Безумная идея сходить в Абинский музей возникла у меня после посещения прошлым летом Шапсугской аномальной зоны. Тогда я обратил внимание, что относительную сохранность древних руин обеспечивает исключительно их неподъёмность, а все что можно вынести из леса на руках - вынесено давно и далеко.
Посмотрев на ископаемую «недвижимость» я заинтересовался, как выглядят менее монументальные экспонаты из этой местности. Понятно, что наиболее ценные находки в лучшем случае увезли в краевой музей, а в худшем - нелегально растащили по частным коллекциям, но шанс увидеть, что скрывают местные могильники всё же оставался.
Перерыв весь интернет я не нашёл ни сайта музея, ни фотоотчётов посетителей этого светоча культуры, так что, для устранения сего пробела и удовлетворения собственного любопытства, пришлось топать туда своими ножками.
Музей находится в центре, по соседству с вновь открывшимся кинотеатром и состоит из четырёх небольших выставочных залов посвящённых различным историческим периодам. Многие предметы экспозиции подарены музею местными жителями, о чём честно написано на каждой табличке.
Женщина, встретившая нас у входа, выдала билеты, упомянула, что готова ответить на любой наш вопрос и тактично удалилась в свою каморку
Первый (он же последний зал) выделен под галерею картин местных художников, изображающих преимущественно местные же пейзажи. Фотографирование картин всегда казалось мне плагиатом, граничащим с идиотизмом, поэтому желающим увидеть выставленные шедевры - предлагаю сделать это лично
Следующий зал посвящён древней истории в очень широком смысле этого слова.
Рядом с бивнями мамонта, привезёнными из Сибири, лежали неизвестно где найденные булыжники минералы необычной формы.
Между греческой амфорой и окаменелостью древней ящерицы уютно пристроилось чучело абсолютно современного енота
Вообще, в экспозицию затесалось неприлично большое количество местной живности Некоторые бедолаги прикручены к стенам, но основное скопление покойного зверья находится прямо в центре зала за стеклянной витриной, откуда они безумными глазами пялятся на посетителей.
Любители экстрима могут потрогать жутко облезшее чучело змеи, уютно скрученное у входа. Рядом с ней лежит большой комок рыхлой серой массы с табличкой «осинник». Поломав немного голову, я решил задать смотрительнице глупый вопрос:
- Что это?
Её ответ своей очевидностью просто смешал меня с грязью: - «Осинник» это осиное гнездо. Его к нам недавно принёс местный житель.
Какой я идиот. Это же так логично - осиное гнездо в музее рядом с коллекцией зубов доисторической акулы.
Вот ещё один интересный экспонат. Тут я процитирую табличку дословно: «Окаменелость. Голова рептилии (черепаха, динозавр, дракон?) ...»
Всю эту разносортную выставочную мешанину я старательно пытался сфотографировать оптом и в розницу. На частые щелчки камеры из своего закутка прибежала встревоженная смотрительница музея. Очень смущаясь, она, тем не менее, попыталось прекратить безобразие: - Вы знаете, мы конечно не запрещаем у нас фотогравировать, понимаем, что это на память, но когда снимают слишком много - начинаем беспокоиться за сохранность экспонатов.
После этой бредовой фразы у меня в голове заиграла музыка из фильма «Миссия невыполнима» и я представил, как ночью прокрадываюсь в музей по вентиляционной шахте, свешиваюсь на тросе с потолка, красиво растопырив свои кривые ножки в обтягивающих чёрных трико и, ловко обманув сложнейшую охранную сигнализацию, похищаю ценный жертвенный камень II века д.н.э. весом 200 кг который и фотографировал в тот момент.
Конечно у меня не было чёрного трико, а в музее наверняка нет вентиляционной шахты и сложной сигнализации, как нет и ценных экспонатов за которые частные коллекционеры готовы выложить миллионы долларов, но чтобы нас отсюда не выперли, снимать пришлось пореже
Хозяйку музея моя покладистость не убедила и до конца экскурсии она старалась не отходить от меня ни на шаг, следя, чтобы я не умыкнул какую-нибудь окаменелую улитку.
К сожалению никакой полезной информации, по выставленным в этом зале предметам, от нашего экскурсовода получить не удалось. Она или ничего не знала о своих экспонатах, или боялась невольно повысить их ценность в моих глазах, но все пояснения не отличались какой-либо конкретикой. В связи с этим невозможно было достоверно выяснить, что из собранных здесь предметов найдено на территории Абинского района.
Например, непонятно где откопали этот камень с насечками и довольного бородатого мужика?
Откуда привезли массивную кухонную технику каменного века: жернова и ступку?
Что из кучи ржавого железа и битой керамики найдено в «Долине тысячи курганов», а что в запасниках краевого музея?
Такого исторического хлама разной степени сохранности здесь набралось немало, что позволило собрать стенд размером на всю стену и развесить экспонаты по эпохам, начиная с каменного века.
Как ни парадоксально, но более древние изделия каменного века выглядят гораздо лучше предметов средневековья. Посмотрите как любовно выточены и отшлифованы каменные топоры, как замечательно они сохранились. Сложно представить, что несколько тысяч лет назад ими регулярно стучали кому то по голове.
В этом месте экскурсовод потеряла бдительность и обратила наше внимание на высокое качество более древних керамических изделий. Оказывается, в какой-то особо беспокойный период истории была забыта технология гончарного круга и пока его вновь не изобрели, несчастное население было вынуждено пользоваться кривобокой и уродливой посудой.
А это древнее рыболовное грузило произвело на меня неизгладимое впечатление. В каких снастях использовался этот десятикилограммовый булыжник, я даже представить не могу. Наиболее реальный способ рыбалки с ним - это привязать к верёвке и с размаху долбануть рыбе по башке.
Немногочисленные предметы, найденные в Абинском районе, мне всё же удалось увидеть.
Пробка от дольмена немного напоминает пробку от шампанского, только каменная и весит килограмм пятьдесят. С какого дольмена её умыкнули, выпытать у смотрительницы не удалось. Или
станица Шапсугская или посёлок Новый, или
станица Эриванская а может и вообще не с нашего района.
В продолжение экспозиции, над пробкой повесили дореволюционную фотографию основателя
Кубанского исторического музея Е.Д.Фелицина на фоне
Большого Шапсугского дольмена
Надгробие с грубо высеченным «мальтийским» крестом привезено с Шапсугских могильников. Остаётся загадкой, почему эти горы несколько сотен лет так настойчиво использовались местными адыгами (шапсугами) для захоронений. Со времён раннего средневековья здесь осталось более тысячи древних захоронений. Среди них встречаются и христианские могилы. Учёные считают это свидетельством
широкого распространения христианства среди местных племён.
Вторая стела из Шапсуги не имеет явных христианских признаков, однако на ней высечены хорошо читаемые надписи на греческом (предположительно) языке. К сожалению, лингвиста в местном музее не нашлось и текст пока не расшифрован. Были попытки перевести надписи специалистами краевого музея, но чем они завершились - неизвестно.
На этом местные экспонаты закончились. Ещё одну стелу с высеченным крестом видели в лесу туристы и несколько подобных артефактов были везены в краевой музей.
Возможно мне удастся съездить в эти места и закончить обзор исторических находок Шапсугской аномальной зоны, а пока осмотр осколков древних цивилизаций можно было заканчивать и переходить в следующий зал.
P.S.: Целью моего визита в музей был осмотр предметов, найденных на территории Абинского района, и частично я её выполнил. А чтобы не запутаться в экспонатах и эпохах, окончание отчёта я, пожалуй, перенесу на следующую публикацию.