Этот снимок 1919 года с изображёнными на нём еврейскими казаками практически единственное документальное свидетельство существования столь экзотического воинского подразделения Красной армии.
Разумеется, такой интересный факт из нашей истории не смог остаться незамеченным, и послужил источником вдохновения для юмористического народного творчества.
Наиболее талантливый стёб, по моему мнению, удался ансамблю «Слобода». В 2009 году на передаче «В нашу гавань заходили корабли» они исполнили песню «Еврейское казачество восстало». Затем тему подхватили в интернете. Получилось довольно смешно.
Click to view
P.S.: Прослушивание песни и чтение дальнейшего текста категорически не рекомендуется людям с атрофированным чувством юмора и индивидуумам имеющим болезную реакцию на любой упоминание «еврейского вопроса».
Вперёд, друзья! Вперёд - пора настала!
Канун исхода празднует народ.
Еврейское казачество восстало -
В Биробиджане был переворот.
Как мы видим автор, в первой же строке описывает огромное возбуждение, охватившее простой народ и еврейских казаков. «Вперёд, друзья, вперёд» прочь из векового рабства, разрушим цепи, сковывающие нас и после падения царской власти. Канун исхода, упомянутый во второй строке не что иное, как начало выселения евреев из Европы. Эта кровавая страница истории затмила собой даже библейские страдания. Но хватит! Еврейский народ устал от порабощения. Казачество восстало, в Биробиджане переворот. Белое правительство свергнуто, и Еврейский Революционный Комитет в радиообращении к Красной Армии призывает своих революционных товарищей прийти на помощь восставшим.
В казачий круг сошлись мы втихомолку,
Блюдя законы всех великих смут.
Как мы видим, восстание сопровождалось серьёзной подготовкой и истинно народной демократией.
Никто не шёл на должность атамана -
Ведь атаман поскачет первым в бой!
Потом избрали Лёву Пейзермана,
Он взял за это денег Б-же ж мой!
Но ничто не бывает идеально. Во имя исторической справедливости нужно остановиться и на причинах поражения еврейского казачества. Первая и главная в издевательской форме изложена в данном куплете. После восстания и ликвидации казацкой верхушки, запятнавшей себя сотрудничество с белыми, началась грызня за власть. «Никто не шёл на должность атамана» - пожалуй, более ироничного описания ситуации и придумать сложно. В то время, когда на подавление восстания спешно выдвинулись каппелевские и унгерновские каратели, казаки не могла выбрать главу из десятка претендентов. В конечном итоге атаманом стал печально известный Лев Пейзерман. Запомнился он не своими боевыми подвигами, а повальным воровством. «Он взял за это денег Б-же ж мой!» Именно так. Только деньги и интересовали этого человека.
А есаулом выбрали мы Каца
За твердость духа и огромный нос.
Здесь же неизвестный автор рассказывает про другого командира восставшего еврейского казачества. Многие уже догадались, что речь идёт о будущем Маршале Советского Союза Самуиле Моисеевиче Каце. Уже тогда двадцатилетний Кац прославился своим железным характером и огромным носом. Впоследствии последняя черта стала объектом множества карикатур, как дружелюбных, так и враждебных.
Вот грянул бой - а что мы можем сделать?!
Кругом враги - а вдруг они сильней?!
И вот, наконец, бой. Беляки бросили против евреев все свои свободные силы и даже сняли фронта несколько дивизий. Это в результате серьёзно облегчило задачу Красной Армии, но погубило еврейское казачество.
Наш атаман догнал нас на кобыле:
«Я умоляю в бой вернуться вас!»,
А кони были в перхоти и в мыле,
И казаки не слухали приказ.
А это уже переломный момент в битве за Бирбиджан. Пейзерман пытается уговорить казаков вернуться в бой, но его авторитет уже не значит ничего. И тут вперёд выходит молодой Кац:
Тут вышел Кац: «Шалом, браты казаки!
Кто в бой пойдёть - представлю к орденам!
А тот, кто откупился от атаки,
Тот подвозить снаряды будет нам!»
Непререкаемый авторитет, который Самуил Моисеевич успел получить среди казаков, на какое-то время сделал своё дело, и Кацу удалось превратить беспорядочное отступление в организованный отход. Надо дать ещё одно пояснение - «откупившимися от атаки» называли легкораненых.
На нас врагов надвинулась лавина:
Ряды штыков, огня свинцовый шквал!
А вот и конец героической обороны Биробиджана. Беляки задавили еврейских казаков массой, закидали трупами и в конце концов взяли город.
Но враг силён - и были мы разбиты,
Едва успевши распродать обоз.
Здесь автор в очередной раз упоминает свою самую большую боль - воровство в тыловых частях было неописуемо, и даже во время последнего наступления в центре Биробиджана вполне открыто действовал черный рынок, где продавали и покупали военное имущество.
Мы записались все в антисемиты -
Так был решён еврейский наш вопрос.
И поминальный звон. Антисемитами называли популярный способ казни, придуманный белыми палачами. По аналогии с «антиподами», пойманных евреев связывали по рукам и ногам и подвешивали вниз головой и оставляли на улицах Биробиджана. Еврейский «вопрос» был «решён» тщательно. Когда Красная Армия освободила Биробиджан из 200 тысяч человек там оставалась в лучшем случае пятая часть жителей. И тысячи трупов, подвешенных вверх ногами. Хотя не все умерли. Среди выживших был и Кац. Его подвесили на главной площади всего за день до прихода Красной Армии. После реабилитации Самуил Моисеевич получил Орден Красной Звезды и записался в Красную Армию. Но это уже совсем другая история.
Источник