Ивангород

Jun 22, 2009 22:53


Чем больше Родину мы любим,
Тем меньше нравимся мы ей.
Так я сказал в один из дней,
И до сих пор не передумал.

Дмитрий Пригов

В субботу ездили в Ивангород, заполнять ещё один зияющий пробел в моих знаниях о родном крае. В смысле, петербуржцу не лишне, конечно, и знать об этом городе и побывать там хоть раз. Возможностей было море, но мне всё как-то то ли не хотелось, то ли недосуг было.

А тут - решили, собрались, да и чесанули. Без рефлексий, что я в последнее время стараюсь практиковать время от времени…

Выехали в 12:15 по уже знакомому маршруту: КАД - Таллинское шоссе. На Таллинском - опять пробка, и как я понял, она носит перманентный характер, ибо - bottle neck, как говорят в Ливерпуле.

В прошлый раз мы свернули с трассы налево где-то на 60-м километре, чтобы ехать в Извару. Тогда у меня сложилось в общем и целом благоприятное впечатление от этой дороги. В этот раз всё было иначе. Где-то с половины дороги она становится изрядно разбитой, местами залатанной, местами ведётся ремонт со снятием верхнего слоя асфальта, и всё это противно. Естественно, натыкано знаков ограничения скорости до 40, естественно, обгон запрещён, и естественно, что ГАИ с этого кормится. Попался и я. Правда, не на обгоне, а “всего лишь” на скорости 89 км на 40-километровом участке. ГАИшник сказал, что, мол, придётся подождать, пока протокол оформят - я был уже не первый. Я спокойно согласился и закурил. Он дошёл-таки до своей машины и, посоветовавшись с напарником, пришёл к очевидному выводу, что уж тут-то им точно ничего не обломится, а писанина только время отнимает в страдную пору. Вернулся и отдал мне документы с туманно-лукавым обещанием ещё встретиться, мол, шарик круглый. Шарик - да, я - нет…

В общем, я чрезвычайно удручён состоянием дорог в Ленинградской области. Точнее, кроме трассы “Скандинавия” я хороших дорог в Ленобласти не знаю. Может, кто из френдов подскажет, есть ли вообще такие в области - я бы туда съездил для разнообразия… ;)

В 13:56 проехали поворот на Кингисепп (как бы мне хотелось, чтобы этому городу вернули сказочное его название Ямбург!). На спидометре - 96 км. И тут разверзлись хляби. Ливануло так, что даже я, любитель оказываться под дождём вопреки прогнозам, был потрясён мощью хлынувшей воды. Это не было похоже на дождь, это был поток. Какое-то время было почти ничего не видно, дворники не справлялись на максимальных оборотах. В небе, как полагается, сиренево полыхало и гремело. Правда, довольно скоро этот спектакль закончился. В Ивангород мы въехали под сильный дождь, не более…

14:15, 145 км от дома - и мы на месте. Совет тем, кто последует нашему примеру: на въезде в город, по левую руку имеется вполне цивильная заправка Neste. Почистить перья, заправить машину (ежели требуется), выпить кофе и слопать хот-дог лучше всего там - городские точки общепита в непосредственной близости от центральной площади романтического настроения не создают. Туалетов общественных тоже, конечно, нет. Кстати, в связи с этим подумалось: а ведь зря мы, наверное, ругаем нашу нефтегазовую монопольную жизнь. Единственные полноценные очаги цивилизации в нашей стране на удалении от столиц  - это новенькие автозаправки “Лукойла”, Neste, Shell и прочих монстров. За что им - искреннее человеческое спасибо. Кстати, в Финляндии - аналогичная история с заправками, но там причины несколько иные…

Так вот какой ты, северный олень Ивангород! Смотрите:






Конечно, ребёнок знает, зачем турист приезжает в этот пограничный городок - посмотреть на ивангородскую крепость, заложенную аж в XV-м веке для обороны новгородских рубежей и основательно перестроенную Петром Первым в XVIII-м для нужд Северной войны. И мы отправились в крепость. Дорогу мы предусмотрительно выспросили всё на той же автозаправке, ибо навигатор мало чего знает про Ивангород, кроме самого факта существования этого населённого пункта. Увы, полученные сведения мне не помогли. Там даже знак есть - на одном из поворотов направо с ул. Юрия Гагарина имеется табличка, указующая на крепость. Однако, метров через пятьдесят асфальт сменяется разбитой грунтовкой, потом появляется ржавая ограда какой-то радиорелейной военной части с грозным предупреждением “запретная зона”. Дорога, идущая вдоль этой ограды, была так мало похожа на автомобильную дорогу, что я сробел и развернулся. Ехавший за мной мужик на “копейке” не сробел, и мы увидели его машину на парковке у крепости, уже добравшись туда пешком другой дорогой.

Пешком, кстати, может быть даже и интереснее, чем дорóгой по задворкам. Нужно идти вниз по Кингисеппскому шоссе, почти до пункта паспортного контроля, а потом - налево по тропинке вокруг огороженной стоянки для грузовиков, ожидающих разрешения пересечь границу. Идти - от силы минут 10-15.

Ну вот мы и добрались до входа в крепость:





 



А вот так крепость выглядит изнутри:



 


Сооружение циклопическое, многоярусное, с внутренним и внешним дворами и несколькими уровнями обороны. Сначала попадаешь в первый двор, откуда можно пройти во второй:






Можно подняться на крепостную стену, что мы и сделали:





Под нами - Нарва, на другом берегу - Эстония. Ещё несколько фото:


 



На первом снимке вдали видна Нарвская ГЭС, запущенная в строй в 1955 году.

Крепость мне понравилась, даже несмотря на то, что сохранились только стены. Впрочем, вру: в первом дворе восстанавливаются две уцелевшие церкви, одна из которых - Успенская - открыта и действует. Мне показалось, что в ивангородской крепости нет того духа запустения и безразличия, который чувствуется повсеместно в России на старых пепелищах. Здесь хоть что-то делают. Правда, дорог и туалетов пока ещё нет…

Из крепости мы направились на поиски ещё одного памятника - церкви Св. Троицы в имении барона фон Штиглица (17:14, 149 км). По дороге сделали коротенькую остановку в рабочем городке, сформировавшемся вокруг парусиновой (впоследствии - прядильной) фабрики, построенной бароном. Вот где запустения - бери, не хочу… :(





От имения Штиглица ничего не осталось, а вот церковь каким-то чудом уцелела. Ещё в 2005-м году она выглядела вот так:




Сегодня - гораздо лучше:






Что бы ни говорили антиклерикалы, церкви и монастыри - самые яркие свидетельства возрождения в сегодняшней России. Помимо автозаправок, конечно…

Церковь стоит на берегу Нарвы, а по берегу - пограничные столбы, рубеж Родины как-никак. Батюшка, у которого я спросил разрешения фотографировать, смеясь сказал:“Только в эту сторону,” - показывая на церковь. - “Туда нельзя,” - в сторону Эстонии, - “арестуют.”

Чуть выше по течению - Нарвское водохранилище, из водохранилища выходит канал, питающий Нарвскую ГЭС:


 



Посещение церкви было последним пунктом нашей программы в Ивангороде, после этого мы отправились домой - 18:05, 153 км на спидометре.

Вернулись в 20:10, общий пробег - 303 км.

russia, travel

Previous post Next post
Up