Что посмотреть в Абу-Даби. Мечеть шейха Заида

May 15, 2023 10:19



Грандиозная мечеть шейха Заида - одна из главных достопримечательностей не только Абу-Даби, но и всех Арабских Эмиратов. Конечно, мы во время отдыха в Абу-Даби не могли ее пропустить. Давайте посмотрим, что она из себя представляет.



Если коротко. Что понравилось: бесплатный вход, красивая, большая. Что не понравилось: некоторые неудобства с посещением.

Первое неудобство связано с расположением. Мечеть шейха Заида находится довольно далеко от центра Абу-Даби, если принять за него набережную Корниш. Где-то совсем на окраине по дороге в аэропорт. Наверно есть какой-то общественный транспорт, но мы добирались от отеля на такси. Благо цены на такси в Абу-Даби очень дешевые, примерно, как в Москве.

Главный напрягающий момент - это строгий дресс-код. Неприятен сам процесс рассматривания. Идешь сквозь строй надсмотрщиков смотрителей, которые могут тебя остановить и начнут буквально вертеть во все стороны.

Жена укуталась по полной. Но до нее докопались, т.к. юбка слегка просвечивала. Правда, со скрипом, но пропустили. Я был в джинсах, кроссовках и рубахе с длинным рукавом, ко мне вопросов не было. В общем, внимательно читайте правила одежды и не надейтесь проскочить.

После строя полиции нравов проходишь рамки. Там тоже досмотр отнюдь не формальный. Примерно, как в аэропорту. Сумки просвечивают. Всю запрещенку отбирают. В теории можно получить на выходе, но придется делать крюк.

Дальше надо преодолеть длинный подземный тоннель, которые предприимчивые арабы превратили в торговый центр. В конце его будет досмотр, про который я написал выше. После рамок еще нужно подняться наверх по длинному траволатору, который пафосно называется Путь Терпимости.

Осмотр мечети также весьма ограничен. Все идут по выделенному маршруту. Отклоняться особо не получится. Внутрь двора и самой мечети не пускают. Можно любоваться только из-за ленточки.





Путь Терпимости выходит на поверхность прямо у стен мечети. Каких-то материалов или путеводителей на входе я не обнаружил. Местами есть куцые таблички с информацией. В общем, лучше подготовиться к осмотру предварительно, если идете самостоятельно без гида. С другой стороны, можно и забить. Все ходят строем одной тропой, не пропустите ничего.



Народу довольно много, но из-за огромной площади комплекса как-то все толпы рассеиваются. На многих моих снимках относительно пустынно. Впрочем, мы были в начале января, т.е. не в сезон.



Какого-то единого стиля здесь нет. В мечети собрали элементы исламской архитектуры со всего мира. Скажем, главный вход в виде арки - замочной скважины явный намек на мавританский стиль.



Еще одна особенность - всех элементов должно быть много, очень много. Для примера - в мечети целых 82 купола.



Снова пример, что надо всего побольше.



Ну, и главный шик - это колонны в виде финиковых пальм. Их тут 1096 штуки, причем каждая - ручной работы. Колонны украшены в технике pietra dura, то бишь флорентийская мозаика по-русски. Впрочем, она тут отсылка не к Италии, где эта техника появилась, а к архитектуре Великих Моголов, которые заимствовали такую инкрустацию камня в 17-м веке. Так что все эти цветочки на колоннах Мечети шейха Заида - намек на декор Тадж Махала.



А тут, похоже, что-то османское. По крайней мере у меня такая ассоциация, подобные мозаики из керамических плиточек часто встречаются в мечетях Стамбула.



Точная стоимость строительства неизвестна. По слухам более 500 млн долларов. Для сравнения Илон Маск на разработку ракеты Falkon 1 потратил в пять раз меньше.





Из-за огромных размеров заснять мечеть полностью довольно проблематично. Берите с собой широкоугольный объектив, иначе будет, как у меня, отдельными кусками.



Мечеть шейха Заида начали строить еще во время его правления в 1996 году. А закончили уже после его смерти в 2007 году. Шейх дал денег, придумал общую концепцию сириец, а строили все, конечно, европейцы.

Я, как вводится, включил режим скептика и решил побольше узнать об архитекторе этого чуда. И что-то странное. Пишут, что это сирийский архитектор Youssef Abdelky. А теперь попробуйте нагуглить другие его работы или хотя бы его фото. Есть известный сирийский современный художник Abdelke, по нему много информации. Но это другой человек, к тому же он христианин. Наш Abdelky - человек загадка.



Хочется включить конспиролога. Что на самом деле проект мечети - дело рук какой-нибудь европейской фирмы, а для приличия нашли малоизвестного архитектора-араба и приписали ему авторство. Я все-таки сумел найти одно единственное (!) фото загадочного Абделки с сыном. Ну, хотя бы он реально существует.



В мечети четыре минарета, каждый высотой 107 метров. Их тоже нагрузили разными смыслами. Нижняя часть - квадратная, характерная для арабской архитектуры. Следующая - восьмиугольная, отсылка к архитектуре египетских Мамлюков. Верхняя - круглая, это уже османский стиль.



Во внутренний двор не пускают. Но можно пофоткать его из таких загончиков, как видно справа на фото.



По двору ходить нельзя, но можно обойти его по галлереям. Получается, что все идут одним и тем же путем. Просто других вариантов тут нет.



Но зато красивое.





У человека, незнакомого с исламской архитектурой, первая ассоциация - Тадж Махал. Вторая - дворец Алладина из диснеевского мультика. Действительно, архитектура Великих Моголов вдохновляла автора мечети шейха Заида.



Больше всего мечеть в Абу-Даби похожа на Королевскую мечеть в Лахоре.



Пишут, что второй источник вдохновения - мечеть Абу-ль-Аббаса аль-Мурси в Каире. Кстати, там главные архитекторы итальянцы и египтяне этого не стесняются. Правда, как по мне, не слишком похожа.



При рассказе о мечети шейха Заида легко сбиться на перечисление всяких количественных фактов. Я уже выше писал про 82 купола и 1096 колонн. Все-таки строение относительно молодое и пока не обросло интересными историями. Попытался понять, какое место в мире по размерам занимает мечеть. И тут снова разнобой. Кто-то меряет по количеству молящихся одновременно, кто-то по площади комплекса. В любом случае, получается, что мечеть шейха Заида входит в десятку крупнейших.



И еще одна тема, которой пришлось посвятить некоторое время при подготовке рассказа. Извините... но в наших интернетах у мечети нет единого названия. Где-то шейха Зайеда, где-то мечеть шейха Зайда и т.п. Пришлось погуглить официальные материалы, как зовут шейха по-русски во всяких дипломатических документах. И там однозначно - шейх Заид. Т.е. правильно по-русски - мечеть шейха Заида.



Еще раз повторюсь, что гулять по двору мечети запрещено. Вышагивающий на фото мужик скорее всего из персонала. Сами власти Абу-Даби указывают, что запрет не из-за жлобства, а из-за заботы о здоровье туристов. Якобы были случаи, когда из-за сильной жары и ослепительного отраженного от пола солнца людям становилось плохо. Зато сейчас перестали требовать снимать обувь на входе.



Что еще бросилось в глаза. Это огромная точность и качество отделки . Как человек, недавно переживший ремонт, я понимаю, как сложно выложить плитку ровно. Тут же все линии идеально ровные. Стыки и запилы ровно под 45 градусов. Все идеально.



Но пора перейти к самой мечети.



Посмотрим на главный вход, откуда мы вошли в комплекс.





И, наконец, заходим в мечеть. Но мы пока не в главном зале, а в фойе. Стены богато украшены в стиле флорентийской мозаики. Но в отличие от Президентского Дворца Абу-Даби (Каср Аль-Ватан) здесь декор не переходит в излишество. Считаю, что чувство меры не отказало итальянцам. Все довольно изящно.





Часы, показывающие время намаза. Надо читать по часовой стрелке. Дата 1444 год - это год по Хиджре (от даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину). Занятно, что время молитв в Абу-Даби также составляется с учетом жителей небоскребов. Т.е. на фото расписание для тех, кто "на земле". А для каждой высоты будет небольшое смещение, которое официально выпускается в помощь мусульманам из небоскребов.

Жители верхних этажей небоскребов наблюдают закат солнца, в то время как на земле солнечного круга уже не видно. Утренний рассвет обитатели квартир, находящихся на высоте птичьего полета и выше, напротив, встречают на несколько минут раньше.



Читал, что в декоре используется изображение пустынного цветка гименокаллиса. Но, честно, внешне не слишком похож.



У арабов особый культ люстр. Они меня поразили еще в Президентском дворце. А в мечети они достигают истинного великолепия. В фоей висит "малышка", всего 2 тонны.





Вот витражи как раз больше похожи на гименокаллис.



Но зайдем в главный молельный зал. Точнее не зайдем. Посмотреть можно только из-за ленточки на входе. Внутрь мечети шейха Заида нас не пустили.

Оказывается, что внутри зал не пустой, а разделен массивными колоннами. Из-за этого объем не так ощущается. Колонн 96 штук. Они сделаны из мрамора и украшены инкрустацией из перламутра. Возможно, отсылка к тому, что жемчуг до нефти был первым сокровищем Эмиратов.



В главном молитвенном зале лежит самый большой ковер в мире. Ковер был соткан на северо-востоке Ирана. Над его созданием трудилось около 1 200 опытных мастериц. Первоначально ковер состоял из 9 отдельных кусков, которые были доставлены в Абу-Даби и соединены вместе в мечети. Ковер имеет более 2 млрд. узлов, его создание длилось приблизительно 2 года, весит почти 35 тонн. Я думал, что это чистая шерсть, но нет, тут еще 30% хлопка.

Основной цвет ковра - зеленый. В-первых, это любимый цвет шейха Заида, во-вторых, это цвет первого знамени ислама, в-третьих, для жителей пустыни - это символ жизни. По краям ковер желтый, ну тут понятно, это символ пустыни, окружающий оазис.



Раз уж все-таки начал сыпать цифрами, то давайте и про люстру. Как вы понимаете, она тоже из Книги Рекордов. Весит 12 тонн, высотой 15,5 м, диаметром 10 м. Жрет целых 18 кВт.

Конструкция этой люстры напоминает перевернутую финиковую пальму. Сверху ствол пальмы, дальше листья, а в самом низу, разноцветные шарики - это финики. Люстра демонстрирует ценности шейха Заида: искренность, щедрость и дарение.

Изготовлена немцами Faustig, украшена кристаллами Swarovski. Состоит почти из 40 миллионов зеленых, красных и желтых хрустальных шаров.



Михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку) украшен золотыми потоками, я так понял, это изливается райская благодать. Минбар (с него читают пятничные проповеди)  - издалека поскромнее. Но на самом деле он украшен ракушками и цветочными композициями, изготовленными из натурального кедра, дополненного белым золотом, стеклянной мозаикой, покрытого перламутром.



Стену с михрабом (называется Кибла, т.е. смотрит в сторону Мекки) украшают 99 имен Аллаха в традиционной каллиграфии Куфи с мастерски сделанной волокнисто-оптической подсветкой. На фото видно, что одна из "розеток" пустая (прямо под люстрой). Наверно, тоже что-то означает.



В дизайне убранства не чураются хайтека. Некоторые элементы отдают каким-то намеком на фантастические фильмы Лукаса.





Главный молитвенный зал можно также рассмотреть с бокового входа. Немного обойдем мечеть.





С этого входа можно лучше рассмотреть весь объем главного зала.





Это фойе уже не стал подробно снимать, ограничившись очередной люстрой.



На самом деле и все. Т.е. вы обходите внутренний двор по двум сторонам и можете заглянуть в мечеть шейха Заида с двух входов: главного и бокового. Дальше можно еще прогуляться по территории комплекса и поискать могилу шейха Заида. Чисто внешне она очень скромная, поэтому решили не тащить туда ребенка.



Из эффектного за пределами мечети - это десять прудов вдоль его галлерей. Как же без символизма. Эти пруды своим видом говорят о гостеприимстве местной культуры, дарящей путникам живительную влагу среди засушливых песков пустыни. У прудов получаются занятные фото с отражениями. Особенно красиво, когда включают подсветку. Но мы ее не дождались. У меня на подсветку были другие планы. Дальше покажу.



Парк вокруг мечети меня не слишком вдохновил. Но можно погулять.



Что это за квадратные башни рядом со стенами мечети? Это башни уникальной подсветки, которую разработала специально для мечети одна британская фирма. Их специально стилизовали под мечеть, чтобы не выделялись. Всего таких башен 22 штуки. Они проецируют на стены и купола подсветку в зависимости от фазы Луны.

В полнолуние здание буквально купается в ярком белом свете. Затем, по мере убывания Луны, мечеть постепенно становится голубой, синей, а потом вновь белой. Между синим и белым цветами в подсветке существует еще 14 оттенков.







Вроде, можно доехать до выхода на бесплатном электромобиле.



Но мы потопали пешком. С трехлеткой расстояния, конечно, немного увеличиваются. А у меня был план полюбоваться закатными видами на мечеть шейха Заида со стороны монумента Оазис Достоинства (Wahat Al-Karama).



В общем, дорога оказалась неблизкой хотя по карте было примерно 1.5 км. Пришлось обойти всю парковку, потом выйти на большое шоссе (которое, сюрприз, тоже носит имя шейха Заида) и пройти вдоль него. Нюанс всех Эмиратов - пешком тут ходят только самые отъявленные маргиналы. Примерно таких типов мы и встречали на своем пути. Так что прогулка слегка напрягла мою жену. Она, оказывается была не в теме, откуда делаются самые эффектные фоточки мечети и ради чего все страдания.



Но зато, когда мы дошли до самого Оазиса, тут жена расслабилась. Это же Абу-Даби! Какое-то абсолютно пустынное место на отшибе города. Тем не менее в наличии огромные туалеты из мрамора, куча уборщиков, которые на ночь глядя, трут этот мрамор, аппараты с кофе, фонтаны и т.п.



Мемориальный комплекс Wahat Al Karama (Оазис Достоинства) расположен напротив мечети шейха Заида. Он был открыт в память об эмиратцах, отдавших жизнь во благо своего народа. Монумент создал весьма известный британский художник Идрис Хан.  Плиты опираются друг на друга, что демонстрирует единство, солидарность и взаимную поддержку, которые связывают руководство ОАЭ с гражданами, жителями и служащими, которые их защищают.

На поверхности плит начертаны стихи и цитаты, а на подножии мемориала выгравирован текст воинской присяги. Каждый день перед закатом у мемориала можно наблюдать смену почетного караула.



Скажем так, ради монумента сюда тащиться вряд ли стоит. Пусть даже его автор и рыцарь Ордена Британской Империи. Но напротив композиции находится Мемориальная площадь в форме амфитеатра, выложенная из травертина. Центр площади, которая может вместить до 1200 людей, занимает большой, но мелкий бассейн. В его воде отражаются и наклонные плиты памятника, и мечеть шейха Заида.



Именно с этой точки и делают снимки с отражением мечети шейха Заида в воде.





Я, как водится, был без штатива, поэтому с рук получилось не так эффектно. Но тем не менее виды отличные и рекомендую сюда выбраться ближе к закату.



Наконец, включили подсветку. Судя по белому цвету, мы где-то близко к полнолунию.



Как ни странно, место с этим прудом не слишком популярно. Хотя всего в 20 минутах пешком (если без трехлетки) от мечети, да и виды шикарные. Уехать отсюда тоже проблем нет. Рядом находится огромный отель, так что такси постоянно снуют туда-сюда по дороге рядом с монументом.



Несмотря на некоторые неудобства организационного плана мне мечеть шейха Заида показалась достойной посещения. Более того, в моем рейтинге достопримечательностей Абу-Даби - почетное второе место после Лувра. Так что рекомендую посмотреть.



Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kollak.livejournal.com

Абу Даби, ОАЭ

Previous post Next post
Up