Недавно в моем виниловом сетапе появился новый фонокорректор Musical Fidelity MX-VYNL. Расскажу, как он проявил себя в моей системе. Также сравним с моим старым фонокорректором Schiit Mani 2.
Введение
Я довольно долго жил со встроенными в усилитель или внешними бюджетными фонокорректорами, из последних: iFi Zen Phono (14 тыс) и Schiit Mani 2 (22 тыс). Если смотреть на объективные характеристики, то оба этих фоника, хотя и стоят копейки, но обеспечивают производительность на уровне гораздо более дорогих моделей. Тем не менее у меня всегда был аудиофильский зуд на эту тему. А может я что-то упускаю, и с более дорогим аппаратом получу значительный прирост?
Есть и объективный момент. Mani 2 дает максимальную нагрузку 200 Ом, тогда как для моей Hana El рекомендуют выше 400 Ом. Ну, и не очень он мне нравится с точки зрения помехозащищенности. Наводки ловит отлично, приходится искать ему место в стойке, где минимум помех.
Итак, ищем корректор MC с нагрузкой в районе 400 Ом. Бюджет плюс/минус 50 тыс. Отобрав несколько претендентов (Clearaudio Smart, Pro-Ject DS3, Dynavector P75, iFi iPhono, Sanderz, MF MX-VYNL и др.), я стал искать наиболее дешевый из них. В итоге взял на Авито Musical Fidelity MX-VYNL в идеальном состоянии за 50 тыс. (РРЦ 82 тыс.).
Внешность и функционал
Коротко по функционалу Musical Fidelity MX-VYNL:
1. Есть балансное подключение (вход и выход) и RCA.
2. Настройки емкости для MM.
3. Настройки нагрузки для MC, в т.ч. мои 400 Ом и выше.
4. Настройка выходного уровня, по две на MM и на MC (0 и +6 дБ).
5. Две кривые эквализации: RIAA и IEC.
6. Все настройки на морде и через реле, никаких джамперов - очень удобно.
Внешне сделан очень качественно и выглядит шикарно. В ширину всего 22 см, но крайне увесистый, больше 2 кг. Ощущение, что сталь очень толстая. Удобная крутилка для настроек емкости и импеданса. Можно переключать при прослушивании, реле защищает от щелчков в колонках. Качественные разъемы.
Есть и очевидные минусы. Отвратный кислотный синий диод. Тумблер включения с нестандартным поведением. Включить - это вниз, никак не привыкну. Контакт земли слишком толстый, мой провод не влезает. Блок питания внешне - полное убожество. Но хотя бы не гудит и не греется.
Но при всех минусах выше MF, конечно, превосходит Schiit Mani 2 в плане удобства. У Mani все настройки спрятаны на дне, делаются с помощью очень мелких и неудобных джамперов. Диод поприятнее по цвету, но зато очень яркий. Выключатель находится сзади (бред!). Блок питания гигантский и горячий.
У MF есть балансные входы и выходы. Причем их можно комбинировать в разных вариациях с RCA. Например, у меня вход для проигрывателя - RCA, а выход на пред - XLR.
Объективные характеристики
По паспорту Musical Fidelity MX-VYNL великолепен. Скажем, на MC разделение каналов 83 дБ, а
SNR 98 дБ, перегрузка 24 дБ. Это очень круто, для примера у отличного и более дорого Hegel V10 79 и 84 соответственно.
Если смотреть реальные измерения, то MF (напомню, в четыре раза дороже Mani 2)... чуть хуже Schiit на MM и наоборот чуть лучше на MC. Синад на MM примерно 80 дБ, на MC в районе 60-65 дБ. Вполне приемлимо с учетом, что даже из идеальной пластинки вытащить больше 60 дБ затруднительно.
Измерения Schiit Mani 2 Измерения Musical Fidelity MX-VYNL Конечно, я до покупки видел эти измерения. Но решил, что на MM разница в пользу Mani крайне мала, и мне больше актуально MC, где MF выигрывает по чистоте звучания. И, опять-таки смотря с чем сравнивать. Mani - очень хорош по объективным характеристикам, с ним конкурировать непросто. Если же взять более дорогой Hegel V10, то видим, что MF на МС подключении (0,3 - 0,5 мВ) сильно лучше. Правда, Хегель далеко впереди по запасу до клиппинга.
Шумы и наводки
Первым делом погонял в холостом режиме для проверки шума. Schiit и Mani шипят примерно одинаково на близкой к максимальной громкости. По гулу от сети и наводок MF лучше на слух. Возможно, толстый корпус играет роль или чуть лучшая организация питания.
Я всегда очень скептически отношусь к народным попыткам улучшить звучание заменой БП. Но таки попробовал авторский ЛБП и iFi iPower X. Микрофон никакой разницы разницы в шумах у всех трех не уловил. ЧТД, как говорится. Графики шума ниже без нагрузки в 20 см от колонки на 70% громкости моего 200-ваттника полностью совпадают. 20 дБ довольно неплохо. Так что штатный блок питания - ОК, несмотря на убогий вид. Менять его смысла нет.
Сравним с Mani под нагрузкой. У MF на низкочастотном гуле дела лучше на целых 5 дБ, на более высоких частотах шумят одинаково. Т.е. мне не показалось, что MF тише. Прирост есть и объективно. И еще раз напомню, что проверяю на RCA. Очевидно, что XLR подключение будет тише.
АЧХ
АЧХ. По измерениям выше разницы между MF и Schiit не должно быть. Оба корректора работают с RIAA практически в линейку. Но я провел собственные измерения с помощью микрофона. В качестве подопытных были разные треки, но картина везде схожая. Итак, есть ли разница в АЧХ у Schiit Mani 2 на 200 Ом, и Musical FIdelity MX-VYNL на 400 и 1.2 кОм с Hana El?
Ответ - разницы практически никакой. Оба корректора по частотам выдают почти идентичную картину даже несмотря на разницу в нагрузке. Разница не более чисто символических 0,5 дБ. На графике представлено отклонение MF от Mani. Т.е. MF буквально на волосок потеплее и басовитее. Изменение нагрузки в MF на эту картину никак не влияла, пробовал разные варианты от 20 до 1200 Ом.
Понятно, что не все корректоры играют одинаково. Я также измерил встроенный MC фоник в мой
усилитель Arcam SA30. Разница в АЧХ почти на всем диапазоне, порой она доходит до 4 дБ! По низкочастотному гулу MF уделывает встройку в Аркам на 15 дБ. Я даже вас не буду пугать этим графиком. Преимущество MF и Mani перед встройкой в Аркам колоссальное по всем параметрам.
Проверил кривую IEC. По сравнению с RIAA она дает спад на НЧ и может в теории использоваться, как фильтр инфразвука. Но, увы режет низы слишком плавно (первым порядком от 100 Гц). На 40 Гц уже получите спад 1 дБ, т.е. вместе с инфрой еще и прибивает бас в слышимом диапазоне. Впрочем, у Mani такая же ерунда.
По выходу. Почему-то в инструкции нет никаких данных, но подозреваю, что гейн на MC 54 и 60 дБ. В принципе для катриджей до 0,3 мВ хватает. Тут, конечно, зависит и от вашего остального сетапа. С моим 200 ваттным Аркамом и тугими Кефами для получения умеренных 75 дБ на гейне 54 дБ надо выкручивать громкость на 12 ч.
Субъективно о звучании
Хорошо, по АЧХ с Mani 2 почти полное равенство. Что с другими параметрами? Сравнивал на таком сетапе: Kenwood KP-07M, Hana El, Arcam SA30,
Kef R3 Meta. MF подключал по RCA. Фильтры инфразвука отключены.
Шиит кажется немного более детальным на верхней середине, MF в плане проработки записи выходит вперед от 1 кГц и ниже. Субъективно середина приятнее у MF. У Mani она кажется более резкой, MF аналоговее. Звучание MF более плотное, Mani немного светлее.
Думаю, все-таки эта небольшая дельта в 0,5 дБ в АЧХ играет роль. Разница в звучании очень точно соответствует графику выше. Ее прямо на каких-то деталях не слышно, но общую разницу в окрасе уловить можно.
У MF и Mani гармонические искажения менее 0,01%, тогда как у типового картриджа значительно выше. На фоне такой кривизны отловить на слух мельчайшую разницу в искажениях корректоров непросто. Это все равно, что пытаться различить нюансы в игре двух скрипачей на фоне работающей турбины самолета. В целом оба корректора играют довольно чисто.
Сцена показалась поинтереснее у MF. Играет чуть шире, более открыто. С точки зрения точности и разделения особой разницы не услышал.
На низах по детальности, панчу и контролю явного превосходства не ощущается. Но все-таки порой кажется, что Mani слегка посуше, с лучшим контролем.
По ВЧ тоже все рядом. MF более округлый, Mani поострее. Но это именно характер подачи, как я писал выше, количественно здесь практически паритет.
По макродинамике предпочтение отдал бы MF. Он умеет чуть эффектнее жахнуть. Микродинамика, пожалуй, за Mani.
Несмотря на более высокий запас по клиппингу у Mani, на слух это преимущество не так заметно. На дефекты пластинки оба корректора реагируют плюс/минус одинаково. В этом плане оба неидеальны, щелчки и треск довольно заметны.
Из всего этого, что я понаписал, может сложиться ложное впечатление, что Mani - это такой типичный современный транзистор, а MF с более "винтажной" подачей. На самом деле нет. Оба выдают "транзисторный" звук в хорошем смысле. Т.е. очень динамичный, детальный, без намека на муть, яркий и насыщенный, но довольно нейтральный. Тем, кто любит более смягченную или теплую подачу, эти два фоника вряд ли подойдут.
И, по большому счету, значимой разницы в звучании между фонокорректорами не ощущается. Даже там, где кажется, что есть, все на уровне нюансов. Оба отлично играют.
Почему MF не порвал Mani несмотря на лучшее совпадение нагрузки (400-1500 Ом против максимум 200 Ом у Mani) для моей Hana El? Я решил поискать объективные данные о влиянии нагрузки на звучание MC. И меня ждал сюрприз. Никакой научной базы под это дело нет. Только аудиофильские мифы и форумный фольклор. Исследования показывают, что на АЧХ и искажения в слышимой области спектра нагрузка не влияет. Ну, я и сам в этом убедился с помощью прослушивания и микрофона.
Нагрузка влияет только на уровень выхода головки (т.е. громкость). Отсюда лайфхак. Если корректор с низким уровнем шума, то ставим минимальную нагрузку. Мы получим немного больше запаса до клиппинга от дефектов пластинки. Если корректор шумит, то ставим нагрузку побольше, так мы снижаем шумовую полку. Впрочем, выше 100 Ом разница в громкости минимальна.
Итоги
Подводим итоги по Musical Fidelity MX-Vynl. Шикарный внешний вид и качественное исполнение. Балансные вход и выход. Множество настроек для емкости (MM) и импеданса (MC), причем настройка реализована крайне удобно. Низкий уровень шума и искажений. Субъективно отлично звучит с моими Hana EL и Clearaudio Concept MC, придраться не к чему.
Разница с Schiit Mani 2, который значительно дешевле, неочевидна. По большому счет без XLR менять Mani на MF особого смысла не было. Допускаю, что при балансном подключении будет более заметный прирост. Ну, и, конечно, за MF более богатые и удобные настройки, а также некоторое уменьшение помех и наводок. Не забываем и про когнитивные искажения. Убогая коробчонка Mani, против солидного внешне и более дорогого аппарата. Поэтому решил все-таки MF оставить, так сказать на вырост и для самоуспокоения.
(с) kolllak.livejournal.com