Отзыв об усилителе Marantz PM7000N

Jan 14, 2021 00:58



Marantz PM7000n - усилитель со встроенным сетевым функционалом. Он вышел во второй половине 2019-го года и до сих пор продается. Расскажу о своем опыте использования этого музыкального комбайна.


Обзоры

Обзоры на Marantz PM7000n на русском:
Борзенков (видео)
Stereo.ru
Hi-Fi.ru
salonav.com
Valeron (видео)
Iamhear (видео) Новый обзор PM7000N от октября 2021.

Marantz PM7000N три раза (2019, 2020 и 2021) получал приз авторитетного журнала по аудио What Hi-Fi, как самый лучший комбайн до 1000 фунтов (примерно 100 тыс рублей).

Позиционирование

В текущей линейке Маранца PM7000N занимает промежуточное место между PM6007 и PM80006. Т.е. по сути это второй уровень от самого дна линейки. Впрочем, есть еще стереоресивер NR1200 и CD-ресиверы Melody X, которые и по цене, и по звуку находятся чуть ниже. Получается, мы имеем дело с аппаратом выше совсем начального, но чуть ниже среднего, за который можно условно принять 8006. Новый комбайн Marantz 40n стоит значительно дороже, хотя функционально и по мощности почти не отличается от 7000n.

От прошлой версии PM7005 новая семерка очень сильно отличается по начинке и звучанию (при внешнем сходстве). Маранц утверждает, что 6007 и 7000n - это во многих аспектах новая платформа, со значительным отличием от своих предшественников. А вот с PM6007 это практически близнецы внутри, кроме сетевой части и чуть более продвинутого питания в PM7000N. Скажем, ЦАП и корректор у них одинаковые. По звуку я тоже не услышал радикальной разницы.

Внешний вид

Выглядит упитанным толстячком, солидный. Маранц по-прежнему верен слегка уже архаичному дизайну 2008 года. Только недавно (например, в Model 40n) дизайн обновился. На фото смотрится эффектнее, чем в реальности. Довольно увесистый (тяжесть - это надежно), почти 11 кг. Большие крутилки - металл, темброблок - пластик. Управляющих элементов немного, панель неперегруженная. Слегка выбивается из общего антуража очень яркая синяя подсветка режима Direct, но зато сразу видно. Из изысков - винты под медь на боках. Боковые щечки - пластик "под металл", но не выделяются. В целом не красавчик и не дизайнерский аппарат, но и не режет глаз.

Экран

Минималистичный в три строки, при этом отлично читается даже с 3-х метров. Экран можно отключить для минимизации наводок для параноиков. Важно, что теги и другую информацию на русском отображает корректно. Понятно, что обложки альбомов не отображает, экран исключительно текстовый.

Пульт

Пластик, большой и длинный. Очень легкий, смотрится дешевле усилителя. Тем не менее удобный в руке. Достаю пульт не часто, т.к. в основном управление идет с телефона.



Разъемы

Очень толковые разъемы под акустику, не встречал такого великолепия в бюджетных усилителях. SPKT-1+ сделаны из латуни и покрыты серебряным слоем. Коннекторов для акустики всего две пары, так что про биампинг можно забыть. Зато они очень крутые. Крутилки плотно зажимают бананы. Конечно, есть возможность для подключения лопаток. Третий вариант - широкий и удобный канал для необжатого кабеля.

Пробовал все три вариант подключения - и, действительно, очень удобные и качественные разъемы. Нюанс только с лопатками. Они подключаются снизу, с ними приходится повозиться, если техника стоит плотно. Ну и чуть раздвинуть не мешало бы. Но с бананами и проводом все очень удобно.

Остальные выходы внешне тоже на уровне. Есть три аналоговых плюс фоно вход и четыре цифровых (USB-A, SPDIF 24/192, две оптики 24/96). Сетевой - обычных хилый китаец 0,75х3. Держит 10А, судя по маркировке. Лучше поменять на что-то потолще, усилитель может выдавать больше мгновенного тока.



Нагрев

Умеренный. Верх греется, но не печка. Пока пришлось поставить на усилитель еще один аппарат и нормально. Но лучше обеспечить усилителю отдельную полку в стойке.

Выход на сабвуфер

Есть в наличие. С настройкой саба все довольно примитивно, можно поставить только срез с шагом 20 Гц. Но, вообще, быстрый саб для PM7000n - хорошая идея, посмотрите дальше про НЧ.

К сожалению, у Маранца есть только Low Pass фильтр для саба. На акустику все равно идет полный сигнал. Это во-первых, затрудняет сшивку основной акустики с сабвуфером, во-вторых, не разгружает усилитель от прокачки баса на колонках.

Темброблок

Есть регулировка (+/- 10дБ) баса и высоких, баланс. Регулировка тембра только ручная - крутилками на лицевой панели, на пульте и телефоне нет. Крутилки - пластик. Маранц очень удачно выбрал пиковые частоты для регулировки: 50 Гц и 15 кГц.



Режим Direct

Темброблок - очень удобная вещь, но все-таки в Маранце он неидеален. Звучание в режиме Direct мне больше понравилось. Обход (режим Direct) можно включать с пульта и телефона, это весьма удобно. Подсвечивается ядовито синим, так что сразу видно, играет через темброблок или в директе.



Настройки

Настроек в PM7000N минимум. Разобраться во всем и подстроить можно минут за 15. Есть ступенчатое отключение разных функций: Bluetooth, Wi-Fi, Сеть и USB. Смысла в этом немного в бюджетном аппарате, влияние на звук не слышно. Все настройки удобно делать с экранчика усилителя, ТВ подключать нет необходимости. Также удобно, что настройки сети можно делать с телефона.

Приложение HEOS

Реализация стриминговых сервисов и сетевых функций в HEOS весьма примитивная в плане интерфейса. Родные приложения Tidal или Deezer гораздо круче. Также Heos сливает по функциям и удобству многим другим управлялкам. Даже у китайских аппаратов сейчас приложения для стриминга гораздо круче.

Для объективности отмечу, что все равно, наличие пусть и неидеального приложения, но со всеми сетевыми и стриминговыми функциями - это удобно. Хуже, когда приходится держать зоопарк приложений под каждое подключение.

Bluetooth

Есть, но из кодеков только SBC. Смысла в нем ноль при наличии Wi-Fi и Lan. Сразу отключил, благо есть такая настройка.

Wi-Fi

Поддержка двух диапазонов, это хорошо. С роутером Keenetic Giga соединение отличное. Никаких затупов при проигрывании по сети Wi-Fi, при том, что на роутере висят еще 12 устройств. Конечно, есть и проводное соединение.

USB-A

Один разъем сзади под внешний винт или флешку. На передней панели USB нет. Это не очень удобно, если часто перетыкаете флешку или винт. Но я не пользуюсь. DLNA гораздо удобнее.

AirPlay 2

Очень полезная вещь для владельцев техники Apple.

Чего в комбайне нет?

Нет функций настройки под комнату (румкоррекция), FM-радио, HDMI, подключения к компьютеру через USB-B, выхода на мощник. Также мимо Roon, Chromecast и Tidal Connect.

По сути сетевые интерфейсы - это только DLNA (через него работает и родное приложение), AirPlay и интернет-радио.



Интернет радио

Через сервис TuneIn. Огромный (тысячи!) выбор станций со всего мира. Пользоваться удобно, главное набить станции в фавориты.

ЦАП

Внимание, речь идет о версии усилителя до пожара на фабрике AKM. Какой чип идет в новых версиях 7000n не могу сказать.

В PM7000N установлен ЦАП на основе старичка (2015 год) AK4490EQ. Когда-то это был довольно удачный чип на рынке. ЦАПы на основе AK4490 раньше ставили и в топовые аппараты за полмиллиона. Сейчас он совсем устарел, но на слух звучит неплохо. Что, впрочем, объяснимо. С объективной точки зрения разница между "плохим" и "хорошим" ЦАПами довольно условна.

Стриминг

Главная фишка PM7000N, но с ним все неоднозначно. Стриминга в Hi-Res в стандартном приложении нет! Qobuz и Tidal Master не поддерживаются HEOS. Tidal в хайрезе в принципе невозможен, т.к. нет поддержки MQA. Есть Amazon HD, но из РФ подключиться к нему нереально.

UPD В 2024-м в Heos наконец-то добавили поддержку FLAC 24/192 в Tidal.

Deezer Hi-Fi тоже нет. Так что единственный вариант стриминга без сжатия это Tidal Hi-Fi, он дает приличное CD качество 16/44. Конечно, можно слушать тот же Deezer или Spotify со сжатием, 320 кбс - это неплохо, разница с CD не всегда ощутима. Но как-то некошерно, эпоха сжатого звука прошла. К счастью есть сторонние приложения (с телефона это BubblePNP или MConnect), через которые можно стримить Qobuz в Hi-Res через UPnP (до 24/192).

Тем не менее я остался в восторге от стриминга даже в таком урезанном варианте. За пару месяцев открыл для себя кучу новой музыки. Не надо ничего выискивать на торрентах или тратить деньги на покупку CD. Плюс - неимоверное удобство. Все управление с телефона. Не надо вставать с дивана что-то качать, записывать на флешку, перетыкать ее, переставлять компакт-диск и т.п.



DLNA

Есть, работает отлично. Поддерживает gapless, т.е. играет без пауз между треками. Активно использую для Hi-Res. Также это основная точка входа для сторонних приложений: BubbleUPnP, Hi-Fi cast, Foobar, Audirvana. Увы, есть один косяк при воспроизведении хайрезов по DLNA (и USB) в родном приложении HEOS - это отсутствие перемотки внутри треков. Такое ограничение во всех аппаратах на основе HEOS, т.е. в любых Denon и Marantz.

На Hi-Res ограничение PCM 24/192, хотя ЦАП AK4490 поддерживает и лучшее качество в PCM (32/768). Но записи выше 24/192 практически не встречаются, так что это некритично. DSD также обрезан до 128, DSD 256 не поддерживается.

По DSD. Не все сетевые проигрыватели его поддерживают, кстати. Открытый вопрос, нативная ли здесь поддержка или конвертация в PCM, но тем не менее родное приложение их видит и проигрывает.

Фонокорректор ММ

Вот это был приятный сюрприз. Скептически отношусь ко встроенным решениям. Но в Маранце оказался очень достойным. В обзорах читал, что воткнули из топовых аппаратов, обрезав MC секцию. Звучит отлично. К тому же минус одна розетка и упрощение коммутации - это хорошо.

Занятно, что подача у фоника отличается от работы усилителя на других входах. Здесь звук более "маранцевский", в духе старых аппаратов бренда. Т.е. такой с жирком и теплотой. Если смотреть его АЧХ, то там есть крошечный подъемчик на 100 Гц. Возможно, он влияет.

Скорее все корректор полностью идентичен новой модели комбайна 40n. Если так, то он очень хорош. Причем не только для встройки. Если сравнить параметры Hegel V10 (стоимостью, как весь комбайн 7000n) на MM, то Хегель выигрывает только по перегрузочной способности. По шумам и искажениям встройка Маранца даже чуть лучше.

Очень чисто. Разве, что небольшой шум от блока питания. Но даже он на грани слышимого уровня.



Фонокорректор - все построено на дискретных элементах, никаких операционников! Среди бюджетных корректоров сейчас подобную роскошь не найдешь. Добавлен приличный фильтр для подавления пульсаций питания.



Общие впечатления о звучании

Что же получилось на новом сетапе? Дальше все очень субъективно с учетом моих ушей, параметров комнаты, расстановки и жанров. Marantz PM7000N играл у меня в связке с полочниками Monitor Audio Silver 100, затем я перешел на полочники Audiovector QR1.

Бас

С басом с Silver 100 все было очень неплохо количественно. Ощущаются нюансы и разборчивость в басовой партии, а не просто гул и бухтение. Неплохо для бюджетной машинки.  Здорово, что на малой громкости низы вполне ощутимы и весомы. В моей комнате вполне можно слушать в директе, баса достаточно.

С Audiovector QR1 бас стал более сухим и упругим, но его недостаточно на мой вкус, если не крутить тембры. Пришлось докупать сабвуфер. Но тут скорее вопросы к акустике. Маловата она для моей комнаты.

Условные 95% моих типовых треков воспроизводятся достойно с точки зрения контроля. Но есть определенные записи, где комбайн пасует на низах. Для этого должно быть два условия. Бас должен быть навален в записи и довольно быстрый. Ощущение, что демпинг фактор тут низковат, ну или банально не хватает мощности на сложных фрагментах. Все-таки 80 Вт на 4 Ом - это очень скромно.

Проблема решается подключением быстрого сабвуфера. Что я в итоге и сделал. Но, конечно, лучше брать сабвуфер с удобными настройками. У 7000-го нет среза для основной акустики, на них все равно идет полный сигнал. Т.е. надо сшивать бас саба с низом от колонок.

Высокие

Переливчатые, чуть округлые, относительно детальные. Субъективно Marantz их красиво подает. Как-то прям по ламповому. Деликатно и натурально. Точно не сушит, послезвучия вполне приличные.

По АЧХ (см. ниже) все ровно. Т.е. ВЧ не глухие, но и не ярчат. Если бас мне больше понравился с MA Silver 100, то высокие с Audiovector QR1. Эта акустика крайне детальна на верхах, и Маранц позволяет раскрыть эту их особенность.



Середина

В целом подача довольно нейтральная. Пресловутой маранцевской теплоты, жира и бархатистости тут не так много. Особенно на цифре. Вот тут вкусовщина. Если вы хотите услышать стереотипный винтажный Маранц, то это не к PM7000n. Здесь скорее современное звучание с минимальным окрасом.

Середина больше зашла с Сильверами. Как-то насыщеннее и чуть теплее. С Аудивекторами получилось холоднее и немного мониторно. Хотя по детальности QR1 немного лучше, особенно ближе к врехнему краю этого диапазона.

Малая громкость

По сообщению от техподдержки PM7000N до 30 Вт на 8 Ом и до 50 Вт на 4 Ом играет в классе А. По измерениям что-то это незаметно. Искажения и шумы относительно высокие на малой громкости, и падают только с ростом мощности. В общем, проблема первого ватта тут объективно есть.

Впрочем, на слух падение детальности не такое критичное. Бас так вообще неплохой. А благодаря темброблоку можно подкрутить ВЧ и НЧ, если будет не хватать. Маранц позволяет сделать тонкомпенсацию. Кривые Флетчера-Мэнсона никто не отменял. На малой громкости наш слух менее чувствителен к низким и высоким частотам.

Сцена

Сцена в первую очередь зависит от записи, акустики и комнаты. Задача усилителя ее не испортить (например, кривым балансом каналов или низким кросстолком). И тут каких-то вопросов к PM7000n нет. Но, конечно, с разной акустикой результат отличается. С Сильверами усилитель строил довольно широкую сцену. С глубиной было похуже. С Векторами обратная картина, сцена сузилась, но в ней стало больше глубины и точности.

Мощность и динамика

С точки зрения озвучки комнаты 32 м небольшой мощности Маранца оказалось за глаза. С Сильверами (88 дБ на 8 Ом) комфортный уровень в пределах 20-30%, больше - крайне редко выкручиваю громкость. Более тугим QR1 (85 дБ на 4 Ом) пришлось наваливать побольше, но в пределах 12 часов.

Внутри усилителя огромный и мощный трансформатор, конденсаторы 15 000 мкФ на канал, плюс последняя маранцевская технология HDAM-SA3, которая умеет выдавать большой ток с минимизацией искажений. Для сравнения с прошлой моделью в линейке PM7005 отдача по мгновенному току выросла на 45% до 32 А.

Известный стереотип, что Маранцы - это не про динамику. Но, в новых линейках, в т.ч. PM7000n этот параметр сильно подтянули. Теперь это не только про жанр "палка - два струна", а вполне можно слушать бодрую попсу или рок.

Но, увы. Все-таки мощность - это не только играть громко. Как я писал выше, контроль баса может быть не идеальным для сложных треков. С более тугой акустикой, думаю, будут проблемы. Это усилитель для колонок полегче.

Мощный экранированный транс и внушительные банки конденсаторов. Неплохо для бюджетной машинки.



Измерения

Толком никто этот Маранц не измерял. Есть только две хилые попытки от поляков и немцев. Начнем с поляков.

https://audio.com.pl/testy/stereo/wzmacniacze-stereo/3253-marantz-pm7000n#laboratory

Скажем прямо, PM7000N тут не блещет. SINAD -64 дБ (5 Вт / 4 Ом) за счет высоких гармоник. В рейтинге из 620-ти измеренных на текущий момент усилителей - это 480-ое место. Зато видно, что реальная мощность повыше паспортной. На 8 Ом почти 75 Вт.

И, вот странно, что новый 40n, который измерял более авторитетный SoundStage, показывает гораздо лучшие результаты (SINAD -90 дБ). Хотя по начинке там все очень похоже с 7000n. В общем, я отнесся бы к польским графикам с большой долей скепсиса.



А вот измерения PM7000n от немцев гораздо лучше бьются с результатами 40n. Здесь мы уже видим SINAD -86 дБ, что очень достойно и близко к 40n. По другим параметрам тоже все хорошо. Разве, что демпинг фактор низковат.

https://www.stereo.de/hifi-test/produkt/marantz-pm7000n-2010

Цены

У нас сейчас (начало 2024) можно купить новый в районе 100 тыс у серых дилеров на Авито. Что в общем-то соответствует цене на Западе. У официалов РРЦ 130 тыс. Аппарат ИМХО надежный, не думаю, что стоит переплачивать за гарантию.

С одной стороны неплохая цена за комбинацию усилитель + ЦАП + сетевой проигрыватель + фонокорректор. С другой, все-таки за 5 лет с его выпуска прогресс сильно ушел вперед. Появилось много достойных бюджетных решений, как в части усиления, так и стриминга.

Для примера свежий комбайн Wiim Amp напорядок функциональнее и удобнее в плане стриминга, выдает такую же мощность, играет чище, имеет мощный параметрик и нормальную настройку саба. При этом стоит всего 35 тыс. Усиление построено на TPA3255, который вполне адекватен по звуку.

Подвожу итоги

На начало 2024-го комбайн от Marantz явно устарел в свой стриминговой части. Это не проблема именно PM7000n, а общий косяк всех аппаратов на платформе HEOS. Отсутствует поддержка Roon, Tidal Connect, Chromecast и Qobuz. По аналоговой части в основном вопросы к мощности. Она очень скромная, лучше подбирать акустику полегче или использовать сабвуфер.

Впрочем, со звуком здесь все неплохо. Звучание субъективно приятное. Тут опыт и традиции Маранца сыграли свою роль. Ограничения родного приложения в стриминге можно обойти через DLNA и сторонние программы. На борту неплохой ЦАП и отличный MM-фонокорректор. Есть темброблок для базовой румкоррекции и/или тонкомпенсации. Можно подключить саб.

усилители, marantz, hifi

Previous post Next post
Up