ЦИТАТНИК X (литературно-исторический)

Apr 05, 2013 13:41

Часть #1. Колдуны и церковь.

Часть #2. Колдуны и государство.

Масштабные репрессии среди населения любого государства не могут проводиться без непосредственного участия государственных структур, поэтому на Руси, в качестве инициаторов казней колдунов и ведьм, частенько упоминается «кровавый» царский режим.



Кириллов С.А. «Степан Разин»

Разумеется, светские власти, чернокнижников казнили охотно, хоть и не так часто как власти духовные, но политики целенаправленного уничтожения колдунов Русское правительство никогда не проводило. Дела с «мистическим» уклоном рассматривались по заявлению пострадавшей стороны на общих основаниях, и наказание назначалось за конкретные уголовные преступления (с применением нетрадиционных методов).



Иногда обвинениями в колдовстве власти злоупотребляли для преследования по политическим или личным мотивам. Такие статьи, под которые можно подвести практически любого неудобного человека существовали в законодательстве России во все времена.

Вот, например, наиболее известные обвинительные приговоры:

г.Астрахань, 1591г. - наведение порчи на Крымского нурэддина Мурат-Гирея (история со смертью принца спорная, но несколько колдунов государь Михаил Фёдорович на всякий случай сжёг);

г.Шацк, 1647г. - с помощью заклинаний и «нити мёртвого человека с приговором» уморены до смерти несколько крестьян (государь Алексей Михайлович вежливо порекомендовал местному воеводе «сжечь жёнку Агафью и мужика Терешку Ивлева»);

Украина, 1666г. - запорожский гетман И.М.Брюховецкий велел сжечь шесть ведьм, напустивших  чахотку на него и его супругу (от чахотки гетман оправился, но был убит спустя два года казаками);

г.Темников,1671г. - сожжена беглая монахиня Алёна Арзамазская обвиняемая, помимо всего прочего, в обучению ведовству (хотя для её казни вполне хватало участия в восстании С.Разина и командование двухтысячным отрядом повстанцев). По схожему обвинению в Астрахани был казнён ещё один бунтовщик - Кормушка Семёнов;

с.Сокольское, 1676г. - царским указом повелено сжечь пушкаря Панко Ломоносова и его жену Аноску, колдовавших с помощью кореньев (сожгли в деревянном срубе вместе с их травами и корешками);

г.Москва, 1682г. - сожжена Марфушка Яковлева, уличенная в наведении порчи на царя Федора Алексеевича (он умер в 20-летнем возрасте после тяжёлой болезни).



Горбылев А.Д. «Казнь Алены на Базарной площади»

Как видно из этих показательных случаев аутодафе, кроме реальных дел, обвинения в колдовстве часто использовались для трудно доказуемых преступлений, когда надо было найти «козла отпущения», либо в качестве дополнительного отягощающего обстоятельства.

Я не рассматриваю многочисленные и широко известные случаи, когда власти действовали под давлением и угоду церкви для расправы над духовной оппозицией. Всё-таки к чернокнижникам эти сугубо политические репрессии не имеют никакого отношения.

Получается, что, как и в случае с церковными властями, светские власти довольно снисходительно относились к практикующим колдунам. При этом нельзя утверждать, что государство отрицало или игнорировало их существование. Соответствующие указы издавались регулярно и человек обвинённый в колдовстве неизменно отправлялся на костёр, однако обычная для России ситуация когда строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения, охраняло поголовье отечественных знахарей от массовых государственных репрессий.

Со временем власти окончательно потеряли интерес к преступлениям с мистической подоплёкой и даже начали сдерживать особо ретивых священнослужителей и чиновников.

«…Спустя еще целое столетие (в 1730 г.) сенат счел нужным напомнить указом, что за волшебство закон определяет сожжение, а через сорок лет после того (1779 г.) епископ Устюжский доносит о появлении колдунов и волшебников из крестьян мужского и женского пола, которые не только отвращают других от правоверия, но и многих заражают разными болезнями посредством червей.

Колдунов отправили в сенат, как повинившихся в том, что отреклись от веры и имели свидание с чертом, который приносил им червей. Тот же сенат, узнавши из расспросов колдунов, что их не раз нещадно били и этими побоями принудили виниться в том, в чем они вовсе не виноваты, распорядился воеводу с товарищем отрешить от должности, мнимых чародеев освободить и отпустить, а архиереям и прочим духовным особам запретить вступать в следственные дела о чародействах и волшебствах, ибо эти дела считаются подлежащими гражданскому суду...»

После передачи дел в гражданское судопроизводство и запрета священнослужителям оказывать на него давление, количество колдовских процессов в России стремительно сократилось, а случаи наказания колдунов и ведьм в XVIII веке в документах уже не встречаются. В это время и в Европе «охота на ведьм» начала стихать. Последняя ведьма (Анна Гёльди) была отправленная на костёр Швейцарским властями в 1782 году.



Максимов С.В., колдуны, охота на ведьм, цитата

Previous post Next post
Up