Замок Торрекьяра. Первый этаж

Feb 02, 2021 08:36



В первом рассказе мы рассмотрели замок Торрекьяра снаружи, теперь пора зайти внутрь. Начнем осмотр интерьеров с первого этажа замка.



Итак, входим в ворота. Внутри башни спрятался киоск с билетной кассой. Вход в замок Торрекьяра стоит 5 евро. Что приятно, можно осматривать интерьеры самостоятельно без экскурсии. Очереди, как видите, тоже не наблюдается.



На заднем плане возвышается Львиная башня - названа в честь фамильного герба Росси.



От входа в замок прекрасный виды на окружающую Торрекьяра долину Валь Парма.



Тут даже река есть.



Вокруг ухоженные фермы и поля.



Нас преследует группа школьников.



Заходим во внутренний двор, который называется Corte d'Onore (чести или славы). Двор прямоугольный, площадью примерно 500 м. В центре очень глубокий колодец 66 м, т.е. примерно как 20-этажный дом.



Школьники не отстают. Экскурсоводша у них занятная.



Башня Лилии - в честь герба Бьянки Пеллегрини.



С двух сторон двора проходят галереи с колоннадой. У колонн довольно необычные капители.



Еще один колодец.



В целом декор двора Чести довольно аскетичный, долго в нем не стал задерживаться. Пора пройтись по залам замка.



Ну, что, мои уважаемые любители замков, ждете шикарных интерьеров? Напрасно. Всю обстановку продал в начале 20-го века один из владельцев замка. Внутри Торрекьяра практически пустой. К счастью уцелели фрески. Большая их часть написана во второй половине 16-го века. Т.е. уже после Пьера Марии и его любви Бьянки, когда замок перешел к Сфорца. Условно можно отнести к Ренессансу. И есть одна комната с шикарными готическими росписями. Не зря ее назвали Золотой комнатой.

Про готику еще будет отдельный рассказ. Пока посмотрим на более поздние работы. В основном все фрески - это гротески. Автор работ художник Чезаре Бальони (Cesare Baglioni). Ну, скажем, прямо, я услышал его имя первый раз. Не самый известный мастер 16-го века. Обычно я прохожу мимо гротесков, это такая фоновая живопись, когда надо чем-то забить пустые от нормальных картин места в церкви или дворце. Но почему бы хоть один раз не рассмотреть гротески чуть подробнее, раз уж оказались в таком месте? Давайте сразу дам определение этого типа живописи от Вазари.

Гротесками называют разновидность живописи, вольную и потешную, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и поэтому они там изображают всякие нелепые чудовища, порождённые причудами природы, фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим.

На первом этаже Торрекьяра расположено несколько залов и комнат. Первые три принадлежали придворным дамам. Здесь они занимались чтением, музыкой и вышиванием. Первая комната называется зал Юпитера. На потолке изображен наш Громовержец с пучком молний.



На стене решетка на фоне голубого неба, которую облюбовали многочисленные птицы.



Что тут происходит, по-моему не знает никто.  Допускаю, что все это имеет како-то смысл, но от современного зрителя он ускользает. Так что остается только восхищаться буйной фантазией художника и мастерством исполнения.



У гротесков есть определенный набор типовых элементов. Например, вот эти многочисленные черепа козлов и коров называются букраний. Он пошли из Крита, в крито-микенской цивилизации важное место занимало жертвоприношение быков. Помните знаменитую критскую фреску "Игры с быком"? Оттуда эти изображения перекочевали в Древнюю Грецию, а затем в Древний Рим. Художник вспомнили про букраний в эпоху Возрождения, когда пошла мода на все античное.



Второй зал называется Беседка. Думаю, понятно почему. Вы как будто находитесь в беседке, овитой зеленью.



Птички якобы все из реальной природы. Причем некоторые из них не местные, т.е. художник знал толк в орнитологии.



Третий зал - Пейзажа.



Здесь в овальных окошках можно наблюдать за вымышленным пейзажем. Как будто вы смотрите в настоящее окно.



Романтичные пейзажи весьма тщательно исполнены. Так что наш Чезаре Бальони умел не только в гротески.







Ну, пейзажи ОК, но меня больше заинтересовали всякие фантастические твари.



Конечно, есть и обнаженка.



Переходим в четвертый зал - Победы. Он относительно большой, скорее всего служил столовой, т.к. рядом находится кухня. На потолке парит римская богиня Виктория. Божество несет в руках лавровый венок и оливковую ветвь, соответственно аллегорические изображения земной славы и мира между Богом и людьми, ставшие возможными благодаря защите Папы и Императора Священной Римской Империи.



В люнете над входом римская богиня Фама (Молва).  Обо всём знает Молва, что делается на небе, на море и на земле, обо всём старается она выведать. Фама восседает на огромной раковине, по бокам заключенные в цепях.



На каждой стене изображены путти, которые несут на землю от богини Победы разное оружие. На фото ниже путто тащит огромный меч. Справа виден старинный камин 16-го века.



Пожалуй, зал Победы - самая красивая комната на первом этаже. Декор очень богатый.



Понравилось и псевдотрехмерное изображение портика на входе. Чезаре Бальони прославился, как мастер квадратуры. Это приём и стиль декоративной росписи стен, создающие иллюзию продолжения архитектуры в воображаемом пространстве.



После четвертого зала я подустал от гротесков и снимал уже меньше. В зале Ангелов я запечатлел только потолок. Впрочем, название не совсем верное. У малышей нет крыльев, значит это не ангелы, а путти. Трое из них держат в руках ветви айвы, а один графскую корону и бриллиантовое кольцо. В самом центре пышный девиз: "Доблестные деяния Сфорца все еще источают аромат".



Зал Ангелов был по сути подсобкой, хотя и пышно украшенной. Он выходит прямо на кухню. Ура, на кухне кое-что из старины сохранилось. Огромный очаг, печь для подогревания пищи на три большие кастрюли, и самое необычное - каменная раковина. Раковина сделана с наклоном, чтобы вода могла стекать в отверстие в углу.



Также эти залы имеют выход на открытую террасу. Когда-то на ней располагался огород и фруктовый садик. Пьера Мария и Бьянка могли получать в постель к своему столу свежие овощи и фрукты. Но скорее всего нет, висячие сады обустроили уже во времена Сфорца. Сейчас на террасе можно полюбоваться видами на деревню Торрекьяра.



Переходим к последнему залу первого этажа Торрекьяра. Зал Оружия, пожалуй, самый обширный. Здесь была приемная. Хозяева замка, сначала Росси, потом Сфорца принимали в этой комнате посетителей. Но росписи, как и в предыдущих залах, уже времен Сфорца.



Самое интересное изображение гербов. Здесь их восемь штук. Самый богатый герб (его я и заснял) - семейства Сфорца. Сам герб в центре, а вокруг гербы родственных семейств. Напомню, что на щите у Сфорца два черных имперских орла и два biscioni. Бисцион - это змей, пожирающий человека, он перешел к Сфорца в наследство от предыдущих хозяев Милана Висконти, чей род угас.

Согласно легенде, в крестовом походе в 1187 году Оттоне Висконти встретился в поединке с сарацинским принцем. Оттоне носил изображение с семью коронами, вырезанными на щите, так как он убил семерых силачей, неверный мавр имел на щите изображение змеи, глотающей ребенка, что являлось насмешкой над христианами, так как этот младенец символизировал Христа. Оттон убил сарацина, забрал его щит и вернулся домой покрытый славой, после чего решил избрать его своим гербом.



Меркурия в крылатой шапочке и с кадуцеей в руках легко узнать, а чем заняты остальные персонажи, можно только догадываться.



На этой фреске сверху, похоже, бродячий театр. Слева бородатый карлик, сверху музыкант. На нижней фреске Флора?



На потолке Оружейного зала четыре крылатых путти с оружием. Здесь снова Чезаре смог дать волю своему таланту архитектурной обманки. Получилось не слишком убедительно, а уж путто со щитом прям жутковатый вышел.



Кроме залов, расписанных фресками, на первом этаже Торрекьяра располагались и конюшни. Деревянные ясли и поилки сохранились, они старинные. На полу также уцелел древний пол из крупной речной гальки. Всего внутри замка могли держать 10 лошадей. Немного.



Вики пишет, что на первом этаже есть еще один зал с небольшой экспозицей по истории замка. Но вот абсолютно не помню его. Мне отложилось, что в замке плане экспонатов все было крайне скудно. На фото у меня осталась только эта 3D модель замка.

На этом у меня с первым этажом замка Торрекьяра все. Прям вижу, как вы все разочарованы. Что, даже ни одного рыцарского доспеха нет? Ну, вот так. Тем не менее, я лично с удовольствием прошелся по этим залам. В кои-то веки удалось поразглядывать гротески, а они тут пусть и не шедевры, но довольно занятные. Хотелось бы больше информации о зашифрованном смысле во всех этих фантазиях художника. Но, увы, в сети подробной информации не нашлось. Что удалось накопать, то перевел и вам представил. В следующем рассказе перейдем на второй дворянский этаж, и, наконец, увидим знаменитую и уникальную Золотую комнату.



Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com

Торрекьяра, Эмилия-Романья, Парма, Италия

Previous post Next post
Up