Треш-отчёт о поездке в Нижний Новгород на lindy-hop event "2 Rivers Fest" в апреле 2014-го года. Немного про друзей, немного про танцы, немного про город...
Союз трёх видов власти - церковной, государственной и народной - на площади Народного Единства, под стенами Нижегородского кремля. В центре - памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, лидерам народного ополчения, выбившего поляков из Москвы в 1612-ом году. Позади справа - Управление ФМС России по Нижегородской области в здании бывшей Бугровской ночлежки. Слева - церковь Рождества. И всё равно, выше всех - кремль...
Впервые я увидел Нижний Новгород летом 2012-го года, на Алтае, в фильме "Жмурки". Для тех, кто не смотрел: сюжет фильма заключается в том, что двое отморозков (Алексей Панин и Дмитрий Дюжев), работающих на местного криминального авторитета (Никита Михалков), в поисках чемоданчика с героином колесят по Нижнему Новгороду середины 1990-х годов на битой "пятёрке БМВ" и палят по звёздам. Алексей Серебряков, Виктор Сухоруков, Гарик Сукачёв, Сергей Маковецкий, Григорий Сиятвинда и десяток других актёров, не столь известных, один за другим ложатся под пули расшалившихся злодеев и переселяются с земли на небеса - туда, где им (звёздам) и пристало светить. В коротких промежутках между перестрелками в фильме мелькает город. На фоне его водяных колонок, домиков с деревянными ставнями и жёлтыми кленовыми листьями, прилипшими к разбитым тротуарам в глухих дворах, бандитский беспредел смотрится до ужаса реалистично - так, что в какой-то момент от происходящего на экране начинает реально тошнить.
Досмотрев фильм, я выдохнул, сплюнул, перекрестился и подумал, что неплохо было бы съездить в Нижний Новгород и увидеть его собственными глазами, пока Балабанов не надумал снимать "Жмурки-2". Случай представился в апреле 2014-го года, когда нижегородские танцоры линди-хопа пригласили всех желающих к себе в гости - принять участие в танцевальном фестивале "2 Rivers Fest".
...Танцевальный фестиваль - это вам не героиновая война: проходит, как правило, спокойнее. Однако, по количеству неожиданных подстав, непредвиденных обстоятельств и всяческих приколов, поездка наша, пожалуй, могла бы претендовать на роль продолжения нашумевшего шутера.
16, 17, 18... Встречаемся на Курском вокзале в час ночи. Первой "жмуркой" явилось то обстоятельство, что Толик Краснокутский, до последней минуты собиравшийся ехать, неожиданно поехать не смог - на его работе вышел из строя какой-то терминальный сервер, и Толик остался в Москве, приводить в порядок терабайты бесценных данных, которые на нём хранились. Не останься Толик в Москве, кто знает, чем бы закончился нижегородский джек-энд-джилл. Слева-направо: Володя, Женя и Юля.
Второй "жмуркой" оказалась погода, которой Нижний Новгород встретил нас ранним субботним утром. Укрытые сугробами платформы и полустанки, на которые мы любовались сквозь серенький рассвет из окна поезда, сменились, стоило нам сойти на перрон, на гораздо более суровую правду жизни: с неба валил снег, по улицам гулял ветер, люди прятались в капюшоны и шарфы. Нижегородский апрель оказался под стать московскому Новому году. Вот мы и радуемся, не успев приехать. Слева-направо: Даша, Лёша, Астрид, Дима.
В довершение всего, квартира, в которую мы собирались въехать, в девять часов утра была ещё не готова для заселения. Пришлось нам проторчать перед подъездом дома №4 по улице Володарского эдак с полчасика, прежде чем агент по квартирам явился откуда-то, как снег на голову, и открыл нам дверь.
"Жмуркой" номер три оказалась наша нижегородская жилплощадь...
Здесь всё было, как в настоящих жмурках, когда водящий с завязанными глазами пытается поймать удачу за хвост. Водящими были мы, удачей - две квартиры для нашей компании на сутки, завязанными глазами - попытка выбрать их себе при помощи интернета. Уж сколько раз твердили миру: не выбирайте по интернету квартиры и девочек - их фотографии, размещённые на сайтах, никогда не соответствуют действительности. Но, что прикажете делать, если девочек и квартиры приходится выбирать по интернету чаще всего? Ясное дело, что: рисковать и обжигаться.
Наши квартиры помещались в соседних подъездах одного дома, на верхних этажах, и из их окон великолепно смотрелось. А ещё они были ушатаны до такого состояния, что даже выбранных по интернету девочек сюда пригласить было бы стрёмно. Чем занимались в этих квартирах до нашего приезда, можно было только гадать. Не иначе, сушили цветы: на кухне одной из них стоял на подоконнике огромный, высотой в окно, засохший кактус, похожий на доисторический пожелтевший останок. Или разводили животных: на другой кухне, в шкафу, на полках, жили рыжие тараканы, крупные, усатые и абсолютно индифферентные к смерти. Занимались сексом: кровати, на которых мы с Женей провели ночь с 5-го на 6-е апреля, скрипели столь эротически беспардонно, что... промолчу о том, что мне снилось. А ещё стол и стулья в нашей квартире ходили ходуном, чашки были изгвазданы какой-то липкой коричневой дрянью, телевизор - проломлен тяжёлым предметом, а стекло на лоджии и вовсе отсутствовало, причем осколки его валялись по всему полу - так, словно его разбили не изнутри, а снаружи (при том, что квартира находилась на десятом этаже).
Прекрасным дополнением к царящему в квартире разгрому могли бы оказаться отрубленная голова за диваном или расчленённый труп в стенном шкафу, - но за диваном нас поджидала только пушистая пыль, а в шкафу - выцветшие, растрёпанные подушки и одеяла. И тогда мы поняли, что в квартире никого не убивали и не насиловали, а просто жили здесь припеваючи, чисто по-русски. Студенты с подружками, но без денег, и подружки с выпивкой, но без ребят, компании мужиков, приехавшие в НиНо из Москвы справить мальчишник, и одинокие мужики, без компаний, давно уже женатые, а потому большие любители ходить "налево" - все они год за годом вносили свой вклад в облик многострадальной нижегородской квартиры, и от себя нам добавить было нечего - разве что немного прибраться здесь, быстренько переночевать и убраться при первой же возможности, унося с собой целый ворох новых шуток и впечатлений, и тараканов на подошвах башмаков.
Культура проживания на съёмных квартирах, где ты?
Наша лоджия, засыпанная битым стеклом.
Click to view
"Валера, Валера..." - напевал я себе под нос на платформе Курского вокзала, ожидая отправления поезда. "Не делай так больше" - пригрозил мне Женя Коган, сверкнув очами сквозь сигаретный дым. Мог ли он предположить в тот момент, что трогательные признания белокурой масечки Афродиты будут будоражить умы и сердца нашей компании все предстоящие выходные... Поезд №140 "Москва - Нижний Новгород" не успел ещё покинуть пределы столицы, а Лёша уже достал из кармана смарт-фон и отыскал "Валеру" в YouTube. Собственно, это видео появилось именно благодаря ему - ю-тьюбу. И Лёше - истинному ценителю таланта очаровательной сельской девочки, влюблённой в автослесаря.
Click to view
Заселение состоялось. На часах - десять утра. В планах - позавтракать.
"Катти Сарк" - клипер (быстроходный парусный корабль), построенный в 1869-ом году, в Шотландии, по заказу капитана Джона Виллиса по прозвищу "Белый цилиндр", для доставки чая из Китая. С 1954-го года - корабль-музей. В настоящее время находится в Гринвиче (Великобритания).
В переводе с шотландского "Cutty Sark" - "короткая рубашка". По легенде, капитан Виллис увидел картину, на которой была изображена молодая ведьма в короткой ночной рубашке, летевшая на шабаш. Капитану понравилась ведьма, и он решил назвать в её честь корабль. Но моряки - народ суеверный: на корабле с именем ведьмы никто бы не отправился в плаванье. Тогда и пришла Виллису в голову идея названия, которое не пугало бы суеверных и соответствовало бы его желанию - "Короткая рубашка".
По другой версии, капитан собирался назвать клипер "Морская ведьма" ("Sea Witch"), но оказалось, что под этим именем уже плавает другой корабль. И тогда он выбрал название "Cutty Sark" - прозвище молодой, привлекательной ведьмы, героини поэмы Роберта Бернса "Tam O'Shanter".
В XIX веке доставка чая из Китая в Англию была бескомпромиссной гонкой на кораблях вокруг Земли, а призом в этой гонке служила существенная разница в прибыли, которую получал тот, кто первым привозил чай нового урожая. Известность "Катти Сарк" принесло состязание на скорость с клипером "Фермопилы" в 1872-ом году. Оба клипера вышли из Шанхая 18-го июня, однако, через две недели "Катти Сарк" в буре потеряла руль, и капитан удерживал клипер по ветру при помощи плавучего якоря, пока на борту мастерили новый. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный шторм не прекращался. Кузницу разбили на палубе, по которой гуляли волны. Один раз опрокинулся горн, и сын капитана, раздувавший мехи, едва успел отскочить в сторону, увертываясь от раскаленных углей. На следующий день кузнецу чуть не снесло голову железным брусом. В результате всех этих злоключений "Катти Сарк" прибыла в Лондон на неделю позже "Фермопил" - 18-го октября, затратив на путешествие сто двадцать два дня. Тем не менее, клипер навсегда вошёл в историю мореплавания благодаря тому, что после аварии его капитан не сдался, а продолжил гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того, чтобы сойти с дистанции и встать на ремонт в порт), и отстал при этом всего на одну неделю.
Причём тут оптика?
Завтрак в кафе на площади Свободы.
Улица Нестерова, дом №16.
Ужин в ресторане "Пяткин" на Рождественской, 25. "Пяткин" - одна из самых именитых нижегородских едален с чопорными официантами, благолепным убранством и восхитительно вкусной, старорусской кухней. Оказавшись здесь, следует забыть о спешке и суете, поудобнее устроиться на мягком стуле, вдумчиво изучить меню, сделать заказ - обязательно тихим голосом, по несколько раз повторяя и переспрашивая названия блюд - и, в ожидании его исполнения, вести светские беседы. Наградой за терпение служит чудо: разноцветные настойки, клюквенная, брусничная и анисовая, в стеклянных графинах, прилетающие к столу на широком подносе в компании вазочек, полных блестящих, оливково-чёрных груздей, пересыпанных кольцами лука-репки. Фигурно вылепленные пельмени с начинкой из нежно-розовой сёмги, штук двадцать на тарелке, сбрызнутые зелёной петрушкой и бусинками красной икры. Огнедышащие супы в глубоких расписных вазонах. Блины с красной рыбой. Бергамотовый чай из самовара. Сушки. Варенье. Калачи. Ммм... "Пяткин"... жмуриться от радости жить.
Женя на крыльце "Пяткина", с лицом, лоснящимся после обильной трапезы, демонстрирует окружающим газету "Нижегородский рабочий"...
...а Павел Воля демонстрирует какие-то дрянные сухарики и хитрой своей рожей прямо намекает на то, ради чего мы на самом деле приехали в НиНо: погулять и пожрать.
Что и говорить, не утруждали мы себя на "2 Rivers" танцами в стиле свинг. В субботу днём наиболее идейные из нас сходили на пару мастер-классов - к Феде Недотко, Лёше Гудовичу, Игорю Беню, Ксении Пархатской - преподавателям линди-хопа, бальбоа и соло-джаза из Санкт-Петербурга и Москвы. Вечером мы явились на вечеринку и приняли участие в джек-энд-джилле - танцевальных соревнованиях, в которых танцоры меняются партнерами после каждого музыкального трека, и судьи оценивают не пару, а каждого участника в отдельности.
Победителем прошлогоднего джек-энд-джилла на нижегородском фестивале стал Толик Краснокутский, но в этом году партнёром Толика на выходные был терминальный сервер, и пришлось нашей компании выкручиваться без него. Впрочем, ребята не подкачали - Лёша с Женей Родионовым сумели пробиться в финал соревнований, и Лёша занял в итоге почетное третье место (к своему восторгу и несказанному удивлению). А первое досталось парню из Санкт-Петербурга и его партнёрше, Алёне из Екатеринбурга, "суровой уральской девушке" из Московского Рождественского Лагеря Свинга 2013-го года, о котором я рассказывал в одном из предыдущих постов, посвященных танцам.
Покинув вечеринку около часа ночи, мы прогулялись до дома, выпили чаю с шоколадом и завалились спать. Наутро наше танцевальное вдохновение сошло на нет. Вместо того, чтобы идти на мастер-классы, мы сладко проспали на скрипучих кроватях до полудня, а когда проснулись, пора было выметаться из квартиры.
Добравшись до вокзала, мы оставили вещи в камере хранения и отправились гулять.
Большая Покровская - старейшая улица Нижнего Новгорода, пешеходная на большей части своей протяженности. Немного смахивает на московский Арбат, только шире, длиннее и величавее. Народа здесь в выходные - тьма-тьмущая. Много кафе, ресторанов и старинных домов, а в перспективе - Дмитровская башня Нижегородского кремля.
Лёша, финалист джек-энд-джилла на "2 Rivers Fest" в 2014-ом году.
Астрид и Вова.
Здание нижегородского отделения Государственного банка (Большая Покровская, 26) в неорусском стиле, построенное в 1913-ом году (архитектор - Владимир Покровский). На здании три герба - нижегородский олень над крыльцом, герб России на фасаде и герб СССР на шпиле. Сегодня - главное управление ЦБ РФ по Нижегородской области.
На Большой Покровской много уличных музыкантов. Среди них есть цивильные, как, например, эти дядечки, а есть и совершенно оголтелые. В одном месте нам попалась целое поющее семейство - мать с пропитым лицом и штук пять ребятишек, мал-мала-меньше, одетых в немыслимые обноски. Мать играла на гитаре, а дети горланили песни - звонко, душераздирающе и удивительно мелодично. Впечатлённый картиной, я хотел постоять, послушать нижегородских нищих, но Дима с Женей потащили меня прочь.
Из переулков на улицу выглядывают деревянные и каменные домишки и особняки. Большая Покровская на их фоне - настоящая "потёмкинская деревня".
Улица Ошарская, дом №8. Улица получила название в честь "оша́ры" - загородного кабака, к которому она вела в начале XIX века от Чёрного пруда, на месте которого сегодня разбит Чернопрудный сквер. Улица была спроектирована в 1799-ом году землемером Белокопытовым, на месте засыпанного Ковалихинского оврага.
Уличные граффити - отдельная "жмурка" Нижнего Новгорода.
Площадь Минина и Пожарского перед кремлём. На заднем плане - памятник Чкалову.
Выставка военной техники в кремле. Что приятно, вход в нижегородскую крепость бесплатный.
Михайло-Архангельский собор (внутри - могила Кузьмы Минина) и танк "Т-34", принимавший участие в освобождении города Вены в 1945-ом году.
"Вечный огонь" рядом с Михайло-Архангельским собором.
Часовая башня, на которой в средние века помещались городские часы. Также здесь находился главный наблюдательный пункт крепости.
История названия одной из башен Нижегородского кремля - Коромысловой - ещё одна отсылка к теме "жмурок".
В 1520-ом году Нижний Новгород осадили астраханские татары. Под покровом ночи они подобрались к городским стенам, готовясь к штурму, а ранним утром местная девушка пошла за водой, увидела татар и вступила с ними в бой, до смерти забив коромыслом десятерых. Кое-как успокоив девушку ятаганами, татары призадумались: какие же тут должны быть воины, если девицы у них так отважны? И убрались восвояси.
По другой легенде, существовал древний обычай, согласно которому в основание крепостной башни, чтобы сделать её неприступной, следовало заложить живое существо, первым пришедшее на место, где эта башня будет стоять. Проходила мимо девушка с ведрами на коромысле, - её и закопали под башней. Менее кровожадный вариант легенды гласит, будто бы строители пожалели девушку и зарыли под башней... стрекозу-"коромысло".
Нижегородский кремль - настоящая грозная крепость без прикрас и декоративных финтифлюшек. Стены её опоясывают вершину высокого мыса на стрелке Оки и Волги, уступами тянутся по волжским склонам. Строили кремль итальянские мастера в 1508-ом - 1513-ом годах, в качестве опорного пункта Московского княжества в военных действиях против Казанского ханства. Протяжённость стен - более двух километров, толщина - до четырёх с половиной метров, количество башен - тринадцать, толщина башен - около двадцати метров. На фото - Ивановская и Белая башни.
Вид на город от подножия Ильинской башни. Стрелка Оки и Волги, на которой Нижний Новгород был основан в 1220-ом году.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу.
Недавно восстановленная Казанская церковь и (на другом берегу Оки) Александро-Невский собор. Слева от церкви - изящная серебристая башня со шпилем - навершие Нижегородского речного вокзала. Перед собором - продолговатые постройки с зелёными крышами - склады Нижегородского порта.
Ильинский храм.
Ржавые трамвайные рельсы, выводящие на Рождественскую улицу, засветились на сороковой (40) минуте фильма "Жмурки".
Пахнет весной.
Дмитровская (Дмитриевская) башня, названная в честь нижегородского князя Дмитрия Константиновича, считается старейшим сооружением крепости (впервые упоминается в 1374-ом году), однако, современный свой облик получила относительно недавно, в 1895-ом году. Башня нереальных размеров и толщины. В ней находится выставочный зал. С мая по ноябрь участок стены между Дмитровской и Зачатьевской башнями открыт для прогулок.
Часовая башня. Не хотел бы я оказаться под ней, когда со стен прыгают девушки с коромыслами.
Девушки с детской коляской обозревают участок стены между Ильинской и Тайницкой башнями.
Сергей и Саймон, главные герои фильма "Жмурки", так и не сумели "подняться" в Нижнем Новгороде до положения серьёзных, уважаемых людей. Уложив половину города и сами едва не погибнув под пулями, они в итоге "кинули" Михалыча и перебрались "в центр" - то бишь в Москву, прихватив с собой охапку виниловых пластинок и чемоданчик с героином.
Наша поездка, в отличие от "Жмурок", не была фильмом. Тем более странно и удивительно, что между приключениями нашей компании и двух нижегородских беспредельщиков оказалось столько общего. Квартира с тараканами и отрубленными головами. Сумасшедшие пляски под джаз. Бесконечная череда весёлых, бессодержательных разговоров. Сон на скрипучих кроватях. Перестрелки. Кафешки. Фисташки. Нижегородки. Неприступные крепостные стены. Холодный и солнечный волжский ветер. Валера. Евгений Коган. Никита Михалков.
Голова моя мягко и незаметно клонится на подушку...
Титры...