Сегодня посмотрели две выставки в Русском Музее: религиозную живопись Боровиковкского и выставку “КАРТИНА, СТИЛЬ, МОДА”.
Боровиковский - на любителя. Я лично - вообще не поклонник этого художника, а уж религиозная живопись в его исполнении мне кажется запредельно слащавой. Хотя жене моей, например, очень понравился “Спаси нерукотворный”, этакая идеальная формула образа Спасителя:
![](http://pics.livejournal.com/kom_si/pic/000cyaxs)
Я ж говорю - на любителя…
Куда интереснее, обширнее и разнообразнее вторая выставка - “Картина, стиль, мода”. Очередной образчик нынешнего подхода руководства музея к организации популярных выставок типа “сборная солянка”. Говорю это в хорошем смысле. Мне нравится концепция Гусева, позволяющая вытаскивать на такие сборные выставки, объединённые какой-то общей темой (“Двое”, “Русская Венера” и пр.) шедевры, становящиеся незаметными из-за долгого висения в постоянной экспозиции, и огромное количество малоизвестных произведений из запасников. На выставке представлены картины русских художников, охватывающие период с начала XVIII-го века по начало XX-го века. Помимо картин на выставке представлены костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства и мебели.
Начинается выставка парсунами - первыми светскими портретами петровских времён. Эта первая половина выставки расположена в залах, что по правую руку от входа. И, конечно, открывает экспозицию знаменитый портрет “шута” Якова Тургенева:
![](http://pics.livejournal.com/kom_si/pic/000d0sph)
Мне лично эта картина очень нравится - есть в ней что-то загадочное. Совершенно не согласен с расхожей искусствоведческой трактовкой парсун этих. Дескать, первые попытки нерелигиозной, светской живописи, статичные изображения, упрощённые композиционно и т.д. Очень яркий портрет, очень живой.
Далее выставка прогрессирует хронологически и заканчивается концом XIX-го века.
![](http://pics.livejournal.com/kom_si/pic/000d2stg)
Вторая половина выставки расположена в залах слева от входа. Начинается эта экспозиция стилем модерн: тут представлены вазы Императорского фарфорового завода, очаровательный портрет жены Бенуа кисти Сомова, портрет художника Кузьмина (Радлов), великолепный портрет фотографа-художника М.А. Шерлинга работы Анненкова.
В следующих залах ХХ-й век уже полностью вступает в свои права - эстетическая парадигма меняется полностью. Наблюдать это очень интересно. Кстати, обратил внимание на платья эпохи НЭПа - потрясающие рисунки текстиля.
![](http://pics.livejournal.com/kom_si/pic/000d4ch3)
Очень интересная графика. Кстати, о графике: в первой, “старой” половине выставке - большое количество акварелей, ради которых я в своё время специально сбегал в Русский Музей с уроков. Выставляются они редко, по причине хрупкости, эта выставка - хорошая возможность опять вспомнить, какого совершенства достигал этот жанр в XIX-м веке.
В экспозиции ХХ-го века графики тоже много, например, очень интересный Дейнека, которого многие не любят за его советский пафос. На самом деле, художник очень талантливый, все его работы чрезвычайно интересны, особенно графика.
![](http://pics.livejournal.com/kom_si/pic/000d62z4)
В общем, в Русский нынче сходить стóит, тем более погода располагает скорее находиться в помещении, чем на улице. Рекомендую запастись терпением заранее - выставка большая, пёстрая и неоднородная, требует внимания.
Да, чуть не забыл: к выставке, как и полагается, выпущен каталог, отпечатанный в Италии. Каталог толстый, основательный и дорогущий - 1300 руб. Однако, полистав его, увидел, что многое из понравившегося на выставке, в каталоге отсутствует, и при этом наличествуют картины, которых на выставке нет, например, портрет Нотгафт кисти Кустодиева.
Выставка открылась 23-го апреля. Дата закрытия пока не сообщается…