Литературный сериал "Инсаров" (рассказы и повести, 2017-2018)

Feb 05, 2018 08:33


Серия про следователя Инсарова, запущенная в конце сентября 2017 года - это реализация идеи создать цикл мистическо-детективных произведений, действие которых происходит в конце существования условной Российской империи (начиная с последней четверти XIX века и кончая революцией). Условной - т.к. изначально заявления некая альтернативность реальности, условный историзм, который стремиться играет на поле атмосферы той эпохи, но весьма вольно трактует ее реалии. Создается эдакий потусторонне-мистически-хорроровский Фандорин. Также изначально проект предполагался как межавторский, истории про Инсарова пишет целая когорта разноплановых авторов, поэтому легче будет держать взятую планку - по выпуску в месяц. Отдельно хочется отметить иллюстрации, выполненные в оригинальной манере и в интересном ракурсе отражающие события рассказов - они настоящее украшение выпусков.


Первый выпуск, рассказ под названием "Незнакомцы", написан инициатором и вдохновителем проекта Виктором Глебовым и задает общий тон серии. В нем Дмитрий Инсаров расследует серию зверских убийств на фоне эпидемии, которая опустошила Санкт-Петербург. Атмосфера запустения, страха, обреченности - наверное важнейшая составляющая часть "Незнакомцев". Детективная интрига оказалась довольно простой, не требующей от Инсарова особой проницательности. Частично открытый финал произвел двойственное впечатление, вроде и понятно, что сделано в качестве "to be continued..." для всего сериала, с другой ощущение незавершённости повествования меня не порадовало.

Во втором выпуске представлен рассказ Николая Романова "Чемодан", который быстро берет быка за рога - во время вроде бы рядовой облавы на цыганку-мошенницу в занимаемой ею квартире обнаруживается чемодан, а в том кисти человеческих рук. Пока что это самый напряженный рассказ в серии, читающийся легко и задорно. Даже если к нему и были претензии во время прочтения (а вроде были), они быстро выветрились


Третий выпуск с рассказом Андрея Миллера "Белый крестик" вводит персонажа исторического - Николая Гумилева (который уже не впервые не дает покоя современным авторам-фантастам), что в общем не удивительно, личностью он был весьма неординарной. Структурно рассказ развивается в двух плоскостях - в одной Инсаров с Гумилевым собираются разгадать тайну серии дерзких ограблений, во второй рассказывается, как расследование Инсарова добралось до встречи с поэтом. Из-за неравномерного распределения действия половина часть с присутствием Николая Степановича ощутимо медленнее. Единственным серьезным минусом можно назвать аж три отсылки к предыдущим выпускам. Учитывая, что по времени события "Белого крестика" отстоят от прочих очень далеко, очень странно выглядит как герой вспоминает всего два дела; на мой вкус стоило ограничиться одним, причем не самым явным упоминанием. В остальном же рассказ получился весьма удачным.

Четвертый выпуск серии - "Петербургская псарня" - самый длинный, это уже фактически повесть, к которой в довесок идет еще и маленький рассказ-приквел "Петербургская ночь" (официально названный спин-оффом). В отличии от предыдущих выпусков, тут Инсаров лишь одно действующих лиц, имеются еще три "точки зрения" на происходящее. Начинается история с новогоднего бала у графа Беккера, откуда похищают шесть человек - три пары женщина-мужчина. Вызванный на место действия Инсаров вскоре понимает, что придется не просто расследовать дело, но и делать это срочно, ведь у похищенным отпущено ограниченное время. Пока из всей серии в данном рассказе самая закрученная детективная интрига. Главного злодея я вычислил достаточно рано, но это скорее свидетельствует о логичности сюжета. Портит рассказ отчаянная буффонада, прущая в первых двух третях повествования изо всех щелей, что особенно обидно, так как когда она сходит на нет, рассказ становится очень даже хорош.

Рассказов, видимо, накопилось уже достаточно много, так как в январе 2018 года, в качестве староновогоднего подарка вышел внеочередной, пятый спецвыпуск с рассказом Виктора Глебова "Гидра", в котором он вновь (как и в Фаталисте) играется с лермонтовским сюжетом. Вариация герметического детектива с мифологическим сюжетом получилась с очень плотной атмосферой - монастырь в горах, тайные комнаты, лабиринты старой библиотеки, странная мозаика в храме, ночное кладбище - все отлично работает на нагнетание напряжения. К сожалению, финал рассказа получился скомканным, скоротечным.


Последний на данный момент выпуск номер 5, выложенный в начале февраля, с рассказом Никиты Савчука "Голод". В нем Инсаров сталкивается с русским дворянином, превратившимся в вендиго (пусть само слово в рассказе всплывает в самом конце, но поклонники хоррора поймут что к чему после первой же сцены). Обманутый в Русской Америке компаньонами, граф Кондратов жестоко мстит обидчикам. И тут вылазят две гигантские проблемы рассказа. Первая - отсутствие интриги вообще, в рассказе нет загадки, нет чего-то что приковывало бы внимание читателя, распаляло бы его интерес. Финал предсказуем более чем полностью. Вторая - логические нестыковки. Почему вспыльчивый, преображенный граф тянет с местью более двух десятков лет? Или убийце дочери десять лет не мстил, о внучке не парился, а тут вдруг бац, и суперактуально стало? Не Монте Кристо же, в заточении не был. Или почему Орешкин, бросивший графа умирать, и знающий его нрав, так беспечно-дружески себя ведет? Возможно автор придумал для себя какие-то объяснения, но читатель их не видит. При этом написана повесть ладно, к слогу никаких претензий нет.

Основная проблема серии - разноплановый Инсаров, который "выходя из под пера" множества авторов получается каждый раз заметно иной, отличающийся от предыдущих воплощений. И, в отличии от того же Холмса, тут нет "канона", к которому бы стремились авторы, под который бы подстраивались, и поэтому каждый вкладывает в следователя что-то свое. В итоге хоть и действует везде один и тот же следователь, но безошибочного узнавания персонажа пока не получается. С другой стороны - читатель получает интересные истории с разными стилями и сюжетами, без опасения погрязнуть в самоповторах, в интересующем его жанре, что, на мой взгляд, очень здорово. Поэтому хочется пожелать сериалу долголетия и не опускать заданную планку качества.

книги, готика, славянский хоррор, монстр, детектив

Previous post Next post
Up