Парма. Дворец Пилотта

Jan 09, 2021 08:46



В центре Пармы возвышается огромное бесформенное здание - дворец Пилотта. Строение мрачное, хаотичное и, пожалуй, немного уродливое. Почему же стоит его посетить? Это часть бывшего дворца герцогов Фарнезе - свидетель великой истории Пармы. Сейчас во дворце целых пять музеев! Давайте узнаем историю очередного Фарнезе, который жег в буквальном смысле, посмотрим на Корреджо (сколько можно?) и Пармиджанино, посетим уникальный театр, сделанный из г... и палок гипса и дерева.



Странное название дворца не имеет отношения ни к каким пилотам. Так его назвали в честь бакской игры в мяч пелота, в который гоняли тут испанские солдаты. Это что-то типа современного тенниса, только мяч ракеткой отбивают от стены. Но дворец был построен гораздо раньше испанских Бурбонов, ветвь которых стала править Пармой в 18-м веке.

Начало дворцу положил Оттавио Фарнезе (второй герцог Пармы) в 1583 году. До этого он возвел огромный дворец на другом берегу реки, я показывал его в рассказе о районе Ольтреторренто. Прямо напротив него начали строить продолжение дворца.

Буквально через три года Оттавио умер и его дело продолжил внук герцога Рануччо I (четвертый герцог Пармы из рода Фарнезе). В своих рассказах о первых герцогах Пармы я остановился на его отце Алессандро. Давайте продолжим знакомство с Факерами Фарнезе.

Отец Рануччо был гениальным полководцем. Его называли самым великим военачальником Италии после Цезаря. Алессандро Фарнезе разбил непобедимых ранее турок в грандиозной битве при Лепанто. Усмирил непокорных нидерландских "сепаратистов". Стал правой рукой короля Испании. Конечно, при такой славе ему было не до управления Пармой. Фактическим правителем стал его сын Рануччо.

Вообще, у Алессандро было три ребенка. Один отпрыск пошел в религию, он даже стал кардиналом. Про сестру Рануччо - Маргариту Фарнезе и ее несчастную судьбу я писал в прошлом рассказе. Пора рассказать о его сыне - четвертом герцоге Пармы Рануччо I.

Отец Рануччо I - доблестный Алессандро Фарнезе.



Мать Рануччо умерла, когда ему было всего 8 лет, отец был постоянно в разъездах, громя врагов по всей Европе. Тем не менее юный наследник, который рос без родителей, оказался вполне достойным продолжателем рода. С молодости он увлекался всякими юридическими делами, и как сейчас сказали бы, менеджментом.

За годы правления Рануччо I построил цитадель Пармы, закончил городскую стену, открыл огромный театр, развивал университет Пармы, написал Конституцию, многие законы которой действовали столетия после него. Присоединил к своему государству несколько земель.

Рануччо пытался вникать во все мелочи повседневной жизни своих поданных и улучшать ее. Например, он запретил выращивать рис, т.к. из-за этого распространялась малярия. Придумал специальный порядок утилизации мусора и вывел вонючие производства в специальные места. Упразднил всякие средневековые дикости. Покровительствовал театру и музыке.

Какой мудрый и достойный муж! Эээ. Ну, как сказать помягче. На самом деле нет. В историю он вошел, как злой и подозрительный параноик, чрезвычайно суеверный, безжалостный и деспотичный. Как и его прадед, да и дед, Рануччо отличался буйной сексуальностью. Епископов, правда, он не насиловал, но любовниц имел множество. Внебрачных детей у него было на целую роту.

В 30 лет герцог решил остепениться и женился на 11-летней (жесть!) девушке, правнучке одного из Римских Пап. Ну, какие тут дети, когда жена ребенок. Долгое время у пары не было наследника. Пришлось Рануччо объявить наследником одного из незаконнорожденных сыновей Оттавио.

Рануччо - что-то в нем есть отталкивающее.



Из-за своей суеверности и мании преследования он заподозрил неладное. Одну из фрейлин герцогини он обвинил в колдовстве. Якобы она околдовала пару, чтобы наслать бесплодие. Фрейлину и ее мать сожгли живьем на костре. Вот, а вы говорите Средневековье. Тут уже Ренессанс закончился, а ведьм жгли даже поболее. Это имело резонанс в Европе, таких высокопоставленных лиц редко сжигали, как простых ведьм.

Только спустя 12 лет после свадьбы у пары появился здоровый сын. Что же сделал параноик Рануччо с прошлым наследником-бастардом? Сгноил своего сына Оттавио в тюрьме, чтобы больше не мешался, вот такой был тип.

Но это еще цветочки. В историю Рануччо вошел за так называемый "Большой суд", когда было казнено 10 знатных граждан его герцогства. История и ее предпосылки очень интересные, но буду краток. Началось все с красивой девушки Барбары Сансеверино. Поэты посвящали стихи ее красоте. Барбара была любовницей того самого Винченцо "импотента" Гонзага, будущего мужа Маргариты Фарнезе. Дед Рануччо Оттавио тоже с ней переспал и в честь этого передал сыну Барбары из рода Санвитале город Колорно.

Шикарный дворец Фарнезе в Колорно.



Через пару десятков лет внук Оттавио положил глаз на Колорно. Он решил забрать его обратно у Санвитале. Фарнезе начал копать под юридические права семьи Санвитале на эти земли. Санвитале и Барбара понимали, что добром это не кончится и задумали заговор против Рануччо. Во время крещения долгожданного наследника Рануччо в церкви на него должны были совершить покушение.

И снова не обошлось без красотки. У Рануччо была любовница Агата, которая считалась невестой для юноши из рода Санвитале. И вот Агату находят зарезанной на паперти церкви. Кто убийца? Рануччо, приревновавший к Санвитале, или Санвитале приревновавший к герцогу? Или это такая подстава Рануччо? Или наоборот, Рануччо хочет подставить Санвитале?

Началось следствие, схватили внука Барбары Альфонсо Санвитале. До этого он еще убил свою жену. Вообще-то пустяк по тем временам. Жена ему изменила, так что имел право, ведь жена - это собственность мужа. Но Рануччо решил иначе. Якобы Альфонсо не застал жену с любовником, и убил только жену, а должен был прикончить обоих (вот это законы были!). Так что это не убийство чести.

Барбара Сансеверино - сердце заговора.



Альфонсо стали раскручивать и на убийство жены, и Агаты. Но Санвитале держался стойко. Зато под пытками дал слабину его слуга. Он показал, что Альфонсо не только занимался фемицидом, но еще и самого Рануччо собирался убить. Да, не один, а тут целый заговор феодалов против законной власти. Какая удача для следствия и Фарнезе! На убитых женщин махнули рукой и дело приняло другой оборот.

Было схвачено 10 заговорщиков, включая Барбару. 60-летнюю бывшую красавицу подвергли жестоким пыткам. В итоге вся компания во всем призналась. Суд постановил четвертовать и повесить всех заговорщиков. Правда, Рануччо милостиво разрешил больше не мучать преступников перед смертью, а всего лишь публично повесить.

Выше это была версия Фарнезе. Но что-то "Большой суд" не убедил остальную Италию. Зная нрав Рануччо, все решили, что он просто решил прибрать к рукам новые земли и богатства, а убийство Агаты и "заговор" замутил сам. От Рануччо отвернулись все знатные семьи, жестокость и неправедность следствия поразило всю Италию. Долгое время Фарнезе не могли на фоне такого бойкота найти невесту для своего наследника.

Вот так, строишь театры и заводы по переработке мусора, а в историю входишь, как деспот-параноик из-за одного эпизода. На самом деле у историков нет единого мнения. Вполне возможно, что заговор реально существовал, многие местные феодалы ненавидели Рануччо и вообще "понаехавших" Фарнезе, к которым Парма относительно недавно перешла во владение. Напомню, что прадеда Рануччо убили заговорщики.

Но пора вернуться к главному творению Рануччо I - дворцу Пилотта. Да-да, Рануччо сам участвовал в проектировании здания. Говорю же, это был талантливый тип. Здесь должны был размещаться суд, архив, монетный двор и прочие государственные учреждения. Стройка была грандиозной, но так и не завершилась полностью. Видимо, поэтому дворец сейчас имеет несколько хаотичный внешний вид.



Выглядит дворец Пилотта крайне брутально.











А это вид на дворец Пилотта с другого берега реки. Когда-то этом мост был крытым и недоступным простым горожанам. По нему Фарнезе переходили реку, чтобы попасть из Пилотта в свой Герцогский дворец.



Понять устройство дворца можно только по фото с воздуха. Тут несколько корпусов и дворов.



Но пора посетить дворец Пилотта. Сейчас внутри располагаются целых пять (!) музеев Пармы:
Национальный археологический музей
Театр Фарнезе
Национальная галерея
Палатинская библиотека
Музей Бодони

На Археологический музей и Бодони я забил. А вот остальные обошел и сейчас покажу.



Внутри Пилотта гораздо приятнее, чем снаружи. Первым делом посетитель видит Императорскую лестницу. Ее прообраз Рануччо подсмотрел в Мадриде во дворце Эскориал.





Но главный шедевр времен Рануччо - это театр Фарнезе. Такого точно вы больше нигде не увидите. Огромный театр начала 17-го века... из дерева! Уникальная достопримечательность. На самом деле есть похожие театры Олимпико в Виченце и Антика в Саббьонете, архитектор пармского брал их за образцы. Но в Парме театр более масштабный.

Театр строили в авральном режиме. Напомню, что от Фарнезе после "Большого суда" отвернулась вся Италия. Рануччо никак не мог найти невесту для своего сына Одоардо. Наконец, на брак согласилась Флоренция, ура. Чтобы поразить своего будущего свекра Козимо II Медичи, Рануччо и стал строить этот театр. Правда, Козимо заболел и так и не доехал до Пармы.

Сроки были по тем временам фантастические, надо было построить театр за два года. Что же делать? А давайте построим его из дерева. Вместо мраморных статуй будет гипс, набитый соломой. Вместо лепнины намалюем картины-обманки на картоне. И план удался. Несмотря на такой убогий выбор материала, театр Фарнезе вышел очень живописным.

Зрительный зал вмещал в себя почти 5 тыс. зрителей. Такого большого придворного театра больше не было ни у кого в Италии. Более того это был вообще первый театр, где применили техническое новшество - передвижную сцену. Под сценой были размещены хитроумные механизмы, которые ее вращали и позволяли быстро менять декорации.



По бокам от сцены Рануччо распорядился изобразить своих отца и деда: Алессандро и Оттавио Фарнезе.



Увы, не сохранился расписной потолок театра. Там когда-то был изображен Зевс и другие боги на фоне голубого неба, наверно было очень эффектно. Также не дошли до нас грандиозные люстры.



Зато уцелели росписи в арках. Стиль такой переходный от Ренессанса к барокко. Во всей Европе сохранилось только два театра в подобном стиле (см. выше).



Из-за болезни и смерти герцога Тосканы, грандиозное открытие театра состоялось только спустя 10 лет после начала постройки в 1628 году. Медичи таки согласились на брак, и свадьбу Одоардо Фарнезе и Маргариты Медичи отметили первым спектаклем "Меркурий и Марс". Часть сцены была затоплена и там плавали настоящие корабли!

Несмотря на пышное открытие театр Фарнезе в дальнейшем практически не использовался (всего 8 спектаклей за 100 лет). Ко времени открытия покровитель и фанат театра Рануччо уже умер. А наследники забили на театральное искусство. К тому же из-за масштабов и технической сложности театра каждая постановка вылетала в копеечку.

Последний спектакль тут дали спустя сто лет после открытия. После чего театр стал приходить в запустение. Английские путешественники 19-го века жаловались на вонь гниющего дерева и полчища крыс внутри театра. Добили уникальный театр бомбардировки союзников во время войны. Да-да, сейчас вы видите восстановленный новодел.



Тем не менее восстановленный полвека назад театр Фарнезе все равно впечатляет. К счастью сохранились подробные рисунки театра, так что можно считать, что он похож на оригинал, который помнил нашего герцога Рануччо.



Хотя бы оцените масштабы. По традиции воспользуюсь для этого фото со своей женой.





Деревянный театр - ужас любого пожарного.



Алессандро Фарнезе - отец Рануччо.



Так видели сцену зрители 400 лет назад.



Похоже, какая-то старинная система вентиляции зрительного зала.



Я остался в диком восторге от театра даже со скидкой на его новодельность. Круто и атмосферно!



Могу наврать, но по-моему единственная полностью оригинальная уцелевшая деталь театра - это портал главного входа. На нем и закончим осмотр театра Фарнезе.



Переходим к следующему музею во дворце Пилотта - Национальной галерее. За почти два века господства в Парме Фарнезе собрали внушительную коллекцию предметов искусства. Но после Рануччо I пассионарность Фарнезе пошла на спад. Жена Рануччо Маргерита принесла в род ген полноты. Все потомки Рануччо, судя по портретам, такие добрые толстячки. Предпоследний Фарнезе (застенчивый заика) так вообще умер от ожирения. А его брат Антонио - последний Фарнезе не оставил потомства и также довольно рано умер.

Парма переходит к дальным родственникам Фарнезе - испанским Бурбонам. Правнучка Рануччо Елизавета стала королевой Испании, так что ее сыну Карлу отдали Парму.  Отдали это условно, там была длинная история полная интриг и конфликтов, но что-то на Бурбонов у меня сил уже нет. Вскоре Карлу свезло во второй раз. Он становится еще и королем Двух Сицилий. Парму он отдает своему младшему брату Филиппу.

Так вот этот Карл из Бурбонов при переезде в Неаполь в 1734 г. ободрал Парму, как липку. Он собрал все сокровища и предметы искусства, даже мебель прихватил, и отвез все это в свою новую резиденцию. Когда его младший брат Филипп приехал править в Парму, он буквально офигел от пустых дворцов. Филипп стал собирать обратно картины буквально по крупицам. Кое-что таки удалось вернуть из Неаполя в Парму. Затем Парму еще подчистил Наполеон и тоже не все удалось вернуть.

Но все-таки в Парме много чего осталось, на основе собрания Фарнезе и Бурбонов и родилась после войны Национальная галерея Пармы. Итак, после театра Фарнезе мы отправились в Галерею.

В первую очередь меня интересовали гении из Пармы: Корреджо и Пармиджанино. Увы, главный шедевр Корреджо находится в Дрездене, а Пармиджанино во Флоренции. Что-же из их картин есть в Парме?

Начну с "Мученичества четырех святых". Сюжет крайне редкий. Традиции его изображения на момент создания полотна Корреджо не было. Так что художник мог разгуляться в своей манере. Не обошлось и без фирменной игры с пространством. Картина висела на боковой стене капеллы в церкви Сан-Джованни в Парме. Поэтому Корреджо специально расположил персонажей чуть по диагонали. Сейчас этот эффект теряется, т.к. полотно висит прямо перед зрителем.

Что тут изображено? Главный здесь св. Плакида - так звали заказчика картины, так что Корреджо пришлось выкручиваться с этим редким сюжетом. Св. Плакида жил в 6-м веке, он был учеником св. Бенедикта. Однажды к нему в гости в монастырь на Сицилии приехали сестра Флавия и два брата. Но не свезло, в этот день на монастырь напали пираты. Которые были то ли вандалы-ариане, то ли мусульмане (в 6-м веке на Сицилии, хмм). В любом случае они ненавидели православных и убили все монахов, а также сестру и братьев Плакиды.

Стоп, мучеников четыре, а на картине только два? Так два уже убито пиратами, они лежат без голов на заднем плане. Тут прямо Корреджо. Какие цвета, да? У святых приторно-сладкие выражения лиц. Позы динамичны, как в барокко, до которого еще было сто лет.



Вторая картина Корреджо "Мадонна с чашей". Дева Мария набирает воду в чашу, чтобы напоить младенца Иисуса.

Святое Семейство бежало в Египет. По дороге их настигла жара и жажда. Тогда Младенец Иисус, который был на руках Своей Матери, сказал пальме: дерево, наклони свои ветви и напитай Мою Мать твоими плодами. Тотчас же, по слову Его, пальма склонила вершину свою к ногам Марии, и, собрав плоды, которые были на ней, все ими насытились. И пальма оставалась склоненной, ожидая для того, чтобы подняться, приказания Того, по Чьему слову она наклонилась. Тогда сказал ей Иисус:  пусть из-под корней твоих истечет источник, который скрыт под землею, и пусть даст нам воду утолить жажду нашу.

Эй, блогер, что это у тебя за Библия такая странная? Это не у меня, это Корреджо использовал сюжет из апокрифа псевдо-Матфея. Тут совсем поздний Корреджо. Все персонажи еще более красивые до приторности. Снова шикарные цвета и смелая композиция. Сверху отсылка к росписи Дуомо в Парме - облачка и ангелы точно такие же.



Приза за самого странного Корреджо достается картине "Юноша, спасающийся от плена Христа". Увы, всего лишь копия. Но картина была так популярна, что с нее наделали кучу реплик, они и дошли до нас. Сюжет взят из Евангелия от Марка "за Иисусом шел мальчик, прикрытый только простыней. Стражи пытались схватить его, но он уронил простыню и убежал голым".

Кто же был этот голый мальчик? А никто точно не знает. Есть самые разные версии. Корреджо, судя по красному цвету простыни, считал, что это св. Иоанн - любимый ученик. Его позорное бегство голышом при аресте Иисуса и запечатлел художник.



Давайте также покажу и раннего Корреджо (правда, тоже копия). Согласны, что отличается от позднего? Но уже тут видна тема Корреджо - кропотливое внимание к деталям. Особенно это заметно на изображении металла: баночка с мазью у Магдалины и поднос с глазами св. Луции. Прям очень хорошо передана металлическая поверхность. Также художник явно заморочился на изображении волос всех персонажей. Это считалось особым шиком. Очень хорош мягкий пейзаж.



Теперь для контраста поздний Корреджо, возможно, самая лучшая картина художника в Национальной галерее Пармы. Св. Иероним представляет свой перевод Библии на латынь самому Христу. "Пожалуй, самая красивая картина, когда-либо вышедшая из рук человека". Так писали о ней в 17-м веке.

Дева собирается покрыть или протереть Младенца. Иисус явно заинтригован новой Вульгатой, которую показывает ему ангел. Святой Иероним погружен в задумчивость. Пленительный ангелок морщит нос, нюхая кувшин с мазью Магдалины. Связь жестов и взглядов подчеркивает тесную связь между фигурами. Один лев тут ничего не делает, а просто глазеет на зрителя.

Конечно, самая крутая на картине Магдалина. Эль Греко воскликнул, увидев Магдалину Корреджо: "уника фигура делла питтура!" Что-то типа, это единственный персонаж во всей мировой живописи. Был в восторге и Вазари. Он ценил краски и общее радостное настроение. "Взглянув на улыбку ангела, любой нытик сразу станет оптимистом," - так он выразился об этом полотне.



Уфф, я снова увлекся. Буду плавно сворачивать рассказ. Есть тут еще Кореджо, в том числе его фрески, перенесенные из церквей. Но давайте остановимся на этом и перейдем к Пармиджанино. Даже если вы ничего не слышали об этом художнике, то мимо его картины "Турецкая невольница" вы вряд ли пройдете. Просто магнетическое произведение, не хуже Моны Лизы Леонардо. Именно это полотно стало символом Национальной галереи.

Название картины условно. Так ее окрестили за восточный тюрбан на голове девушки. Скорее всего это какая-то знатная дама того времени. Версий на эту тему много. Портрет является одним из самых выразительных, а также наиболее известных произведений художника.

Озорная чувственность сюжета усиливается взглядом, устремленным на наблюдателя, неоднозначной улыбкой соблазнительницы и композиционным мастерством криволинейных ритмов, обрамляющих фигуру. Слегка наклонное положение создает ощущение трехмерности. Есть и фирменные фишки Пармиджанино: очень длинные пальцы и шея.



С Пармиджанино в Национальной галерее все скромно. Есть еще два произведения, но пропущу, т.к. о Пармиджанино я еще расскажу. Так что идем дальше.

Вообще, коллекция вполне достойная. Тут есть Леонардо (!), Боттичелли, Ван Дейк, Эль Греко и другие известные художники. Но вы помните мои принципы. Выбрать несколько картин для тщательного осмотра, а остальное смотреть мимоходом. Я выбрал Корреджо и Пармиджанино. Так что на Боттичелли я забил, но почему-то надолго завис перед житием св. Петра Веронского, столько тут деталей.



А с Леонардо вышел настоящий позор. Мы с женой довольно долго ходили по длинному темному залу галереи. В центре сидели бабушки смотрительницы и о чем-то болтали. Когда мы собирались переходить в другой зал, одна бабушка тормознула нас, буквально схватила меня за руку и куда-то потащила.

Оказывается картину Леонардо да Винчи "Голова девушки" засунули в самый дальний и темный угол. И бабушки увидели, что мы ее пропустили. Так бы мы и ушли из галереи, не увидев самой дорогой местной картины. Пришлось им отвести нашу парочку силой прямо к Леонардо.



Я выше уже покаялся, что успел рассказать только о первых Фарнезе, забив на следующих правителей Пармы из Бурбонов и Габсбургов. А там есть не менее интересные истории и персонажи. Например, более 30 лет Пармой правила... бывшая жена Наполеона из рода Габсбургов. Мария-Луиза Австрийская стала самой любимой правительницей маленького герцогства. Но читайте Мортона.

В Национальной галерее Пармы есть ее статуя работы Канова. Если ее мужа Канова изобразил Марсом (см. статуя Наполеона в Пинакотеке Брера), то императрицу он изваял в образе Конкордии. Это римская богиня согласия и покровительница супружеского мира.

Наполеон так и не увидел этой работы. Он приказал Канова прислать статую в Париж авансом, до оплаты работы. Канова страшно оскорбился и оставил статую у себя в Риме. Только уже после изгнания императора, он передал работу Марии-Луизе в Парму.



Переходим к третьему музею дворца Пилотта - Палатинской библиотеке. Библиотека была основана герцогом Филиппом в 1761 году, Его старший брат утащил к себе в Неаполь не только картины, но и ценные книги, собранные Фарнезе. Пришлось Филиппу заново формировать собрание после погрома Карла.



Музеем это я называл не совсем верно, библиотека вполне действующая. Тут было полно читающих студентов, так что я снимал крайне мало, чтобы не отвлекать их.



Немного пофоткал только в зале Данте. Он украшен фресками на тему Божественной комедии.



Миленько, что еще скажешь.



И вот в ладье навстречу нам плывет
Старик, поросший древней сединою,
Крича: "О, горе вам, проклятый род!"

Как вам такой адский перевозчик Харон?


Очевидно, сам Данте.



Палатинская библиотека впечатлила, как минимум тут шикарные интерьеры. Рекомендую зайти.

Осталось за кадром два музея дворца Пилотта: Бодони и Археологический. Бодони - слишком специфичен, посвящен типографии, решил забить. Археологический что-то тоже меня не привлек, смотреть на монетки и вазы я не любитель. Так что на этом мой обзор дворца Пилотта закончен.

И в целом я завершил подробные рассказы о достопримечательностях Пармы, осталось только пара прогулочных заметок по центру города. Продолжу их в следующем рассказе.



Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com

Эмилия-Романья, Парма, Италия

Previous post Next post
Up