В последнем рассказе о замке Торрекьяра мы поднимемся на второй этаж. Здесь располагались личные покои владельцев замка, так что он носит название Дворянского этажа. На втором этаже находится главная достопримечательность - Золотая комната. Это уникальное для Италии произведение искусства поздней готики, посвященное куртуазной любви. Как же женатый Пьер Мария и замужняя Бьянка оборудовали свое любовное гнездышко для занятия незаконной куртуазной любовью? Сейчас посмотрим.
Но начнем прогулку по второму этажу замка Торрекьяра с зала Акробатов. Как и
зал Гербов на первом этаже, эта комната служила для приемов. Но, как я понял, для менее официальных. На первом Сфорца встречали просителей и всякие официальные делегации, а в зале Акробатов устраивали приемы скорее в стиле коктейльных вечеринок для своих.
Да, да. Снова нас ждет целая комната гротесков. Автор все тот же Чезаре Бальони, живописец 16-го века. Из названия понятна основная тематика росписей. Здесь у нас различные жонглеры и акробаты. Главная сцена изображает человеческую пирамиду, которая стоит на четырех львах.
До поездки я готовился по более старым отчетам по замку, так вот там этот зал был с мебелью. Но в нашу поездку от всего интерьера остался только стенд с рыцарскими доспехами. Хорошо, что гротески на месте.
Кроме гротесков есть и архитектурные обманки. Напомню, что Бальони был специалистом в изображении подобных иллюзий.
А что делает на росписи зала Акробатов герб Фарнезе? На самом деле к Сфорца замок Торрекьяра перешел только в 1545 году, т.е. спустя сто лет после его постройки. Напомню, что построил замок граф Пьер Мария де Росси II. Затем любимый замок у него отобрали в конце 15-го века в ходе войны за правление Миланом. Почти полвека Торрекьяра переходил из рук в руки.
Историю Фарнезе я кратко излагал в своих рассказах о Парме. Началось восхождение этого рода с Алессандро Фарнезе, который потом стал папой Павлом III. Нрав у будущего папы был под стать его похотливым потомкам. У Алессандро было четверо незаконных детей от любовницы, которая была замужем за другим вообще-то.
Незаконная дочь Констанца была любимицей Алессандро. Когда он пришел к власти, то не забыл о дочурке и подыскал ей приличную партию из рода Сфорца. Я везде пишу для простоты изложения Сфорца, но на самом деле Торрекьяра владела одна из ветвей этого семейства из Санта-Фьора.
Сына Констанцы Фарнезе и Сфорца женили на представительнице рода Паллавичино. А у нее в приданном как раз и оказался наш замок Торрекьяра. Так Сфорца Санта-Фьора в 1545 году стали на долгое время его владельцами. Сын Констанцы и заказал все эти росписи у Чезаре Бальоне.
В общем, мать владельца и заказчика фресок была из Фарнезе. Теперь надеюсь понятно, какой отношение имеют Фарнезе к росписи зала Акробатов. Здесь их два герба, один Алессандро Фарнезе, другой Рануччо. Они приходились дядями первому владельцу замка из рода Сфорца. Ну, и учитывая, что до Пармы тут всего 20 км, было разумно уважить родню, которой передали во владение Пармское герцогство.
Снова попрошу не спрашивать, что тут изображено. Буйный полет фантазии художника не поддался моей расшифровке.
Зал по меркам небольшого замка довольно просторный. Так что на разглядывание всех занятных гротесков у меня ушло некоторое время.
Из залов второго этажа можно выйти на открытую галерею и полюбоваться внутренним двором Чести. На фото видна внушительная башня Лилии в честь герба Бьянки - любовницы графа Пьера Марии. Если приглядеться, то видно, что крышу к башне пристроили позднее, заложив зубцы кирпичами. Но сквозь кладку просматривается изначальная форма зубцов в виде ласточкиного хвоста. Это символ принадлежности Пьера Марии к партии гиббелинов. Считалось, что эта форма отсылает к императорскому гербу - двухглавому орлу.
Но хватит мучмарить фонку, я уже наверно еще в прошлом рассказе надоел всеми этими гротесками. Главная достопримечательность замка Торрекьяра - это Золотая комната. Уникальный для средневековья памятник искусства, посвященный... куртуазной любви.
Куртуазная любовь - это модель отношений, которую нам представляют трубадуры и средневековые авторы. Она выглядит таким образом: неженатый мужчина, чаще - юноша (как правило - из знатного рода), обращает внимание на замужнюю женщину и преклоняется перед ней.
Есть один очень важный нюанс: дама, будучи замужней, не могла вольно распоряжаться своим телом. Истинным ее хозяином был муж. А посягнуть на собственность сеньора - серьёзное преступление, за которое сурово наказывали. Поэтому сам процесс куртуазных отношений был увлекательным и очень пикантным.
Подобные связи следовало держать в тайне: посторонние уши и глаза портили всю картину. Влюблённые подолгу могли находится в неопределённом состоянии: женщина не сразу шла на встречу желанию своего верного любовника. Ожидание рождало мечты о блаженстве: соединении нагой плоти одновременно с духовной близостью.
Подобная игра была далека от реалий жизни «деревенщины»: лишь элита могла позволить себе куртуазную любовь. Она ценилась в обществе знатных мужчин и считалась престижным элементом жизни высокого сословия - ведь это не просто поклонение, а настоящее искусство, которое направлено на завоевание дамского сердца. Потому что добиться внимания женщины с высоким статусом - очень сложная задача.
У графа Пера Марии II де Росси, как вы помните все получилось. Он не только добился внимания своей дамы сердца Бьянки, которая по закону жанра была замужней, но и построил для нее два замка. И прожил в этих замках со своей замужней возлюбленной почти 40 лет! А что муж Бьянки? А этого бедолагу никто не спрашивал, граф был выше по статусу и влиятельности. Более того и сам Пьер Мария был женат и имел десять детей.
Я уже писал подробно об
истории любви Пьера Марии и Бьянки Пеллегрини. Но стоит добавить, что граф был не только талантливый полководец. Он еще знал толк в искусстве. В двух замках, построенных для любовницы, он заказал росписи на тему их любви. Увы, в зимнем замке Роккабьянка фрески были сняты и перенесены в замок Сфорца в Милане. А вот в летнем замке Торрекьяра росписи уцелели. Называется все это великолепие Золотая комната.
Итак, в 1462 году Пьер Мария заказал художнику Бенедетто Бембо украсить свою спальню и личный кабинет росписями. Художник выполнил работу в стиле поздней готике. Это уникальный для средневековья сюжет. Начнем со свода. Здесь Бьянка представлена в виде паломницы, она обходит обширные владения Пьера Марии в поисках своего возлюбленного. Бембо скрупулезно изобразил все земли и замки, который принадлежали графу.
Я снимал крупным планом, но на самом деле там много деталей, которые стоит рассмотреть внимательнее. Например, художник заботливо изобразил разные бытовые сценки.
Путь Бьянки освещает яркое солнце, синее небо пронизывают его лучи. На заднем плане возвышаются Апеннинские пики.
В люнетах под сводом художник изобразил влюбленную пару. Сюжеты надо читать в определенном порядке. Начинается рассказ с Купидона. Он стоит на колонне с завязанными глазами, в руках лук и стрела. Из груди Пьера Марии уже торчит стрела, значит он влюбился первый. А теперь Купидон метит в Бьянку.
Здесь чуть крупнее. Видно, как Пьер Мария показывает пальцем на стрелу у себя в груди.
Действие происходит на фоне замка Торрекьяра. Как видите, он не сильно изменился со времен нашей влюбленной парочки. Подробнее посмотреть на укрепления замка Торрекьяра можно в моем первом рассказе. Перед замком два амура играют с павлином. Павлин символ богини Юноны. Напомню, что Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, семьи и семейных постановлений, материнства, женщин и женской производительной силы.
Дальше наш граф объясняется в любви Бьянке. Пьер Мария становится на колени перед Бьянкой и предлагает ей меч, клянясь в своей верности. Все это на фоне довольно сложной архитектуры со множеством статуй.
Здесь амурчики устроили войнушку с лебедем. Лебедь - символ Венеры, богини красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания.
Теперь пришла очередь Бьянке сказать свое "да". Пьер Мария, расположенный слева, становится на колени перед Бьянкой, которая венчает его лавровым венком. Перед нами фронтон здания. Внизу два окна с изображением сердца, вверху окна с надписью in aeternum (навсегда).
Теперь у нас амуры играют с обезьяной, которая в те времена символизировала плотскую любовь. С этим делом у парочки все было ОК. У них даже родился сын. Правда, Пьер Мария записал его на имя официального мужа Бьянки. Но все понимали, от кого он на самом деле.
Если что, наш граф и про законную жену не забывал. Для нее тоже был построен замок (правда, для любовницы их было два). От нее у Пьера Марии было еще десять детей. В общем, в плотских утехах знал толк.
И вот грандиозный финал всей истории. Слева в парадном рыцарском доспехе - Пьер Мария, а справа, одетая как невеста и коронованная, - Бьянка. Впрочем, пара так и не вступила в брак даже после смертей законных жены Пьера Марии и мужа Бьянки. Но прожили они все-таки долго и счастливо более 40 лет вместе.
Амурчики выдирают перо у журавля - символа музы истории Клио. Любовники, действительно, вошли в историю, и теперь к ним в гости едут многочисленные туристы. Действие происходит на фоне еще одной резиденции влюбленных замка Роккабьянка. Его также стоит посетить, если окажитесь в Парме.
Стены под росписями украшены терракотовой плиткой. Когда-то она вся была покрыта сусальным золотом. Отсюда и название Золотая комната. К сожалению, декор, пережив пять столетий, был утрачен совсем недавно в начале 20-го века, тогда же новый владелец продал всю мебель и картины. Более того он соскреб все золото со стен знаменитой Золотой комнаты.
В 19-м веке замок Торрекьяра перешел в руки семейства Торлония. История этих выскочек крайне интересна. Вообще-то Торлония были обычные портные в Риме в 18-м веке. Но выгодно подсуетились во времена Наполеоновской оккупации. У них даже появился собственный банк и дела пошли в гору. Кроме финансовых талантов все Торлония очень тщательно выбирали себе невест из знатных фамилий с приданным. К концу 19-го века Торлония стали богатейшим семейством Италии, кроме того они умудрились получить герцогский титул. Их имя стало нарицательным в Италии для огромного и слегка аморального богатства.
Когда один из их представителей Марино Торлония женился на девушке из рода Сфорца, к Торлония перешел в качестве приданного замок Торрекьяра. В 60-х годах в окрестности Пармы вернулся из Южной Америки делец Пьетро Каччиагерра. Личность мутная и истоки его состояния не совсем понятны. Он всеми силами втирался в доверие к Торлония и в итоге набился к ним в управляющие. Он надолго присосался к богатому роду и в конце концов в начале 20-го века заполучил от них замок Торрекьяра. И почти сразу, заимев старинный замок, он распродал все его наполнение на аукционе.
Кроме уничтожения интерьера замка Торрекьяра Каччиагерра причастен к еще одной темной истории всеитальянского масштаба. До него управляющим Торлония служил честный и благородный тип Роджеро Пасколи. Но в 1867 году он был злодейский убит из засады. Убийцы так и не были найдены. Дело было очень громким и до сих пор ведутся расследования. Одна из версий - заказчиком был тот самый Каччиагерра, который А - хотел скрыть свои темные делишки в этом регионе, Б - мечтал сам стать управляющим Торлония.
Почему это такая известная история с кучей ссылок на итальянском? А дело в том, что Роджеро - отец величайшего итальянского поэта Джованни Пасколи. Это поэт уровня нашего Есенина по популярности в Италии, из серии "в школе проходят". Гибель отца наложила отпечаток на всю жизнь поэта. А что предполагаемый убийца его отца жив-здоров и процветает, отравляла жизнь поэта почти до конца жизни.
Но вернемся к Золотой комнате. Плитка состоит из четырех типов. Львы - это герб Пьера Марии, Замок с лебедями - герб Бьянки, ленты с надписями Nunc et Semper (сейчас и навсегда), два сердца - символ влюбленной пары.
Ну, это прямо милота. Вокруг сердец надпись Digne et in Aeternum (достойно навсегда) - знак вечности их земной любви.
Из Золотой комнаты, которая скорее всего была спальней влюбленных, ведет массивная дверь в личный кабинет Пьера Марии.
Уже во времена Сфорца к Золотой комнате пристроили террасу.
Можно выйти на нее и полюбоваться окрестными пейзажами.
Почему-то я пропустил часовню св. Никомеда. Здесь по преданию захоронены Пьер Мария и Бьянка Пеллегрини. Впрочем, все предметы искусства часовни были распроданы тем самым Пьетро Каччиагерра, остался только каменный алтарь. Так что там смотреть особо не на что. Вход в часовню из двора Чести на первом этаже замка Торрекьяра.
Переходим к последним четырем комнатам на втором этаже: залы Вчера, Вечерни, Рассвета и Полдня. Это уже снова росписи эпохи Сфорца, автор все тот же любитель гротесков Чезаре Бальони. Но здесь уже совершенно другой стиль. На сводах изображение дневных и ночных птиц, на стенах фантастические пейзажи с замками и горами. Подробно уже не буду их описывать, лучше просто посмотрите.
На этом завершаю свои рассказы о замке Торрекьяра. Еще раз повторюсь, что на меня произвел впечатление не только внешними укреплениями, но и своими интересными росписями. Настоятельно рекомендую выбраться в него из Пармы, когда у вас (и у нас всех) появится такая возможность.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kolllak.livejournal.com