Оригинал взят у
nikolapic в
Дагестанская свадьба. Северный Кавказ, часть 14 ⇐
Предыдущая часть |
Следующая часть выйдет совсем скоро ⇒
Пока половина моих друзей рассуждает на тему того, что регистрация брака - это вмешательство государства в личную жизнь двух любящих сердец, просветленные эзотерики выступают за скрепление любви через тантрические практики, а не штамп в паспорте, некоторые радикальные феминистки предлагают отменить свадьбу как акт закрепления рабства женщин, в это время на Кавказе люди по-прежнему справляют свадьбы по принципу «пир на весь мир», готовятся к этому событию годами и придают ему огромное значение. Ведь свадьба - одно из самых важных событий в жизни кавказцев, особенно, женщин.
Этой весной нам посчастливилось побывать на типичной дагестанской свадьбе, которую отмечали жители высокогорного села Гуниб, расположенного на высоте 1500 метров, к юго-западу от Махачкалы. Сегодня это моноэтническое село, в котором большинство жителей - аварцы, а 150 лет назад здесь жили помимо аварцев жили русские, евреи, кумыки, татары. Место это стало в свое время сценой для ожесточенных боев и политических распрей, в основном из-за своего уникального стратегического положения - Гуниб является естественной высокогорной крепостью.
Приехали мы в Гуниб около 10 утра, и нас там уже встречал Муртазали - организатор свадьбы и тамада. Именно ему мы обязаны тем, что смогли попасть на свадьбу, и именно от него услышали самое интересное о семейных дагестанских традициях.
В первую очередь мы поехали в дом жениха, где уже готовился большой кортеж машин в дом невесты. На Кавказе пиком «крутизны» считается автомобиль с низкой посадкой - и здесь, на сельской грунтовой дороге этот кортеж напоминал шумный караван в духе Кустурицы.
Муртазали рассказал нам, что раньше в Дагестане свадьбу справляли дважды: в доме жениха и в доме невесты, но сейчас эта традиция соблюдается в том случае, если будущие молодожены живут в разных селах или городах. Наши же молодожены родились и выросли в одном селе, поэтому свадьба организована одна - в их новом доме.
К свадьбе своих детей родители на Кавказе начинают готовиться чуть ли не с их рождения: собирают приданое невесты, придумывают фасон платья и прическу, женихи учатся танцевать, много пить и есть - без этого на Кавказе никуда! Когда молодые люди помолвлены, они могут пожениться только после того, как будет построен их собственный дом. Сияна с будущим супругом познакомилась год назад на одной из отмечавшихся в Гунибе свадеб, и, когда они решили пожениться, обе семьи совместными усилиями приступили к постройке дома. Дом получился типичный для этого региона: каменный, достаточно просторный, укомплектованный, как говорится, «под ключ», в нем есть все для начала счастливой семейной жизни - начиная от постельного белья и кончая посудой и шторами.
Итак, наш кортеж приехал к дому невесты, где с самого раннего утра занимаются её убранством.
Многочисленные подружки невесты и молодые родственницы помогают с макияжем, прической и платьем, а в это время мама и старшие родственницы заканчивают приготовления к традиционной части «передачи» невесты жениху, при этом совершенно искренне переживают и плачут, так как это последний день девушки в стенах родного дома.
Когда жених заходит в дом будущей жены, его встречает сестра невесты и... танцует! Вообще, танец в Дагестане - это выражение радости, это трансцендентальное действо, способ общения и непременный атрибут любой свадьбы.
После танца мама невесты угощает молодых медом, что символизирует пожелания долгой сладкой жизни.
Родители наших влюбленных изначально благославили этот брак. Но иногда, как рассказал нам Муртазали, на Кавказе до сих пор случаются кражи невест, почти как в «Кавказской пленнице». Хотя ближе к правде это описано у Эфраима Севелы в его книге «Мужской разговор в русской бане», где рассказана история, как молодая красавица влюбилась в старого уродливого проводника по горам, бывшего разбойника, и с ее же согласия (что как раз очень важно!) и была им похищена, после чего семья уже не может принять опороченную девушку назад и дает согласие на брак.
До сих пор при заключении брака важную роль играет социальный фактор молодоженов - жених не должен быть в социальном и финансовом положении ниже семьи своей избранницы.
Еще из традиций, которые нам, воспитанным на западной культуре (а правильнее было бы сказать - на советской), непривычны, в Дагестане есть такая, как многоженство. До сих пор здесь официально муж может иметь до четырех жен. Единственное, что часто удерживает мужчину от этого шага - финансовый вопрос, так как надо быть очень богатым человеком, чтобы позволить себе содержать столько жен. Дискриминация жен совсем не приветствуется - если подарил подарок одной, то будь добр выдать и остальным трем подарки, равные по стоимости.
Развод в Дагестане - скорее исключение, чем правило. По традиции, если в течение совместной жизни муж трижды произнесет фразу «Ты мне больше не жена!», это означает развод. Чтобы «оформить» его, супруги идут к имаму, который определенными действиями закрепляет их решение. В целом по России на сегодняшний день по статистике разводов почти столько же, сколько и оформления браков. На Кавказе же (премущественно в мусульманских регионах - таких как Дагестан, Чечня, Азербайджан) разводятся в редких случаях: отчасти это связано с традиционно важной ролью семьи как основного института общества, частично - с тем, что женщины почти не работают, а значит, и не могут сами себя обеспечить, что также является дополнительным стимулом сохранения брака. Но мне верится, что здесь просто помнят и ценят такое понятие, как любовь.
После приезда в новый дом молодоженов образовались два центра веселья - сам дом, в котором гостей угощают, и специально сконструированная площадка перед ним, где происходит основное веселье - а именно, танцы.
Еда на свадьбе - это, конечно, то, что заставило нас забыть обо всех приличиях и основах здорового питания. Овощи, фрукты, мясо, пироги, долма (фаршированные мясом виноградные листья), шашлыками, чуду (тонкий пирог с начинкой из мяса\зелени\творога), хинкал (сложносочиненное блюдо, в которое входят крепкий острый бульон, вареные в нем кусочки теста, баранина, говядина или птица, а также кефирный, сметанный или томантый соус), курзе (что-то типа наших пельменей, но больше даже напоминает грузинские хинкали, курзе бывают овощные и мясные) с томантным соусом. Всё это готовят родственники, а точнее - родственницы, которые безостановочно выставляют на стол свежеприготовленные блюда для новых гостей, убирают после них и моют посуду. Настоящий самоотверженный труд!
За столом постоянно звучат тосты: длинные, виртуозно исполненные, с вкраплениями старинных притч и легенд, с пожеланиями любви и советами молодым. Самый почитаемый человек на свадьбе - это самый старший гость или родственник. Кстати, эта же традиция касается и первоочередности вступления в брак - младшие братья и сестры не могу это сделать, пока не женится\ выйдет замуж старший брат или сестра.
На улице происходит другая важная часть свадьбы - танцы. Начинается все с танцевальной традиции, напоминающей наш «ручеек» - гостям вручается несколько цветков, которые они должны отдать тому, кого приглашают на танец. Отказываться нельзя, даже если ты устал, стар, пьян - хоть на 5 минут, но надо выйти в круг и потанцевать. В танце цветок передается и получивший его дальше приглашает кого-то на танец. Таким образом площадка никогда не пустеет, музыка звучит непрестанно и за это время все гости успевают потанцевать друг с другом. В основном именно таким образом в Дагестане находят себе жениха или невесту. В какой-то момент на площадку утащили Янку, которой пришлось наскоро учиться лезгинке. Некоторые женщины, выражая то ли уважение, то ли радость от того, что русская гостья танцует на свадьбе, стали подбегать к ней и совать в руку деньги. Это было совсем неожиданно!
Танец жениха и невесты - один из самых красивых и важных моментов свадьбы. Но сначала невеста танцует со всеми мужчинами - близкими гостями. Она делает небольшой круг, а мужчина танцует вокруг нее и кидает деньги ей на голову. Подружка невесты ходит за ней и собирает деньги. Эти деньги - подарок молодоженам, микроволновки и чайники здесь дарить не принято! Когда все мужчины станцевали, наступает очередь жениха. Вместе с невестой он делает несколько кругов, затем к нему в порыве присоединяются разгоряченные друзья и родственники и начинается буйная радость: жениха поднимают на руки и качают, выбрасывют вверх, безудержно танцуют и стреляют в воздух. Настоящий праздник!
Свадьба длится три дня, и в общей сложности ее посещают около тысячи гостей: конечно, не все сразу, но в течение всей свадьбы все жители села и окрестных деревень хотя бы на 15 минут, но должны зайти в гости.
Муртазали рассказал интересный обычай, как проверяют новоиспеченную супругу. В самое-самое неудобное время - ну, например, в 4 часа утра - приходят к молодоженам в гости. Хорошая хозяйка в любое время должна быть готова принять гостей и накрыть на стол хинкал и чай. Такая вот она, женская доля!
После тостов, еды и танцев мы постарались деликатно попрощаться и уйти, так как нас все активнее начали угощать алкоголем, что после нескольких часов дегустации всевозможных деликатесов кавказской кухни мы уже не могли продолжать. Мы отправились на прогулку. Естественно, гуляя по деревне, нас тут же зазвали в гости, и мы оказались в доме у местного каменщика, который занимается гравировкой. Он охотно показал нам свою работу, а мы с удовольствием поснимали.
А затем мы неспешно, за долгими интересными рассказами Муртазали отправились на самый край деревни, а свадьба далеким эхом звучала нам аккомпанементом.
Спасибо за внимание.
⇐
Предыдущая часть |
Следующая часть выйдет совсем скоро ⇒
Проект «12 месяцев»