В Египте, лежащем в самом центре арабского мира и соединяющим его западную (Магриб), южную (верховья Нила и Рог Африки) и восточную (азиатскую) части, попытка создания компартии была предпринята ещё в 1923 году и оказалась весьма успешной, если не принимать во внимание то, что уже год спустя она была полностью разгромлена и задавлена репрессиями. Когда движению удалось вернуться к жизни, оно оказалось раздробленным на соперничающие фракции (кое-кто утверждает, что одна из этих фракций, Египетская марксистская организация, встала на промаоистские позиции ещё в 1949 году!). Усилия по консолидации принесли некоторые успехи в 1957 году, но в то время на подъёме находился нассеризм - вид арабского левого национализма. В 1958 году насеристам удалось под лозунгами панарабизма объединить Египет и Сирию, образовав Объединённую Арабскую Республику; в том же году насеристы свергли монархию в Ираке, а в 1962‑м одержали победу в Йемене (а позднее, в 1969‑м - также в Ливии и Судане). Само существование коммунистов оказалось под угрозой двух факторов: с одной стороны, насеризм осознавал, что они с ним конкурируют, и подвергал преследованиям, с другой - был прогрессивным движением (да и Мао в 1965‑м в
беседе с сирийскими товарищами особенно подчёркивал надежду, что «арабские страны объединятся»). Коммунисты старались быть лояльны режиму Гамаля Насера и в 1964-1965 гг. самораспустились, чтобы влиться в его Арабский социалистический союз (АСС).
Некоторые были несогласны с этим решением, в частности, состоявшая из сталинистов старой закалки группа «Революционное течение» («Аль-Тайяр аль-таври») во главе с Мохаммедом Аббасом Фахми и Тахиром аль-Бадри, от которой было ещё два откола. Они выражали полную поддержку китайской позиции (но, правда, фактических связей с китайцыми у них никогда особо не было), осуждали советских ревизионистов за отказ от диктатуры пролетариата и реформизм, а созданную в 1964 г. Организацию освобождения Палестины - за умеренность, и считали тяжёлой ошибкой поддержку насеровских реформ, национализации и даже антиимпериализма, поскольку-де это всё лишь временными решения, продляющие жизнь капитализма.
В 1970 году, когда ему было лишь немного больше пятидесяти, Гамаль Насер скончался (вполне вероятно, что из-за курения) к огорчению широких масс народа и оставив по себе живущую до сих пор добрую память в арабском мире. Страну возглавил Анвар Садат, который вскоре начал правый поворот: отказался от панарабизма и заигрываний с социализмом, переориентировался с СССР на США и (правда, только после войны Судного дня в 1973‑м) задружился с Израилем.
Внезапно, всё такое радикальное «Революционное течение» энергично поддерживало режим Садата, как писали, «из-за веры, что он строит демократическое общество, в котором революционные силы смогут функционировать… и потому что он противостоял Насеру и Советскому Союзу», а после смерти Садата в 1981‑м - Хосни Мубарака (о котором достаточно говорит тот факт, что он воевал на стороне США против Ирака в 1991‑м). Это было мало кому понятно, поэтому численность группы резко сократилась, особенно после соглашений 1978 г. в Кэмп-Дэвиде между Египтом и Израилем, несмотря даже на то, что при Мубараке она смогла выпускать легальное издание. О дальнейшей судьбе «Революционного течения», как и отколов от него, ничего не известно. Что до Компартии Египта (КПЕ), она была воссоздана в 1975 г., и существует поныне, хотя и не особенно преуспевает и даже, кажется, не представлена в интернетах.
В 2011 г. от КПЕ откололось некое «революционное крыло», которое вместе с членами других партий, в частности
Тагамму (социалистическая партия, бывшая левая фракция АСС), в 2012 г. основала
Революционную компартию (см. также
ФБ), судя по всему, откол от КПЕ 2011 г. с участием членов других партий, в частности Тагамму. В 2016 г. она вошла в ИКОР, но уже в 2019 г. её следы теряются.
Выше по течению Нила к Египту примыкает Судан, где созданная в 1946 году Суданская компартия (СКП) активно участвовала в борьбе за независимость, пока, наконец, в 1955 году, английские и египетские войска не были выведены из страны. При последовавшем режиме генерала Аббуда коммунисты подвергались репрессиям, однако поддерживали участие в выборах. Это привело к отколу в августе 1964 г. группы «Революционное руководство» (РР) Юсуфа Абда аль-Маджида, установившей связь с албанцами. В том же или в следующем году после пятилетнего пребывания в Китае в страну вернулся некий Мухаммед Хеир, намеревавшийся создать пропекинскую партию. Вроде бы, он её создал, она была тут же загнана в подполье и некоторое время там существовала.
Между тем в октябре 1964 г., режим Аббуда был свергнут и СКП ненадолго вернулась на легальное положение. В следующем году она получила восемь из двухсот с небольшим мест в парламенте, после чего была вновь запрещена. Переворот в 1969 года, когда к власти пришёл насерист Джафар Нимейри, отразился на СКП и РР (к тому времени разделившейся на три фракции) прямо противоположным образом: РР подверглась репрессиям и была практически парализована, а СКП снова стала легальной и небольшое время была, наряду с иракской, сильнейшей компартией в арабском мире. Уже в 1971‑м её угораздило поучаствовать в заговоре против Нимейри (справедливости ради следует указать, что, несмотря на свою принадлежность к прогрессивному движению, это был не очень-то симпатичный деятель, мягко говоря), за что была разгромлена и никогда уже не оправилась от этого удара, хотя, вроде бы, всё ещё существует. РР дотянула по меньшей мере до 1999 года, когда группу возглавлял Ахмед Мохамед Шами, но в новом веке о ней ничего не слышно.
Пару слов нужно сказать о Южном Судане. Этот регион резко отличается от северного Судана: он покрыт лесами и живут там не арабы-мусульмане, а христианизированные негры. Хотя египтяне и османы пытались завладеть регионом, окончательно это удалось сделать только британцам, но затем в Южном Судане разгорелась борьба против исламизаторов с севера и за независимость, увенчавшаяся успехом после двух продолжительных и кровавых гражданских войн. Хотя компартия выступала против разделения Судана, когда оно всё-таки произошло в 2011 г., от неё отделилась Компартия Южного Судана.
Перейдём к странам Магриба, арабского региона, расположенного к западу от Египта («магриб», собственно, и означает запад). На рубеже 1970‑х в этом регионе, как и во многих других, распространилось новое левое движение, особенно среди студенчества Марокко и Туниса.
Но начнём мы с Ливии, куда марксизм принесла интеллигенция, обучавшаяся в Италии. Компартия была основана довольно поздно, после Второй мировой войны, и сразу же подвергась преследованиям. В 1952 году, после того, как вся страна, избавившись от британского и французского управления, была объединена под властью короля Идриса Ⅰ, все партии были вообще запрещены, и коммунисты ушли в подполье. Не принесла им облегчения и революция 1969 года. Будучи, вообще говоря, прогрессивным и умным деятелем, Муаммар Каддафи в середине 1970‑х вёл правый курс и осуждал коммунистов как носителей западных влияний. Наконец, и свержение Каддафи в результате империалистической интервенции в 2011 году не оживило ливийского коммунизма, да и вообще не способствовало социально-политическому прогрессу в стране.
Тунис считается самой развитой страной Магриба, осознаёт это и имеет развитую политическую традицию. Компартия (ТКП) здесь была создана ещё в 1934 г. В 1963-1981 гг. она была под запретом при жёстком режиме Хабиба Бургиба и достойно боролась в подполье, но крах КПСС пережила ненадолго, отказавшись от марксизма-ленинизма в 1993‑м.
Вернёмся к рубежу 1960‑х, когда среди тунисских студентов во Франции развернулось заметное левое брожение. В 1961 г. левое крыло выиграло у сторонников Бургиба выборы в парижской секции студенческого союза. Два года спустя это привело к расколу союза, и левые организовали независимую Группу исследований и социалистических акций в Тунисе (ГИСАТ), начавшую издавать журнал «Перспектив» (в дальнейшем - «Перспектив тунизьенн»). «В Тунисе» - потому что очень скоро ГИСАТ перенесла свою деятельность из Парижа на родину. Уже в 1965 г. группа участвовала в волнениях в Тунисском университете.
Между тем, в Китае развернулась Великая пролетарская культурная революция, очарование которой с 1966 года стало распространяться и в ГИСАТ. Напротив, панарабизм тогда пришёл в относительный упадок из-за поражения в Шестидневной войне в 1967 года, так что его приверженцы также стали сближаться с маоизмом. Вместе с ТКП группа возглавляла студенческие выступления против войны во Вьетнаме, против империализма США вообще, а потом - за освобождение задержанных (и приговорённых к огромным срокам) активистов. В марте 1968 года движение достигло своего пика, но было подавлено. Аресты вожаков привели к ослаблению движения и его размежеванию по разным идейным направлениям.
После этого Бургиб засомневался, а не перегнул ли он, и хватка режима ослабла. Уже в начале 1970 г. ряд коммунистических активистов был освобождён. ГИСАТ изменила своё название на «Перспектив - л’Увриер тунизьен», по названию двух своих газет, издаваемых во Франции и тайно распространяющихся в Тунисе. «Перспектив тунизьенн» выходила на французском языке и предназначалась для студентов и интеллигенции, а «Л’Увриер тунизьен», то есть «Эль-амал эттунси», что значит «Тунисский рабочий», издание которого было начало в июле 1969 г., выходила на арабском языке (даже на тунисском диалекте) и больше ориентировалась на рабочих.
До студенческого бунта 1972 г. и начавшегося тогда роста рабочих забастовок группа ограничивалась распространением своих газет, но затем вновь стала принимать активное участие в массовом движении и ужесточать тон в отношении Бургибе. Тайные ячейки были созданы в Бизерте, Сусе, Сфаксе, Гафсе и Кайруане. Это вызвало реакцию самого президента и новую волну полицейских преследований. В 1973 г. было арестовано более тысячи активистов, а 5 августа 1974 г. прошёл крупный судебный процесс, приговоривший многих из них к длительному тюремному заключению. После этого группа раскололась на три части. Судьба центральной части неясна. Реформистская линия во главе с Ахмедом Неджибом Шебби, находившимся в Париже, порвала с маоизмом и в 1983 г. породила Прогрессивное социалистическое объединение, которое в 2001 г. стало Прогрессивно-демократической партией. В 2012 г. эта партия, наряду с другими либеральными секуляристскими силами, влилась в Республиканскую партию. Однако, ей не удалось преуспеть на выборах 2014 г., а выборы 2022-2023 гг. она бойкотировала.
«Жёсткая линия» привела к основанию в 1986 г. Компартии рабочих Туниса (КПРТ), правда, уже не маоистской, а ходжаистской, но довольно крупной и влиятельной. После того, как ТКП окончательно скурвилась, у КПРТ практически не осталось значительных конкурентов, но до революции 2011-2012 гг., в которой она приняла активное участие, партия оставалась в подполье. В 2012 г. КПРТ переименовалась в
Партию рабочих Туниса, однако сохранила коммунистическую символику. На выборах 2011 г. партия даже получила три места в Учредительном собрании, но на парламентских выборах 2019 г. осталась ни с чем и, видимо, пребывает в упадке, сайт её не обновляется с 2013 г.
Тем временем, в стране появлялись и исчезали небольшие маоистские группы. Так, в 1990‑х в Революционном интернационалистическом движении значилась некая Марксистско-ленинская коммунистическая организация Туниса. В бурные 2011-2012 гг. действовал блог
Марксистско-ленинско-маоистской организации Туниса. В 2011-2016 гг. некое тунисское Маоистское коммунистическое движение мелькает в подписях международных маоистских деклараций. В то же время к ИКОР примыкает некая Революционная социалистическая патриотическая партия, она же «Ватад», появившаяся не позднее 2012 г. В 2016 г. она объединилась с пятью другими группами в
Социалистическую демократическую патриотическую партию, существующую и поныне, но её политическое лицо в точности не ясно.
В Алжире компартия возникла уже в 1920 году как филиал ФКП, а в 1936‑м оформилась как отдельная партия. Но после завоевания независимости алжирская левая была подавлена. Компартия самораспустилась в 1964 году, влившись в тогда ещё социалистически оринетированный Фронт национального освобождения (ФНО), а в 1965‑м первый президент независимого Алжира Ахмед Бен Белла вместе со своей сравнительно левой фракцией был отстранён от власти. После этого алжирские коммунисты объявили о создании Партии социалистического авангарда Алжира, а в 1993 году из её левого крыла выделилась
Партия Алжира за демократию и социализм, существующая и поныне. Увы, о маоистских тенденциях во всех этих событиях практически неизвестно, отмечалось лишь, что китайцы безуспешно пытались распространить своё влияние на ФНО в 1965‑х.
В Марокко компартия была основана в 1943 г. на базе действовавших уже два десятилетия коммунистических кружков. В начале 1950‑х она участвовала в вооружённой борьбе против французского колониализма, но вскоре после обретения страной независимости попала уже под удар нового режима. В 1968 г. она попыталась создать легальную Партию освобождения и социализма (ПОС), которая вскоре тоже была запрещена. Вторая попытка в 1974 году оказалась удачнее -
Партии прогресса и социализма (ППС) удалось удержаться на легальной сцене, дожить до нынешнего дня и даже добиваться мест в парламенте, а порой и в правительстве.
В борьбе за легальность марокканские коммунисты пожертвовали радикализмом, пошли на уступки исламу и монархии. Поэтому уже в 1970 году от них откололась группа во главе с внешне удивительно похожим на Эйнштейна инженером Авраамом Серфати, марокканским евреем-антисионистом, создав марксистско-ленинскую организацию «Вперёд» («Ила аль-Имам»). Она вела подпольную борьбу с диктатурой короля Хасана Ⅱ, делая главный упор на профсоюзной работе в рабочей и студенческой среде. Это едва ли не единственная марокканская организация, боровшаяся за право на самоопределение сахарави, народа оккупированной марокканским режимом Западной Сахары. Режим применял против организации жестокие репрессии. За решётку были брошены тысячи активистов, часть из них была замучена под пытками. В 1974 г. был похищен и тайно убит один из лидеров группы, преподаватель философии Абделлатиф Зеруал, организация была в основном разгромлена. В 1977 году на 35‑й день голодовки в тюрьме умерла 25‑летняя поэтесса Саида Менебхи. Много лет провёл в королевских тюрьмах основатель группы Авраам Серфати, считавшийся старейшим политзаключённым не только в Марокко, но и во всей Африке, и известный правозащитник Дрисс Бензекри. Оба были освобождены в 1991 году. Серфати после нескольких лет изгнания во Франции вернулся в страну и занял пост советника Национального марокканского управления исследований и разработки нефти, а Бензекреди в 2003 году даже возглавил по приглашению короля, Мухаммеда Ⅵ, Комиссию по справедливости и примирению.
В 1983 году была предпринята попытка восстановить организацию, но в 1984-1985 гг. прошла новая волна атак, в результате которой многие марксисты-ленинцы были осуждены на пожизненное заключение либо получили длительные тюремные сроки.
В 1995 г., на следующий год после объявления амнистии всем участникам группы «Вперёд», как наследник её и вообще марксистско-ленинского движения 1970-х, была создана существующая и поныне группа
«Демократический путь» (ДП) околоходжаистской ориентации (на её плакатах три классика). Первый съезд ДП прошёл 16-18 июля 2004 г. Активисты ДП представлены в двух главных профсоюзах страны - Марокканский союз трудящихся (UMT) и Демократическая конфедерация труда (CDT),- а также неправительственных организациях, таких как Марокканская ассоциация прав человека, АТТАК-Марокко, Национальная ассоциация безработных выпускников в Марокко (ANDCM) и женское движение. Выборы ДП бойкотировал, так как не считал их свободными, а режим в стране - демократическим.
Не позднее 2008 года появилась марксистско-ленинско-маоистская группа с похожим названием - Баасистский демократический путь (БДП). Это не та же организация, что ДП, но она союзна ей и так же поддерживает самоопределение сахарави. Говорят, БДП зародилась в студенческом движении ещё в 1975 г. , но до 2009 года оставалась в тени. Группа выступая против «режима, исламистского мракобесия и амазигского шовинизма, защищая свободный доступ к образованию для марокканского народа, проживающего в подавляющем большинстве в нищете, и отвергая планы режима по его приватизации». Относительную известности в мире она полечула благодаря развёрнутой в 2011-2013 гг.
кампании за освобождение своей обладающей яркой внешностью активистки Ильхам Хаснуни, однако о её деятельности в последующем неизвестно.
Хотя бы несколько слов здесь нужно сказать о Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР), где и живут вышеупомянутые
сахарави, частично арабизированный берберский народ. Большая часть территории страны была в 1975 году при помощи толп безоружных поселенцев аннексирована марокканским королём. С тех пор страна разделена воздвигнутой марокканскими властями
«Стеной позора». Независимость САДР признают, в частности, Сирия, Иран, КНДР и Куба; Россия же ограничивается признанием права сахарави на самоопределение.
К сожалению, практически нет данных о проявлениях маоизма в таких окраинных странах семитского мира как Мавритания и Чад. Приходится также обойти вниманием примыкающие к региону испанские территории (Санта-Крус-де-Тенерифе, Мелилья, Сеута и Малые Суверенные территории) и португальскую Мадейру. Разве что можно вспомнить, что на Канарских островах жил до своей кончины в 1996 году Франсиско Саррион, он же Фредрик Свенссон, создавший в 1968 году в Швеции вспоследствии распавшуюся маоистскую группу.
Упомянутая выше обзорная историческая статья
«После поражения арабские левые перешли в наступление», вопреки своему бодрому названию, описывает закат арабской левой: «Бросая вызов арабским режимам или выступая против Израиля, новые левые на много лет опережали политический ислам. Но красный цикл постепенно вымер: иранская революция 1979 года и подъём в течение восьмидесятых годов исламистских организаций - от „Хизбаллы“ до ХАМАСа и включая Тунисское движение исламских течений (Эн-Нахда) - выбили ковёр из-под радикальных левых». В заключение статья всё же отмечает, хотя и с элегической ноткой, что «политические образования в Ливане, Палестине и Тунисе стойко сохраняют свое наследие», а «социальные движения, которые время от времени возрождают эти старые требования».