Мировой маоизм. Часть 27: Арабский мир (Азия)

Jul 05, 2023 21:20


Этот регион был создан в ходе завоевательных походов арабов, создавших Халифат от Атлантического до Индийского океана, а затем долгое время существовал под властью турок в Османской империи. Вследствие её раздела европейскими империалистами арабские народы получили независимость, но утратили национальное единство. Последующие попытки в какой-то степени его вернуть (Объединённая Арабская Республика в конце 1950‑х, Федерация Арабских Республик в середине 1970‑х) не удались. Сейчас арабы представляют собой один из крупнейших разделённых народов с высочайшим контрастом между странами - от богатейших Катара, ОАЭ, Кувейта и Саудовской Аравии до беднейших Сирии, Палестины, Судана и Марокко.

Мы рассмотрим страны Аравийского полуострова, а затем прародины цивилизации, Плодородного полумесяца, жители южной окраины которого в Ираке, Сирии и Иордании также говорят на аравийских диалектах, а затем пройдём от Египта на запад по Северной Африке.

Об Аравийском полуострове с точки зрения рассматриваемой темы можно сказать весьма немного. Эти страны - Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар, Кувейт - имели то сочетание традиционной отсталости с ресурсным богатством - которое делало их наименее благоприятными для политического развития.

На этом фоне выделяется Йемен - беднейшая, но и продемонстрировавшая самую высокую степень революционности страна полуострова. Северный Йемен (независимый от османского владычества с 1918 года) принял участие в конструировании Насером Объединённых Арабских Государств в 1958‑м; федерация распалась уже в 1961‑м, при этом пала йеменская монархия и возникла Йеменская Арабская Республика. Южный Йемен оставался под властью британцев, но вооружённая борьба за независимость увенчалась успехом, и в 1967 году было провозглашено создание Народной Республики Южного Йемена.

Появление арабского государства, открыто провозглашавшего социалистическую ориентацию, оказывало революционизирующее влияние на весь регион. Оно служило тыловой базой палестинских антиимпериалистических организаций, а в Омане партизаны из Фронта освобождения Дофара, с 1963 года боровшиеся против султана Таймура и британских колониалистов, в 1968 г. под влиянием Южного Йемена перешли к марксизму и стали называться Народным фронтом освобождения оккупированного Персидского залива. В освобождённых районах открывались школы, в которые допускались девочки. Велась борьба против родоплеменных пережитков. Партизанам удалось захватить городок Рахют с пятитысячным населением. Однако уже в 1970 г. слабого султана сверг собственный сын, который - вместе с британцами - к 1976 г. восстание подавил. Между тем, в 1974 году Народный фронт разделился на оманскую и бахрейнскую части. Оманцы в 1992 году создали Народно-демократический фронт Омана для мирной борьбы за демократию и как-то с тех пор о них не слышно. А бывшие пропекинские бахрейнцы, выделившиеся в Народный фронт за освобождение Бахрейна, в 2000 г. преобразовались в Общество национально-демократического действия (пять лет спустя переименовавшееся в «Обещание»), первую легальную политическую партию Персидского залива - легальную до её запрета в 2017 г. по обвинению в терроризме.

Но вернёмся в Йемен. Вскоре в руководстве Южного Йемена (с 1970 года - НДРЙ) началась борьба между умеренными и радикальными социалистами. В 1969 году после попытки уволить министра внутренних дел президент Аш-Шааби сам был принуждён к отставке. В результате «Славной исправительной революции» к власти пришло левое крыло. Однако и оно вскоре раскололось на сторонников китайской модели во главе с новым президентом Салемом Рубейя Али (Салимином) и сторонников советской модели во главе с Абделем Фаттахом Исмаилом. Салимин [по меньшей степени] дважды встречался с Мао Цзэдуном - в августе 1970 и 12 ноября 1974 года; к сожалению, неизвестно, о чём они говорили.

В 1978 году президент Северного Йемена погиб в результате теракта, в котором обвинили Салимина, что дало основания оппозиции отстранить его от власти и тут же казнить. Абдель Фаттах Исмаил, впрочем, мог торжествовать недолго. Через два года премьер-министр Али Насер Мухаммед вынудил его уйти в отставку, а затем и вовсе искать убежища за границей. Впрочем, и Али Насер наслаждался победой лишь пять лет, после чего разгорелся кровопролитный конфликт с военачальником Али Антаром (в ходе которого некстати вернувшийся из Москвы Абдель Фаттах Исмаил сгорел в БТР). Али Насер потерпел поражение и, вместе со своими сторонниками, бежал на сторону северян.

В 1990 году тенденция йеменцев к объединению вопреки усилиям по разделению британцев на юге и имамата на севере одержала верх, но это вовсе не принесло им успеха. Страну до сих пор раздирают перевороты и войны, а социалистические устремления оказались подавлены и забыты.

Теперь обратимся к региону Плодородного полумесяца, этой колыбели человеческой цивилизации.

В конце 1950‑х самая сильная компартия на Среднем Востоке была в Ираке. После свержения монархии в 1958 г. генералом Касемом коммунисты тесно сотрудничали с ним и были даже представлены в его кабинете. Это им аукнулось после 1963 г., когда генерала свергли (и убили) баасисты. Коммунисты, подвергшиеся жестоким преследованиям, попытались договориться с новым режимом и на небольшое время им это удалось - в 1972 г. два их представителя были включены в правительство. Но в 1979 г. Саддам Хусейн снова загнал их в подполье, откуда они вышли уже только после свержения режима интервенцией США. Иракская компартия (ИКП) не без успеха участвовала в парламентских выборах до массовых волнений 2019 г., после которых заявила о бойкоте выборов 2019 г.

Какое место в этой истории занимала маоистская тенденция? ИКП была тесно завязана на СССР, но уже в 1958‑м был серьёзный откол во главе с Азизом аль-Хаджем Али Хайдаром (сам Азиз был в 1964 г. схвачен и выступил с публичным отречением, что группа официально осудила). Эта группа возражала против усилий партии договориться о позиции в баасистском режиме и попыталась развернуть партизанскую войну в болотах южного Ирака. Идеологический образ этой группы неясен. Американские троцкисты утверждали, что она, хотя и пыталась отыграть поддержку Москвы, стремилась к независимости, а в советско-китайском споре занимала позицию нейтралитета. Госдеп США описывал группу как «геваристский откол», однако тот же источник говорит, возможно, подразумевая их же: «В особенности затронуты арестами 1969‑го, по замыслу властей или нет, неясно, были диссиденты, пропекинская фракция коммунистов». Так или иначе, после этих репрессий группа вскоре сошла со сцены и после 1972 г. не упоминается.

Единственной точно маоистской группой в то время была Иракская компартия (марксистско-ленинская) во главе с Бахаэддином Мури, основанная в конце 1960‑х и на рубеже 1968‑го объединившаяся с ещё одним отколом от ИКП. Но более о ней ничего не известно.

В дальнейшем отмечались отдельные не очень успешные попытки воссоздать маоизм в Ираке. Во времена Революционного интернационалистического движения существовала некая Иракская революционная марксистско-ленинская перегруппировка. В 2006 г. на пару к ней была основана Иракская революционная маоистская организация (ИРМО). У обеих групп были свои сайты, а ИРМО дор 2014 года вела всё ещё доступный публике блог.

В Сирии компартия (СКП) также была довольно значительной и с начала 1950‑х представленной в парламенте. Несмотря на преследования в 1960‑х, она не склонилась к маоизму, хотя отдельные заявления с одобрением идей Мао Цзэдуна и Культурной революции в Китае отмечались. В 1965‑м прокитайские коммунисты учредили Арабскую рабоче-крестьянскую партию, а в феврале 1968‑го часть из них организовали более тесно сплочённую Арабскую коммунистическую марксистско-ленинскую партию в сирийской нации. Они обвиняли Советский Союз в предательстве, прославляли Мао Цзэдуна, требовали народной войны против Израиля, чтобы «освободить родные земли арабов», и клеймили Сирию как «фашистское полицейское государство». В октябре 1968 года сирийские власти приняли против группы меры, арестовав сорок человек в различных частях страны. Тем не менее, в 1970 г. эта партия ещё продолжала действовать, распространяя подпольную прессу. При этом в то же время, во второй половине 1960‑х, в Сирии действовали баасистские левые (например, в 1965 г. Ясин Хафез и Элиас Моркос основали Арабскую революционную рабочую партию, призванную соединить марксизм с арабским национализмом).

Правда, все эти попытки давно остались в прошлом, в то время как СКП выжила. В 1986 году она, правда, раскололась на прогорбачёвскую партию во главе с Юсефом Файсалом, позднее принявшую название «Объединённая Сирийская коммунистическая партия», и антигорбачёвскую во главе с Халедом Багдашем.

В соседнем Ливане в 1964 году от компартии откололась группа во главе с Джамилем Шатилой, учредив промаоистскую Партию социалистической эволюции, впоследствии переименовавшуюся в Ливанскую компартию (марксистско-ленинскую). Новые веяния в китайской международной политике привели к тому, что в марте 1973 г. Шатила поругался с китайцами и заявил о роспуске своей группы. Кроме того, в 1965 году трое студентов, Фавва Трабулси, Вадда Шарара и Ахмад Бейдун, основали группу «Социалистический Ливан», занимавшую промежуточную позицию в советско-китайском расколе; её судьба неизвестна.

Между тем, в 1969 году арабские левые националисты во главе с Мохсеном Ибрагимом основали Организацию ливанских социалистов, в следующем году объединившуюся с «Социалистическим Ливаном» в Организацию коммунистического действия в Ливане (ОКДЛ), в которой были, помимо прочих, маоисты и троцкисты. Во время гражданской войны 1975-1990 гг. ОКДЛ действовала в союзе с друзской Прогрессивной социалистической партией Камаля Джумблатта и Коммунистической партией Ливана (с которой даже вела переговоры об объединении), а также имела тесные связи с ФАТХ и Марксистско-демократическим фронтом освобождения Палестины иорданца Наяфа Хаватме (к сожалению, более Иордания в этой истории никак не присутствует). В 1982 г. она участвовала в создании противостоящего израильскому вторжению Ливанского национального фронта сопротивления. К 1987 году ОКДЛ была вынуждена уйти в подполье, поскольку Мохсен Ибрагим отказался следовать сирийской линии противостояния председателю Организации освобождения Палестины Ясиру Арафату. Судьба организация в нынешнем веке неясна.

Как видим, коммунистическое движение Ливана исторически тесно связано с движением в Палестине. Вскоре после поражения арабов в войне с Израилем, уже в декабре 1967 года, Джордж Хабаш и Вадди Хаддад основали Народный фронт освобождения Палестины (НФОП): пришло время «народной освободительной войны», отчасти вдохновлённой маоистской моделью. Почти сразу же, в начале следующего года, от НФОП отделилась находившаяся под более явным маоистским влиянием группа Наифа Хаватме, сформировавшая Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП). Редактируемая Мохсеном Ибрагимом из ливанского ОКДЛ газета «Аль-Хуррийя» (что означает «Свобода») стала совместным изданием этих организаций, а с 1977 г.- центральным органом ДФОП. В 1980‑х ДФОП пережил упадок вследствие, с одной стороны, сокращения Дэн Сяопином поддержки революционных организаций за рубежом, а с другой, приближения краха КПСС и СССР. Во времена первой интифады (1987-1993) исламистские группы в палестинском движении серьёзно потеснили левых. ДФОП раскололся и утратил былую силу, но существует по сей день, продолжая издавать свою газету, хотя неясна степень, до которой он сохранил коммунистическую вообще и маоистскую в частности интенцию.

Обзорная историческая статья «После поражения арабские левые перешли в наступление» рассказывает, что «новые левые движения, возникшие после поражения арабов в июне 1967 г., не обязательно придерживались европейской модели», хотя рабочий и крестьянский вопросы «остро стояли в Ливане в конце шестидесятых, а в начале семидесятых прошли крупные забастовки на фабрике Гандур в Бейруте и среди табачных рабочих», а в Египте к подъёму масс трудящихся приводила «политика жесткой экономии, принятая… после июньского поражения 1967 г.». Но, так сказать, звездой движения оставалась «палестинская революция, авангард арабской революции».

СССР приложил руку к созданию Израиля, «а приоритетом Сталина было ослабление британских позиций на Ближнем Востоке. Оккупация Израилем Левого Берега, Восточного Иерусалима, сектора Газа, сирийских Голанских высот и египетского Синая летом 1967 года изменила правила игры для коммунистических партий. Они дистанцировались от признания Израиля и пообещали поддержку палестинским движениям сопротивления». Статья отмечает в связи с этим Ливан и Сирию. Однако именно тогда арабское движение приближалось к своему надлому и упадку.

В Израиле, вокруг которого так или иначе крутится ближневосточная политика, издавна, ещё с 1919 года, существовала компартия, также известная как Маки, стабильно имеющая в парламенте от двух до четырёх мест из 120. В 1965 г. она драматически раскололась, но еврокоммунистическая фракция (с преобладанием евреев) эволюционировала в сторону сионизма и в 1981 г. растворилась в леволиберальной партии Рац, так что другая фракция (с преобладанием арабов), называвшаяся тогда Раках, вернула себе статус единственной компартии страны, а в 1989 г. и название Маки.

Однако ещё до этого раскола, в 1962 г. левые выходцы из Маки сформировали Социалистическую организацию в Израиле, известную как группа «Мацпен», т. е. «Компас». В 1970 г. от «Компаса» откололись протроцкистский «Авангард» (затем тоже раскололся, породив Спартакистскую лигу в 1974 г. и группу Ницоц в 1977 г., члены последней в 1995 г. создали существующую поныне леворадикальную партию Даам) и промаоистский Революционный коммунистический союз, известный по названию своего журнала как «Маавак», т. е. «Борьба». Сам «Компас» раскололся в 1972 г., одна из фракций в 1975 г. приняла название Революционной коммунистической лиги, примкнув к троцкистскому Воссоединённому Четвёртому интернационалу. К концу 1980‑х все фракции «Компаса» практически сошли на нет.

«Авангард» расценивал Израиль как нормальное капиталистическое общество, в котором главным революционным агентом является рабочий класс, в то время как «Борьба» подчёркивала колониальный характер государства. Известными её активистами были были Ехуд «Уди» Адив, Илан Халеви (урождённый Жорж Ален Альберт) и Рами Ливнех. Группа вскоре попала под жестокие репрессии. Ехуд Адив и Рами Ливнех уже в 1973 году, наряду с десятками других левых, были приговорены к длительным срокам тюремного заключения за контакты с палестинскими повстанцами и «шпионаж в пользу Сирии». Отсидев двенадцать лет, Ехуд Ади подался в академическую сферу, защитил в Лондоне диссертацию по теме «Политика и идентичность: критический анализ израильской историографии и политических идей», после чего преподавал в Открытом университете Израиля. Илан Халеви тогда же отошёл от группы, но продолжил деятельность в Организации освобождения Палестины, и занимал в ней высокие посты (будучи евреем, да); скончался он в 2013‑м. Группа «Борьба» ещё некоторое время, по меньшей мере до 1982 года, существовала, её представителем называли некоего Мариуса Шнайдера.

Запись получилась слишком большая для ЖЖ, поэтому её окончание переносится в следующий пост.

Ливан, Йемен, маоизм, арабы, Израиль, Ирак, Сирия

Previous post Next post
Up