, где собраны действительно редкие и бережно восстановленные экземпляры авто-старины. "Дворовые" автомобили, как правило, не являются большой диковинкой. В основном это ветхие советские колымаги, выкупленные коллекционерами у прежних владельцев за символические деньги. Какой-нибудь дачник решил освободить свой гараж от дедушкиного "Москвича" 1950-х годов и разместил в интернете объявление о его продаже. Какой-нибудь коллекционер заметил это объявление и выкупил автомобиль - не потому, что он ему шибко нужен, а просто потому, что ретро и недорого. Но, чтобы такой "Москвич" стал достойным музейным экспонатом, сколько сил и денег в него придётся вложить...
Будущее "дворовых" автомобилей - открытый вопрос. Куда они отправятся отсюда - на реставрацию, на запчасти или же на свалку, - не знают зачастую сами владельцы. Запчасти или свалка - наиболее вероятный финал. Реставрация - дело редкое, для избранных, собственной славной историей заслуживших себе пропуск в автомобильный рай.
Мороз и солнце, декабрь 2013-го года. Вид из коридора музейной администрации...
...из этого. Стены коридора увешаны фотографиями спортивных машин. Комната экскурсоводов - направо.
Анна Павловна, хранительница фондов.
Андрей Геронин, экскурсовод.
На работе на моей скучать не приходится. Вчера вот развешивали по стене четвёртого зала колпаки от автомобильных колес, собранные сотрудником Политехнического музея на обочинах московских улиц. В коллекции около трехсот экспонатов и ни одного повтора. Я плачу...
"Приёмная комиссия" на смотре экспозиции "Дары дороги", слева-направо: Анна Павловна, Максим Иванович, Юлия Андреевна.
Максим Иванович в компании женщин и автомобиля "Шевроле Стайллайн Делюкс" 1950-го года.
Слева - великолепная Уитни.
Справа - неотразимая Катрин. Максим Иванович знает толк.
А сегодня в музей вернулись автомобили, принимавшие участие в открытии Олимпиады в Сочи 7-го февраля 2014-го года. Кто не помнит (или не видел) - эти красавицы рассекали по сцене вместе с толпами счастливых пионеров, повинуясь взмахам жезла белоснежного регулировщика-Валуева. За рулем машин сидели наши парни!
ГАЗ-М20 - "Победа", второй серии. Шоколадка.
Ещё одна "Победа", редкой модификации - "кабриолет". "Победы"-кабриолеты делали в ту пору, когда в СССР не хватало листового металла, но спросом они не пользовались - климат у нас не тот. Всего было изготовлено около четырнадцати тысяч кабриолетов.
"Москвич-2140" цвета сочно-зелёной травы, автомобиль музейного разнорабочего Сергея Стрелкова. Ретро - это стиль жизни! Март 2014-го года.
"2140" - реинкарнация "412-го" (тот же 1,5-литровый движок мощностью 75 л.с.) в новом кузове. Сходил с конвейера АЗЛК с 1976-го по 1988 год.
ГАЗ-24-12 - семиместный универсал с тремя рядами сидений на базе ГАЗ-24-10. Годы производства - с 1986-го по 1994. "Волга" на фото - экспортная, с дизельным двигателем и коробкой передач от бельгийской компании "Скалдия-Волга".
"Опель-Олимпия" конца 1930-х годов.
Made in Soviet Union.
Стильный, хоть и видавший виды салон "403-го". Рулевое колесо в шикарной оплётке. Рычаг переключения передач на рулевой колонке. Слева - две горизонтальные шкалы: "Ампер" (уровень заряда аккумулятора) и "Бензин".
Крутейшие молдинги на задних дверях.
ГАЗ-21 - "Волга", вид сзади. Массивные гнутые бампера с "клыками" и задние фонари в хромированной обводке - "визитная карточка" "второй серии".
Это правда, что в Советском Союзе не умели делать легковые автомобили - в том смысле, что в основе почти всех советских легковушек лежит какой-нибудь западный прототип, - зато у нас были самые классные в мире грузовики - неприхотливые, прочные и предельно простые. На фото - ГАЗ-51, один из самых массовых грузовых автомобилей СССР. За без малого тридцать лет производства (с 1946-го по 1975 год) было собрано почти три с половиной миллиона этих машин. Их до сих пор можно встретить в российской глубинке и во многих странах "третьего мира".
ГАЗ-93, самосвал с откидным задним бортом на укороченном шасси ГАЗ-51. "Рабочая лошадка" советских стройплощадок. Зеркала заднего вида на широких отлётах позволяют водителю следить за тем, куда ссыпается содержимое кузова.
По советской документации ГАЗ-51 делали в Польше (в Люблине) - как "Люблин-51", в Северной Корее (в Токчхоне) - как "Сынри-58", и в Китае (в Нанкине) - как "Юцзинь NJ-130".
Красавец-автокран на базе ЗИЛ-164. Редкий автомобиль в наши дни.
Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу помещается в здании бывшей автобазы 1952-го года постройки и состоит из пяти ангаров. В торцах ангаров расположены ворота для въезда/выезда техники - во двор и на Новорогожскую улицу. И хоть "уличные" ворота давно не используются (изнутри они заставлены экспонатами музея), предупреждающие таблички перед ними стоят до сих пор.
Пустынный двор, примыкающий к территории музея. Слева - труба котельной с цифрами "1952". Справа виднеется какой-то ретро-остов...
Опаньки! Да это же кузов довоенного "Опель-Адмирал", владелец которого - сотрудник музея Александр Карповецкий - хранит его здесь, покуда занимается поиском оригинальных запчастей для реставрации. На языке коллекционеров подобные раритеты называются просто: "хруньё".
Музейный двор, 30-е апреля 2014-го года. Крайние слева: ВАЗ-2102 Чудаковых (в прошлом - Андрея Геронина) и "Ягуар" Максима Шевелёва (в прошлом - британского посла).
Максим Шевелёв за рулем "Волги со звездой" 1958-го года выпуска. Коробка механическая, а как насчет централизованной системы смазки переднего моста?
Неотразимый.
"Крайслер Нью-Йоркер" 1960-х годов.
На майские праздники несколько автомобилей из музея перекочевали на ВВЦ - людей посмотреть, себя показать. Чтобы машины не пострадали от излишнего внимания, их огородили верёвкой на столбиках и снабдили охраной, в ряды которой вступили и сотрудники музея. Мне выпало дежурить 9-го мая в паре с низкорослым, жилистым, добродушным чоповцем из города Кологрив. Целый день мы разгуливали вокруг автомобилей, подыхая от жары и отгоняя от загородки ностальгирующих москвичей и гостей столицы.
ЗАЗ-968М - "Запорожец". Сходил с конвейера Запорожского автозавода с 1979-го по 1994 год. В Москве таких остались считанные единицы.
Задняя часть "21-ой Волги" Максима Ивановича. Приехала на выставку своим ходом.
Слева-направо: ГАЗ-12 - "ЗИМ" (1950-1959) и ГАЗ-13 - "Чайка" (1959-1978). Служебные автомобили "второго эшелона власти": глав министерств и ведомств, советских послов заграницей, а также видных академиков, ученых и конструкторов. У "Чайки" шикарно смотрятся выхлопные трубы, убранные в задний бампер.
Ходят слухи, что художник "Чайки", Лев Еремеев, перерисовал её облик с американского "Паккарда" середины 1950-х годов. "Чайка" так понравилась высшему советскому руководству, что Еремеева командировали из Горького в Москву, где он создал ещё один знаковый автомобиль - ЗИЛ-111, на котором встречали Гагарина и возили Хрущева.
"Чайку" от ЗИЛа отличить несложно - достаточно взглянуть на радиаторную решетку. У "Чайки" на ней чайки.
Музейный двор, сентябрь 2014-го года. Слева выглядывает черный "нос" ретро-автомобиля неизвестной марки. Справа выстроились советские рыдваны (ГАЗ-21, "Победа", "Иж", "Москвич-408"), получившие с лёгкой руки Максима Ивановича Шевелёва статус отдельной экспозиции и прозвище "ветераны советских дорог". Под серым брезентом скрывается американский армейский джип.
Устав сидеть за компьютером, я наливаю себе в чашку чай и выхожу во двор - наблюдать за тем, как закатное солнце плавит стёкла музейных ангаров.
Ретро-автомобиль без опознавательных знаков - предположительно американский, предположительно шикарный, предположительно 1930-х годов.
Руль от ГАЗ-24, приборная панель - чуть ли не от "Победы".
Вертикальные задние фонари "408-го Москвича" служат завершением хвостовых "плавничков" и данью автомобильной моде 1960-х годов.
Такие крошки на музейной сцене.
Андрей проводит экскурсию для учащихся техникума. Флаг Великобритании под потолком соответствует шикарному "Бентли" в правой части снимка.
В конце сентября в Музее ретро-автомобилей прошла церемония закрытия очередного сезона "РККА" - "Ралли-клуба классических автомобилей". После мероприятия в пепельницах осталось большое количество сигарных бычков.
Рядом с этим автомобилем я рассказываю следующее: "Компания "Marussia Motors" была основана шоуменом Николаем Фоменко и группой российских предпринимателей в 2008-ом году. Компания ставила перед собой задачу создать и "раскрутить" с нуля первый отечественный спорт-кар - такой, который по ходовым качествам мог бы соперничать с итальянскими супер-карами ("Феррари", "Ламборджини"), при этом выгодно отличаясь от них по цене. Фоменко пиарил свой проект в СМИ, подогревая интерес потенциальных покупателей машины безумными обещаниями по части того, какой она будет. Автомобиль с именем русской девушки позиционировался как российский - при этом из отечественного, по слухам, у него был только кузов из карбоновых листов, а вся "начинка" (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление) закупалась заграницей. Каждая "Маруся" собиралась, фактически, по "индивидуальному" проекту - среди всех собранных автомобилей не было двух одинаковых. Машина стоила дорого и не пользовалась спросом. За четыре года партнёры вложили в проект около 100 млн. долларов, на которые было собрано чуть больше сорока "Марусь". В 2012-ом году проект было решено закрыть. Фоменко, пытаясь спасти положение, занялся разработкой лимузинов для российского президента, но и с этим что-то не заладилось. В 2014-ом году "Marussia Motors" была объявлена банкротом". Бизнес по-русски...
"Marussia-B1" бывшего сотрудника "Marussia Motors", шестая по счёту из числа собранных машин. Двигатель "Рено-Ниссан" - V6, атмосферный, 300 "лошадей". Максимальная скорость - 250 километров в час. Двери без ручек, открываются с дистанционного пульта. Автомобиль на ходу, но не заводится - аккумулятор разряжен.
Гоночный автомобиль с кузовом из стеклоткани, армированной эпоксидной смолой, на котором в 1984-ом году выступал эстонский гонщик Томас Наппа.
Гоночный мотоцикл с коляской ВНИИ-7, разработанный ВНИИМотопром (Всесоюзным научно-исследовательским конструкторским и технологическим институтом мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания) в 1974-ом году для участия в кольцевых гонках. Гонщиков в команде было двое - один правил мотоциклом, растянувшись на двигателе, за ветровым козырьком, второй сидел в коляске и, крепко держась руками за металлическую трубу, помогал входить в повороты, играя роль балансира. На поворотах помощник свешивался к дороге, а на ровных участках ложился на коляску, и тогда мотоцикл разгонялся до ста восьмидесяти километров в час. Подобные гонки проводились в СССР совсем недолго, в 1974-ом и 1975-ом годах, и были запрещены по причине высокой травмоопасности (особенно страдали помощники). Мотоциклы распилили на металлолом, сохранив для истории один-единственный - экспонат нашего музея.
Шикарно смотрятся выхлопные трубы (по одной к каждому цилиндру), массивные колёса с дисковыми тормозами, микроскопический ветровой козырек. Двигатель - карбюраторный, двухтактный, трёхцилиндровый, с жидкостным охлаждением, объёмом 325 куб.см и мощностью 52 л.с.
"Goggomobil Coupe 250" - крошечный двухдверный седан, который с 1955-го по 1969 год выпускала западногерманская компания "Glas". Основатель компании - Ганс Глас - унаследовал от родителей небольшую мастерскую в Баварии и много лет занимался производством сельскохозяйственной техники, а в 1951-ом году выпустил свой первый мотороллер - "Гогго" (так он ласково звал своего внука). Первым автомобилем компании "Glas" стал компактный трёхколесный грузовичок "Астенроллер" на 250 кг груза, оснащённый 200-кубовым моторчиком в 10 л.с, а под занавес 1953-го года Андреас Глас (сын основателя компании) и Карл Домперт (главный инженер) представили миру свой первый легковой микро-автомобиль - "Гоггомобиль". Для его производства в баварском Дингольфинге был построен отдельный завод, на котором собирали по восемьдесят "Гоггомобилей" в день. К концу 1955-го года, за первые восемь месяцев работы, завод выпустил десять тысяч "Гоггомобилей". Маленькие, экономичные микролитражки с элегантным дизайном и невысокой ценой (чуть больше трех тысяч немецких марок - значительно дешевле "Жука"), расходились, как горячие пирожки.
Производство "Гоггомобилей" началось с моделей "250" (на фото), "350" и "400". Конструктивно все они были одинаковыми, отличаясь лишь двигателями, установленными поперечно, над задними колесами. Это были двухцилиндровые двухтактные моторы с воздушным охлаждением, рабочим объемом 247, 293 и 392 куб.см и мощностью 14, 15 и 20 л.с. В блоке с двигателем стояли двухдисковое сцепление и синхронизированная коробка передач с двумя высшими ускоряющими ступенями. Оригинальной технической новинкой, применённой на "Гоггомобиле", была электромагнитная система переключения передач (аналог современного "робота"), которая предлагалась как опция, за дополнительную плату.
Компания "Glas" делала неплохие микролитражки и, вполне возможно, продолжала бы делать их до сих пор, если бы не авантюрный склад характера руководящих ею людей. В 1965-ом году публике был представлен шикарный спортивный автомобиль "Glas-2600" с 140-сильным двигателем V8, который за внешнее сходство с автомобилями марки "Мазерати" получил прозвище "Глазерати". Появление столь необычной и очень дорогой машины стало настоящей сенсацией, однако, вместо оглушительного успеха фирму постигли не менее оглушительные провал и банкротство. В 1966-ом году компания "Glas" стала частью баварского автоконцерна "BMW".
Музейный двор, декабрь 2014-го года.
Идиллический вид из рабочего кабинета.
"Максим" - энергетически сильное имя, и обладатели его, как правило, люди незаурядные, с яркой харизмой и необыкновенной судьбой. Наш "музейный" Максим Иванович Шевелёв - не исключение. В прошлом - сотрудник ГИБДД и РПЦ, сегодня - работник учреждения культуры, и всегда - любитель женщин, советских автомобилей и шоколадных конфет с коньяком (и ярый нелюбитель "губастых афроамериканцев"), Максим, без шуток, сам по себе может быть экспонатом какого-нибудь музея. Естественной истории, например - с пометкой "Вот как надо жить" и предупреждающей табличкой "Руками не трогать".
29-е декабря 2014-го года, новогодний корпоратив в первом зале музея. Зябко, не май месяц (даже тепловые пушки не греют). На столе - шампанское, фрукты и пироги с начинками на любой вкус. Вокруг стола - весь наш разношёрстный коллектив. На дальнем конце - начальство (замдиректора Наталья Александровна и Оксана, главный бухгалтер). Справа - Фёдор Фёдорович (главный инженер), Анна Павловна (хранительница фондов) и Ольга Викторовна (PR-отдел). Слева - Евгений и Кирилл Чудаковы (отец и сын, крупные коллекционеры ретротехники), экскурсовод Андрей, юрист Дима. Это я так, для себя перечисляю. Все-таки год и два месяца работаю вместе с ними...
Музейный двор, 14-е апреля 2015-го года.
Кажется, с этого места мы и начинали... полтора года тому назад. Музей до сих пор здесь. А я...
...выхожу во двор и подхожу к воротам - большим, железным, чёрного цвета. Там, за воротами - город: рубли, амбиции, салоны красоты и автосалоны, палатки с шаурмой, кремлёвские звезды. Здесь, во дворе музея, ничего этого нет. Здесь тихо. Старый, выгоревший, нагретый солнцем асфальт местами разбит, местами - неровен, местами... Днём асфальт впитывает в себя солнечный свет и отдаёт его под вечер в виде запаха: волнующего, острого, знакомого с детства запаха весеннего московского асфальта с примесью талого снега, прошлогодних листьев, сырой земли, подсыхающей на грязных газонах. Старый асфальт - самое ценное, что есть во дворе музея старинных автомобилей.
В один день, когда нашего музея не станет, его двор закатают в свежий асфальт и устроят на нём автомобильную парковку. А может быть наоборот: раскопают до подземных коммуникаций и зальют туда (под землю) фундамент для новых жилых домов - таких же оранжевых, как и те, что на фото, - а между домами устроят дворы - не один большой, а много маленьких - со скверами, детскими площадками и въездами в подземные гаражи. И будут жить в этих домах люди, и будут глядеть они в эти дворы из своих квартир и, возможно, не будут иметь ни малейшего представления о том, что за музей стоял здесь когда-то. Музей старинных автомобилей.
Автомобиль уехал из музея. Договор расторгнут. Экспонатор ложится в стол. Во дворе по-прежнему тихо. Только птички чирикают в ветках. Да ещё по улице за воротами спящего музея проносятся куда-то... рубли, амбиции. Город.
Ещё в конце 2014-го года на месте металлического заграждения стоял вполне себе капитальный бетонный забор, за которым скрывалось какое-то недобитое советское учреждение из розового кирпича. Учреждение снесли буквально за неделю, вывезли с территории старый кирпич, раскопали асфальт, и теперь... сами видите, что теперь.
Первая трава 2015-го года во дворе музея.
Погрузчик неизвестно чего, на котором ещё в конце 2014-го года разъезжал по двору музея Сергей Стрелков. Потом Стрелков неожиданно покинул музей и уехал к себе домой, и теперь эвакуатор стоит без дела, а на входе в музей висит объявление: "Требуется дворник, з/п 15 тысяч рублей".
ВАЗ-2101/2111 - "Жигули" - лицензированный "Фиат-124", к сборке которого (с существенными доработками) Волжский автозавод приступил в 1970-ом году. ВАЗ-2101 сходил с конвейера с 1970-го по 1983 год, ВАЗ-2111 - с 1974-го по 1981. Всего было выпущено более пяти миллионов "Жигулей" обеих модификаций.
Шильдик "Volga" на радиаторной решетке универсала ГАЗ-24-12 с дизельным движком, предназначенного для экспорта в Западную Европу.
"Московский завод малолитражных автомобилей" (на эмблеме - кремлёвская башня со звездой и кусочек зубчатой стены) был пущен в 1930-ом году (тогда он, правда, носил другое название - "Завод имени КИМ") и стал первым в СССР предприятием конвейерной сборки легковых авто. В начале 2000-х годов завод закрылся.
Первый зал музея, в котором собраны самые редкие и яркие заграничные экспонаты коллекции (фактически, за каждым автомобилем в этом зале закреплено его индивидуальное место). Пол покрыт гудроном - по слухам, работники автобазы, бывшей когда-то на месте музея, играли в этом зале в футбол. Слева - коллекция довоенных "Мерседесов", "Хорьх" и несколько "Фордов". Справа - американские авто 1930-х - 1940-х годов.
Вечер 14-го апреля. Слева - "Мерседес Е320" Димы Меркулова, юриста нашего ГБУ.
31-е мая 2015-го года. Последний день весны и последний день моей работы в музее. Вот каким он был.