В Чёрной Африке маоизм имел наименьший успех. Коммунизм вообще оставался там очень слаб, кроме Анголы, Мозамбика и ЮАР, и там преобладали промосковские партии.
Рассмотрение региона мы начнём с Западной Африки (исключая, конечно, её уже рассмотренную арабскую часть). Этот регион пёстро населён народами нигеро-конголезской семья и большей частью являлся колонией Франции. Во многих странах региона преобладали и преобладают левые настроения, хотя настоящих компартий немного, а маоизма почти нет - по каким-то причинам здесь гораздо заметнее ходжаизм.
Представим партию, которая будет упоминаться далее в обзорах нескольких стран. В 1957 г. в сенегальском Тиесе была основана компартия Французской Западной Африки - Африканская партия независимости (АПН), при участии Секу Туре, вскоре возглавившего независимую Гвинею. В дальнейшем она разделилась на национальные секции, самые известные из которых действовали в Сенегале и Буркина-Фасо.
В Мали первая попытка создать коммунистическое движение была в 1945 г., когда страна ещё была частью так называемого Французского Судана и французские коммунисты создали Суданскую демократическую партию, которая просуществовал недолго, но успела выдвинуть на выборах Модибо Кейту. В 1946 г. он выступил одним из основателей левой партии «Суданский союз». В 1957 г. он возглавил правительство в рамках предоставленной французами автономии, а после создания в 1960 г. Республики Мали стал её президентом. В 1962 г. «Суданский союз» провозгласил курс на строительство социализма.
В 1965 г. малийские активисты Африканской партии независимости основали ходжаистскую Малийскую партию труда (МПТ), которая даже при «Суданском союзе» оставалась полуподпольной, а после его свержения военными в 1968‑м была вынуждена уйти в подпольье и получила известность благодаря организации борьбы студентов против нового режима. (Это выглядит как байка, но утверждают, что позднее кое-кому из МПТ удавалось проникнуть в правительство, как, например, доктору Нголо Траоре и министру по делам молодёжи, спорта, искусств и культуры в 1978-1980 годах Альфе Умару Конаре.) В конце 1980‑х МПТ присоединилась к складывающейся коалиции, добивавшейся отставки генерала Траоре, что и произошло после народных волнений в 1991 г. Президентом был избран Альфа Умар Конаре.
«Суданский союз» смог легализоваться, но он был уже не тот. МПТ же сохранила свой коммунистический характер, что и привело в 2007 г. к разрыву с бывшими партнёрами по коалиции и правящим Альянсом за демократию и прогресс президента Амаду Тумани Туре. После этого о ней больше не слышно. Тем временем, ещё в 1996 г. была создана (как оппозиционная Конаре) партия Африканская солидарность за демократию и независимость, участвовавшая в международном семинаре, проводимом тогда ещё более-менее марксистско-ленинской Партией труда Бельгии. Эта партия (кстати, известная пророссийскими симпатиями) получила пять мест на выборах 2013 г. и повторила результат на выборах 2020 г., но дальнейшая её судьба также неясна.
В Сенегале с получения независимости в 1960 г. сорок лет правила Соцпартия Сенегала. Стоявшая левее неё АПН породила несколько продолжений:
Партию независимости и труда, АПН-Обновление,
Демократическую лигу. А в 1965‑м от АПН отделилась возглавляемая студенческим лидером Ландингом Саване (любопытно, что он женился на Марии-Ангелике, одной из пионерок африканского феминизма, а их сын Ситафа стал известным баскетболистом) маоистская (хотя не исключено, что ходжаистская) группа, основавшая Сенегальскую компартию.
Партия просуществовала очень недолго, но Саване продолжил попытки. В 1970 г. он создал Движение молодых марксистов-ленинцев (ДММЛ), от которого вскоре откололся Инициативный комитет за перманентное революционное действие. Одним из основателей Комитета был Омар Блондин Диоп, который во Франции снимался у Годара и стоял на трибуне с Кон-Бендитом, а затем пытался установить связи с североамериканскими Чёрными пантерами. Комитет был разгромлен полицией, а Омар замучен в тюрьме, что вызвало значительный национальный и международный резонанс.
Как раз тогда, в 1973 году, Саване создаёт новую группу - «Рену-Реу», что на языке волоф означает «Корни нации», в следующем году на подпольном съезде преобразовавшуюся в «Анд-Жеф», что означает «Действовать вместе». Другое название - Революционное движение за новую демократию (РДНД). Большинство его лидеров было вскоре арестовано, но времена менялись и они вышли на свободу, после чего не без успеха работали в профсоюзном движении.
В 1978 г. вследствие раскола (хотя неясно, кого с кем) появилась ходжаистская группа «Да здравствует марксизм-ленинизм!» (ДЗМЛ), к которой в дальнейшем присоединилась группа «В защиту марксизма-ленинизма». Много позже, в 1995 г., она наконец-то преобразовалась в партию Объединение африканских рабочих - Сенегал (ОАР-С), участвовавшую в бельгийских семинарах, но после 2002 г. о ней не слышно.
В 1980 г. некая Марксистско-ленинская группа Сенегала, среди прочих, подписала международный призыв, который привёл к образованию Революционного интернационалистического движения (РИД). После этого упоминаний о ней не было, так что не исключено, что это было ещё одно обозначение того же ДРНД, либо же «ДЗМЛ». В 1992 г. среди участников РИД никакие сенегальцы уже не числились.
В 1981 г. РДНД и ходжаистский Союз за народную демократию, ещё одно появившееся в 1970‑х продолжение ДММЛ, во главе с Амедином Расином Гюиссе, легализовались. В 1991 г. они стали учредителями Африканской партии за демократию и социализм (АПДС), наряду с троцкистской Социалистической рабочей организацией и кружком вокруг издания «Суксуба». В 1993 г. Саване баллотировался от этой партии в президенты, и получил почти 3 процента. На президентских выборах 2000 г. АПДС (как и ОАР-С, кстати) поддержала оппозиционного кандидата Абдулая Вада, и после его победы вошла в правительство, а год спустя получила два места в парламенте.
Вад, однако, был не совсем левым, а вернее совсем не левым, а вполне себе правым либералом, так что к 2007 году даже лидер реформистского крыла партии Саване признал неизбежным разрыв с ним, который вскоре и произошёл. Партия после этого раскололась на реформистов во главе с Саване (в 2014 г. они вошли в коалицию с Сенегальской демократической партией Вада) и коммунистов во главе с Мамаду Диопом Декруа и Мадьейе Мбоджем. Следы коммунистов после 2012 г. теряются, да и вообще, похоже, к 2020‑м левые уже совершенно вытеснены из сенегальской политики.
В Гамбии в 1980 г. была основана Гамбийская социалистическая революционная партия, которая в 1981 г. подняла восстание и была разгромлена. Больше в этой стране попыток коммунистического строительства не отмечено.
Гвинея и Гвинее-Бисау - это почти одно и то же, только одна была захвачена французами, а другая - португальцами. Крупнейшие народности в них одни и те же, хотя этническая картина сложна и пестра. Гвинея более исламизирована, чем Гвинея-Бисау, где сохранилось больше местных верований. Обе страны с обретения независимости склоняются влево, но настоящие коммунистические группы, включая маоистские или ходжаистские, в них так и не появились.
Гвинея порвала с колониальной Францией ещё в 1958‑м и под предводительством Секу Туре проводила левый эксперимент. Страна дружила с СССР, но также и с Китаем: известно о двух беседах её делегаций с Мао Цзэдуном: 3 мая 1962 г. и
8 августа 1965 г. Однако, уже в конце 1970‑х социалистические преобразования начали сворачиваться. Политическая сцена осталась в общем левой: правящей партией в нынешнем веке (до переворота 2021 г.) было Объединение гвинейского народа, состоящее в Социнтерне.
В Гвинее-Бисау до сих пор доминирует социнтерновская
Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде, основанная Амилкаром Кабралом в 1956 г. как Африканская партия независимости, а в Кабо-Верде, хотя и менее устойчиво, держится её бывшее отделение,
Африканская партия независимости Кабо-Верде. Гвинея-Бисау, что примечательно, выпускает марки с изображениями Мао.
Про Сьерра-Леоне нет данных. В Либерии компартия вроде бы (об этом есть только очень отрывочные упоминания) была создана аж в 1878 году, но в 1936‑м приказала долго жить, и страна поныне остаётся очень правой.
В Кот-д’Ивуаре, вероятно, в 1996 году появилась ходжаистская (и прямо отвергающая маоизм и Мао в своей
программе)
Пролетарская коммунистическая партия Кот-д’Ивуара (был ещё заброшенный в 2020 г.
блог). В 2017 г. она вступила в
ИКОР (хотя устав последней прямо запрещает нападки на Мао, но всеядность и бестолковость этой организации стала притчей во языцех).
О находящейся рядом Гане, к сожалению, сказать нечего. А вот ещё восточнее, в Бенине с 1975 г. у власти находилась Партия народной революции Бенина (ПНРБ), объявившая себя «авангардной партией рабочего класса и всех трудящихся» и заявившая о строительстве социализма. Уже год спустя появился относящий к этим декларациям со скепсисом ходжаистский Союз коммунистов Дагомеи (СКД), в 1977 г., преобразовавшийся в партию, в дальнейшем принявшую название
Компартия Бенина (КПБ). Возможно, это было связано с тем, что как раз тогда, в 1980 г., в Того появилась ходжаистская Компартия Того (КПТ). Историческая Дагомея включала земли Бенина и Того, так что можно предположить, что первоначально СКД включал ходжаистов обеих стран, хотя и пишут, что КПТ происходила от некой Коммунистической группы Того. В любом случае, они несомненно были как-то связаны. КПТ в 2016 г. вошла в ИКОР.
В 1989 г. ПНРБ отказалась от марксизма-ленинизма и вскоре сошла со сцены. КПБ была единственной партией, бойкотировавшей национальное собрание в 1990 г., которое принудило президента Кереку (из ПНРБ) провести многопартийные выборы. Выборы выиграли силы во главе с Нисефором Согло, выступающие за рыночные реформы. Позже Кереку ещё возвращался к власти, но никакой речи о социализме уже не было.
Что касается КПБ, в 1993 г. она смогла выйти из подполья и даже приняла участие в президентских выборах 1996 года (её кандидат получил чуть больше одного процента голосов). Она сохранилась и активна по сей день. В 1998 г. от неё откололась группа, год спустя сформировавшая Марксистско-ленинскую компартию Бенина (МЛКПБ). КПТ и МЛПКПБ
сотрудничают с ходжаистами Кот-д’Ивуара.
Буркина-Фасо по соседству может быть парадоксальным образом названа и страной победившего маоизма, и страной, в которой маоизма нет и не было. С одной стороны,
почти вся её политическая сцена левая, а почти вся левая хотя бы отчасти восходит к организованной в 1971 г. студентами Вольтовской коммунистической организации, которую можно посчитать за маоистскую. С другой стороны, после смерти Мао и прихода к власти в Китае ревизионистов, в 1978 г. группа раскололась - на дэнистский Союз коммунистической борьбы (СКБ) и ходжаистскую Вольтовскую революционную коммунистическую партию (ВКРП), так что собственно маоистов не осталось (и не возникло в дальнейшем).
В 1983 г., в стране в результате поддержанного Ливией переворота пришёл к власти харизматичный коммунист Тома Санкара и при нём в правительство вошли СКБ и два откола от ВКРП. Эти группы оставались у власти и после убийства Санкары и установления длительной диктатуры Блеза Компаоре. Сама ВКРП от правительства Санкары воротила нос под тем предлогом, что, де, военный переворот - это не то же самое, что народная революция. Так, в революционной чистоте, она и просуществовала ещё тридцать лет, но после свержения Компаоре в 2014 г. куда-то подевалась; от неё остался
сайт в архиве.
В Нигерии, крупнейшей стране Чёрной Африки, в конце 1960‑х были некоторые маоистские настроения. В первую очередь они проявлялись в Биафре, восточной части страны, населённой народом игбо. В то время Биафра вела безуспешную войну за отделение от Нигерии, и поговаривали, что она ищет поддержки Китая из тактических соображений. Кроме того в столичном Лагосе действовала небольшая радикальная прокитайская группа под названием Фронт трудового единства, а также Ассоциация нигерийско-китайской дружбы. Но, кажется, на этом всё и заглохло.
В Камеруне, бывшей колонии Германии, поделенной затем французами и англичанами, ещё в 1948 году был организован левый Союз народов Камеруна (СНК). В 1955 г. он был загнан в подполье и даже после получения страной независимости в 1960‑м ещё долго не мог выйти оттуда. Между тем, в 1966 г. появилась Камерунская марксистско-ленинская группа, нацелившаяся на «народную войну под всесторонним руководством коммунистической партии за достижение государственной власти и новой демократии». О дальнейшей её судьбе ничего не известно.
В 1991 г. СНК наконец смог легализоваться и вскоре после этого
раскололся на несколько фракций, одна из которых (считающаяся умеренной, но по некоторым сообщениям изначально симпатизировавшая маоизму) с некоторыми успехами участвовала в выборах до 2007 года. После 2013 г. о них больше ничего не слышно, кроме созданной СНК ещё в 1974 г. организации «Союз народов Камеруна - Национальный манифест за установление демократии» под руководством Вунгли-Массаги и Мишеля Ндоха, известной также как «Манидем» (не путать с Африканским движением за новую независимость и демократию под руководством Анисета Экане, также называющимся «Манидем»). В 2017 г. «Манидем» вступил в ИКОР.
В Центральноафриканской Республике тотальное преобладание левоцентристов, но о маоизме, ходжаизме или чём-то подобном и слуху нет. Про Экваториальную Гвинею, Сан-Томе и Принсипи нет данных.