Иногда кажется, что с философских позиций (или с позиций какого-нибудь извечного индуизма, например) божественность Христа весьма сомнительна. Потому что с чего бы вдруг, среди этой тысячелетней мудрости, непрерывных размышлений всё об одном и том же, именно Исус Назарянин (локальные время, культура, учение) имел такой огромный, бесконечный
(
Read more... )
http://komelsky.livejournal.com/139671.html
Из него конфессиональная агнажированность (в данном случае - выстраданный такой, душу источивший агностицизм) сочится в каждой строке. Он как будто бы пишет сквозь зубную боль, с постоянной циничной ужимкой, которая уже больше не на улыбку похожа, а на гримассу страдания. Хотя сам он, кажется, воспринимает это как лёгкий юмор человека, глядящего на ортодоксов-ретроградов со стороны. Его жалко по-человечески ужасно, но верить ему становится совершенно невозможно, потому что видно - он не то чтобы даже передёргивает, а боится глаза открыть. Что взять с библеиста, который отрицает присутствие семитского языкового пласта в Евангелиях. Который привязывает евангелие Фомы к логиям Матфея? Который утверждает, что воскресение Христа и посмертные явления Аполлония Тианского ученикам - это одного ряда вещи (дело не в том, верю ли я в Аполлония, а в том, как рапортовали ученики об этих встречах, как они их интерпретировали, и как использовали затем в конфессиональной полемике - там разница ведь огромная. А он не то чтобы даже спорит с тем, что она есть, он просто игнорирует весь этот пласт рассуждений - апологетических, да, - но всё же весьма убедительно изложенных).
В общем, не знаю. Или мы о разных Эрманах говорим (это риторическое "или"), или он в разных книгах по-разному выступает (что вряд ли, судя по тому, что я читал о нём у Эванса), или у нас какие-то сильно разные способы восприятия прочитанного, которые нужно хоть как-то обговорить прежде, чем обсуждать книги.
Я не спорю с тем, что Эрман не перекошивает свои книги сознательно - что, пожалуй, делает Райт (у него есть такие моменты излишней бравурности, которыми он заполняет лакуны собственных сомнений). Но зато несознательно Эрман косит их так, что его горизонтали его пейзажа оказываются направлены в небо, а вертикали - в лес. Грузовик теологии Эрмана давно опрокинулся и лежит в кювете на боку; как в такой ситуации рассуждать о религии - не вылезая при этом из фундаменталистского по своему наследию, по своему подходу - теологического грузовика - совершенно непонятно.
Reply
Что до того, кто что о ком сказал (Эванс об Эрмане или наоборот), то это тошниловка, от которой я устал ещё при изучении новейшей истории РПЦ. К сведению принять стоит, а опираться на это - ни в коем случае.
Reply
И всё-таки, в итоге, со всеми торчащими ушами и конфессиональными особенностями, я мало доверяю его выводам, потому что мне пока кажется, что он (честно неосознанно) передёргивает в паре мест + игнорирует (как скотома - знаете - когда человек не видит, но не знает что не видит) несколько очень важных тезисов, типа упомянутых выше. Что-то вроде потери нюха, или цветовой слепоты.
Reply
Да, о таких вещах лучше спрашивать у самого человека, если такая возможность есть. Я вот спросил у Ястребова, почему он игнорирует Плащаницу при том, что достаточно подробно рассматривает всякие оссуарии? Он ответил, что дело не в тенденциозности, а в том, что оссуарий - его специальность, а в синдологии он профан, и вообще следует общепринятой традиции всех без исключения авторов по "поиску" выносить её за скобки. Так или иначе - объяснился. А здесь только догадываться можно.
Reply
Leave a comment