Сумбур вместо службы

Apr 25, 2011 13:25

Вообще, в целом, это были самые трудные пост и Пасха в моей жизни - противоречивые, сложные и неоднозначные. И всё потому, что, впервые, в этом году я вляпался в приходскую жизнь. Такими темпами на следующем месте моего постдочества, где бы оно ни было, придётся переключиться обратно на захожанчество. Потому что так жить - вредно. Хотя посмотрим, ( Read more... )

крики, церковь, люди, язык, боль, служба, музыка, лыт

Leave a comment

thomas_cranmer April 25 2011, 22:34:19 UTC
Я вот подумал: пасхальный раздрай - это вроде как imitatio Christi такое. У меня Страстная была чудовищной, но если вспомнить, какой она была у Исуса - ваще с катушек сносит. Во-первых, Его окончательно перестали понимать даже самые близкие; больше того, эти самые близкие всерьез решили, что Он их наколол и вместо царствия учиняет какое-то сектантство. Во-вторых, Его перестал понимать народ; кто-то тоже заподозрил разводку с устроением царствия Израилю, а у кого-то просто с Вербного выпивка кончилась и в целом погрустнело. В-третьих, даже когда Он попытался как-то прояснить дела с учениками - устроил Тайную вечерю - выяснилось, что дела плохи, как никогда: в один Его уже предал, другой всё еще надеялся подбить Его на революцию (потом тоже предал), третий пытался верить, что-таки пронесёт, и все мертвецки хотели спать. В-четвертых, в конце-концов Его зверски пытали и прибили к грязным балкам, от чего Он, что не удивительно, умер; перед смертью Он понял, что Бога нет, но, не смотря на этот печальный факт, сейчас Он попадет в ад. В-пятых, даже когда Он воскрес, среди учеников всё было как-то не слава Богу. Я вот думаю: а мож правда, хрен бы с кондаками?

Reply

komelsky April 25 2011, 22:46:44 UTC
Слушай. У тебя ещё намного сильнее теология получилась! Молодец, спасибо - это хорошее объяснение! Мне особенно понравилось "Он понял, что Бога нет - но всё равно тут же попал в ад". Это сильно. И ведь правдиво же!

Можно даже антивизантийские лозунги такие учинить. Хоть мы и поём регулярно, мол "Смотрите, философы, как вопреки вашей учёности Господь творит непонятные и парадоксальные вещи" - но всё равно умных из себя строим. Поём там, второй глас, все дела... А тут - хлобысь арамейщиной по византийщине! Евангелие настолько ужасно, что хоть хоть каноны читай, хоть нет - всё равно мистическим образом получится микро-Голгофа, боль, позор и смущение.

Я считаю надо твою интерпретацию рекламировать как официальное учение церкви =)

Reply

thomas_cranmer April 25 2011, 23:01:25 UTC
*Я считаю надо твою интерпретацию рекламировать как официальное учение церкви*

В смысле, с кафедры ХХС? Немедленно извинись! )))

Reply

komelsky April 25 2011, 23:08:35 UTC
Да, извини, это я загнул, конечно. Если о. Чаплин это выучит и "озвучит" - аромат уже будет не тот. "Мы дебилы - и это круто" - это такая контекст-зависимая логика. Если ты говоришь - то вроде как парадокс, а если Лейгода напечатает - то получится трюизм...

Reply

thomas_cranmer April 25 2011, 23:28:52 UTC
*У тебя ещё намного сильнее теология получилась!*

Ты понимаешь, в чем ерунда - у меня просто нет теологии. "Бога нет, а ад есть" - какая это к чертовой матери теология? Это даже на постмодернизм не тянет. И при этом мы оба понимаем, что это, в общем, опыт последних секунд Креста. И тихо хренеем.

Фишка в том, - мне недавно ангел-буддист явился во сне и открыл сие, - что правильной (даже в хорошем смысле этого слова) теологии быть не может. Вообще. Потому что теология - это система. И пусть мы сами говорим, что, мол, апофатика, и антиномия, и мистика, и дефибриллятор с синхрофазотроном в придачу, и лепим кучу заплаток на нестыковки, и заплатки на заплатки, факт есть факт: мы хотим систему. Плохую, латанную, натянутую-перетянутую - но систему. Потому что система - это правила, а правила - это закон, а закон дает главное: хотя бы чуть-чуть предсказуемое будущее и возможность заключить сделку. А мы как раз так хотим, и апостолы хотели тоже. Правильно нашу Церковь апостольской назвали, так ей, по делом. Они просто выбрали более ругательное слово по сравнению с "тупой", "самодовольный" и "толстокожий". "Ну ты ваще бесчувственная сволочь, хуже любого апостола!"

А в Исусе системы нет. Вообще. Начиная с того, что Он от девственницы родился. Да какая система тут, ты подумай? Он уж и так ученикам, и сяк, а у них в головах всё равно получается таблица умножения. И не удивительно. Он-то что творит: то на гору, то с горы; то к фарисею, то к проститутке; то пойдем в Иерусалим, то не пойдем; то - осла Ему подавай и меч купи, то - убери меч (а фига покупал-то?!); то "Я умру, не увидите Меня", то - "вложи перст свой в язвы". Бедные ученики... Спасибо отцам Церкви, что набросили покрывало на Ковчег, и сделали всё таким обычным и понятным - без ирония. Но стоит чуть-чуть приподнять покрывало - и открывается кроличья нора, зазеркалье, черная дыра, где нет ни наших символов веры, ни нашего закона, ни нашего Бога, зато есть колеса из огня, покрытые живыми глазами и едущие во все стороны сразу.

Reply

komelsky April 25 2011, 23:41:34 UTC
Я могу, конечно, как кот
Забиться в трубу, молчать, ждать и ничего не делать.
Могу как бобер - только плыть.
Можно мелко сновать муравейчиком,
Таскать бревна.

Я сегодня с утра спрашиваю у одного индуса: слушай, индус - вот ты мне скажи пожалуйста, вот есть Двайта, а есть Адвайта. Вроде как альтернативные философии в индуизме. Ты мне скажи - какая более популярна у народа? Т.е. можно сказать, что одна - мэйнстрим, а другая - маргинальная, или обе ничего себе? И какой всё-таки больше?

А он мне отвечает: понимаешь какая штука. Простой народ не очень парится, Двайта или Адвайта. По факту у них выходит Двайта, но они не знают об этом. А те, которые типа религиозные, или тем более святые, вроде Рамакришны или Парамахансы, они начинают, по сути с того, что понимают умом, что Двайта и Адвайта - это на самом деле одно и то же. Потому что системы - это хорошо, но суть в том, что всё это - лишь костыли, а в пределе - нет никакой системы, все системы разваливаются. Поэтому на вопрос твой, мол, нельзя ответить по сути. Как только человек доходит до того уровня знания, что может отличить Двайту от Адвайты - как обе исчезают, и не остаётся ничего кроме восхищения.

Вот такие вот пироги. Нам определённо есть чему поучиться у индуистов.

Reply

thomas_cranmer April 25 2011, 23:53:02 UTC
Хорошую религию придумали индусы (с)
Видимо, Христос пришел не к ним исключительно из обостренного чувства справедливости.

Reply

komelsky April 26 2011, 15:08:41 UTC
Мне кажется, они бы Его не заметили. Он бы у них занял почётное место очередного воплощения Вишну - и на этом бы всё закончилось. Они были уже тогда "слишком хороши", чтобы всерьёз озаботиться теми "проклятыми вопросами", которые разрешает христианство. Начиная с того, что у них нет и не было мессианских чаяний. Ихние мессии (типа Будды того же) по сути дела "всего лишь" сообщают, как ещё эффективнее и надёжнее достичь всё того же освобождения от цикличности, что искали тысячи лет до того, и продолжают искать ныне.

Это как в эволюции: чем более животное приспособлено к миру вокруг, тем более оно консервативно - вплоть до превращения в "живое ископаемое" типа мечехвоста, латимерии или ехидны. Чтобы дать жизнь новой мощной ветви - нужно что-то жалкое, ничтожное и абсурдно желающее жить - вроде землеройки для млекопитающих, или, ещё раньше, пиявки-прото-ланцетника для хордовых. Что-то без настоящего, но с открытым будущим.

Израиль на рубеже тысячетелетий - видимо - как раз таким примерно народом и был. Страстно желающим чего-то, жадным до изменений. Но это не значит, что нам не нужно учиться у более устаканившихся религий - очень даже нужно. У греков мы уже поучились - порой даже слишком успешно. Я читаю, пора переключиться что-нибудь новенькое =)

Reply

thomas_cranmer April 26 2011, 15:22:35 UTC
Да, да!

Религию вообще полезно вздрючивать периодически, а то действительно превратимся в акул: вон, существуют без малого пол-миллиарда лет, и еще столько же проживут. С одной стороны - триумф эволюции. А с другой - тупик. Из акулы никогда ничего не произойдет; она даже вымереть не сможет по-нормальному. Горе акуле, что она не холодна и не горяча! И индусам с китайцами тоже. Наверное )

Reply

komelsky April 26 2011, 15:27:31 UTC
Да, акулы тоже хороший пример. Примитивные безмозглые рыбы (ты знаешь, что если акулу остановить, то она задохнётся? Она дышит только пока плывёт - у неё нет жаберных крышек, только жаберные щели). Но жрёт австралийских туристов только так, по дюжине на раз. Потому как нашла свою теологию, и успокоилась.

Не будем же уподобляться! =) Отличная тема для проповеди!

Reply

thomas_cranmer April 26 2011, 15:58:35 UTC
Акуле суедвижней уподобилася еси, окаянная душе, и мечехвостови безликому, и ехидне. Остави убо сие, да не со онеми мзду безсловесия приемлеши, обаче же хорду имущим, и гадом зверозубным, и млекососущим малым подражай, да дара словеснаго последи тя Господь всех сподобит.

Reply

komelsky April 26 2011, 16:02:07 UTC
Жесть и сила!

Всякий раз как ты эти кондаки забацываешь, я нервно дёргаюсь на тему "куда бы этот замечательный перл использовать - добро ведь пропадает!". Представляешь, какой это был бы отличный эпиграф для учебника по биологии за 10й класс церковно-приходской школы? Или на буклет конференции креационистов! Столько возможностей, а он - всего лишь комментарий в моём недостойном журнале =)

Reply

thomas_cranmer April 26 2011, 16:35:35 UTC
Терапсид роди диноцефала, диноцефал роди териодонта, териодонт роди горгонопсия и братию его; гогонопсия роди цинодонта в измирание пермское. По измирании же пермстем цинодонт роди циногната, циногнат роди аллотерия, аллотерий роди докодонта, докодонт же роди гадрокодия во измирание меловое. По онем же изморе, гадрокодия роди плезиодаписа, плезиодапис роди египтопитека, египтопетек роди гоминида, от него же родися человек, нирицаемый Адам.

Reply

komelsky April 26 2011, 16:38:22 UTC
Жжёшь не-по-детски. Это близко по жанру к "демотиваторам", только в слове. Такие стилистические коаны, основанные на сбивке стереотипов. Может тебе проект забацать? Незнакомое знакомство? Или книжку написать?

Reply

thomas_cranmer April 26 2011, 16:45:55 UTC
Ага, диссертацию по догматике. "Филогенетическое древо и родословие Христа" или "Примитивные хордовые как архетип духовного становления".

Reply

komelsky April 26 2011, 17:30:44 UTC
Не, я имел в виду другое. Типа "мозгосбиватель". В духе "Иисус, которого я не знал" - только не для протестантов, а для православных. "Энциклопедия ошибок". Навроде "100 причин, по которым ваше представление о христианстве не имеет никакого отношения к реальности". И, помимо основного текста, куча врезок с картинками (вроде твоих чуваков в колпаках, китайских икон, кенийских диаконов), цитатами, дарвинистскими кондаками и прочим. Хорошая книжка бы получилась =)

Reply


Leave a comment

Up