На самом деле последнее слово изменено путем замещения первого слога «-от» на «-за» - чтобы звучало как-то более политкорректно, что ли. Хотя все равно наверное меня обвинят в каком-нибудь национализме, снобизме - уже знаем, плавали. Тем не менее, хочу заявить, что я не просто уважительно отношусь к малым народностям, я обожаю многое в их культуре, с удовольствием читаю их историю, слушаю их этническую музыку, и - пусть это и очень субъективно и не очень важно в рамках данных моих измышлений - считаю их внешность самой красивой среди людей! Да, не популярный корейский тип лица, который сейчас так любит молодежь, а именно - якутский, бурятский, кыргизский, индейский! Так что я совсем не считаю себя снобом или нацистом. И то слово, кторое я нашла для обозначения своего наблюдения у меня именно в том значении, на которое я и заменила его. Хотя как знать! Замороженность в резко негативном проявлении может стать и отмороженностью в том значении, в каком принято употреблять это слово в обществе.
И так, вчерашний сюжет из «Пусть говорят»: 4-хлетняя якутка Карина потерялась в тайге вместе со своей собакой - милым, пушистым (и судя по всему, еще и очень умным!) щенком Кырачаан, напоминающим что-то среднее между северной собакой и восточно-европейской овчаркой.
На 9-й день щенок нашелся! Но семья потеряла его снова. И видимо, не искала... Вообще честно скажу: не склонна осуждать огульно, конечно, но моя оценка произошедшему негативная: замороженность всей семьи дала вот такой результат. Сначала просмотрели ребенка, не обратили внимания на то, что его нет, потом просмотрели собаку. «Кто-то украл» - нерадивые хозяева любят так говорить. А на самом деле виной всему самовыгул. Для деревенских это норма! И от этой нормы пропадают животные. И дети тоже часто бывают «на самовыгуле». «Я объяснила ей, что бычок может забодать - она не могла никуда уйти, боялась!» - уверенно говорит прабабушка. То есть 4-летнему ребенку достаточно объяснить, что убегать от дома опасно, и можно спокойно оставить его во дворе одного. Удивляюсь, как не последовала тогда у прабабушки реплика «Наверное, девочку украли!».
И все же, наверное читатели меня попросяит объяснить, что же такое «замороженность», что я имею ввиду. Перечислю: страх смотреть в глаза, в камеру, отсутствие эмоциональной вовлеченности в происходящее, отрешенность, какая-то полная эмоциональная бедность, отсутствие ценности людей, животных, даже своих детей (по крайней мере, внешне создается такое впечатление), отсутствие эмпатии (опять же - возможно, только к мало знакомым людям и при мало знакомсых людях?), эмоциональная тупость...
Для примера не из северных людей (и не из деревни вообще!): мой дядя по отцу был замороженным (и уже наверное отмороженным). Он мог бросить котенка в подвал ловить крыс. Крысы съели котенка, а дядя не понимал, почему так произошло и совсем не сожалел о произошедшем (жил он в городе, был образован, работал инженером, просто имел частный дом). Он мог до смерти напугать меня неприятным насекомым, мог откровенно издеваться над моей мамой повторениями каких-то оскорблений, и все это тупо и безэмоционально. У него пропадали собаки, жена с ребенком навсегда ушли от него. Как итог: жил один, пил, умер у себя в огороде, и обнаружили его не скоро. Конечно, это крайний пример, и уже можно отнести к отмороженности, как я уже и сказала. Но начиналось-то все вот с той же эмоциональной бедности и диковатости, какую я наблюдаю у некоторых деревенских азиатских и северных людей.
Хочу выразить безмерное восхищение представителями службы МЧС Якутии. Это уже кстати не первый случай, когда я ими восхищаюсь! Очень заметно то, что эти ребята настроены на результат, работают явно не для зарплаты. Это настоящие спасатели, про которых стоит снимать кино! Искать людей, живыми или мертвыми по 12 дней, по неделям, в тайге, когда теряются все надежды на спасение - это дорогого стоит! Сдались бы они, сникли, убеждены были бы четко в том, что ищут уже мертвого - результат был бы иным!
Если бы такие же спасатели искали
Михаила Пичугина (все из того же цикла передач, впечатление о котором я тоже освещала в моем блоге) - уверена, его брат и племянник тоже бы спаслись!
И да, эти ребята - МЧС-ники - не замороженные! Совсем даже. Хотя тоже якуты, и тоже знакомы с тайгой, дикой природой... Это означает, что все же, это не национальный какой-то признак! Должно быть что-то еще, влияющее на замороженность - какой-то фактор.
Кстати возможно, это и языковой барьер. Все те северные нацмены и «нацвумены», которые кажутся мне замороженными, плохо говорят на русском - бесспорно это влияет. Но вспоминаю своего одногруппника-кыргиза, который в итоге стал другом нашей семьи. В тот период, когда он почти не говорил по-русски, он тормозил, вслушиивался, абстрагировался... Но он улыбался в ответ! У него были эмоции! Не могу назвать его замороженным.
Взять ту же Карину (сейчас она уже взрослая, ей 14 лет) - те же признаки замороженности, что и у ее родителей, и у прабабушки. Такой же испуганный зверек, ждущий, когда же наконец уже уберут эти камеры и оставят ее в покое. Рассказывает о себе все сухо, не вовлеченно. История, которая с ней произошла, - ну произошла и произошла, для нее это также ничего страшного и ничего особенного, как и для ее родителей было ничего такого в том, что пропал ребенок, пропал щенок. Как будто в случае плохого исхода можно отряхнуться и жить дальше также. И другому ребенку также сказать: «Ай, ай - не ходи далеко от дома! А то вон Карина ушла и пропала! Ты не делай так!» и оставить его спокойно, уйти заниматься своими делами.
В некоторой доле тут виновна суровая деревенская жизнь. Люди в деревне почти выживают, им некогда оплакивать пропавших, умерших, украденных - у них горит воды натаскать, дрова наколоть, урожай собрать, мясо добыть и т. д. - чтобы не померли от голода и холода все оставшиеся не ушедшие и не украденные, не пропавшие и вернувшиеся из леса.
Люди-функции! В каком-то смысле все традиционное общество ими является. Людям-функциям ведь не до сентиментов, не до оплакивания утрат - они должны быть сосредоточены на своих функциях, иначе это общество развалится. Это пережитки слабо развитой цивилизации (которая и наблюдается в особенно глухих деревнях) - сейчас такого все меньше, но не везде, не во все регионы еще вошла полностью цивилизация, просвещение, высокие человеческие ценности. И
традиционные ценности - в некоторым смысле они про это - про возврат назад, к функциясм и традициям, а не к развитию своих чувств, эмоций, прав человека (об этом я уже немного рассуждала).
Но вернемся к Карине. Сейчас Карина не живет в деревне, и у нее нет языкового барьера. Однако замороженность на лицо! Значит, и не в языке, и не в среде тут дело. Точчнее не только в этом - эти факторы вллияют, но не на 100 %.
Возможно, функциями задавливают и детей, нанося им травму тем самым. Потом эта травма человеком ведь не воспринимается как травма - он живет с этим как с нормой, не задумываясь, закрывая свои эмоции.
В деревнях при детях жестоко обращаются, например, с животными. Не все деревенские помнят свои детские слезы после таких «дебютов». Точнее помнят конечно, но не придают им значения. Им проще закрыться эмоционально, заморозиться, и во взрослом возрасте сами пойти резать скотину, охотиться, сажать на цепь собаку, держа все это за норму. То же с домашним насилием (когда в деревне папа пьет, третирует маму, а мама ставит ребенка в угол на гречку и т. д.) - вырастают замороженные, готовые это терпеть, или отмороженные, это повторящие со своими детьми и женами. Или замороженные, которые живут потом уже в городской среде, но разморозиться уже не могут. Как Карина!
Ведь в какой-то степени, когда прабабушка дала ей наставление и равнодушно ушла к своим функциям вместо того, чтобы поиграть с щенком вместе с ней, пока не придет папа - ну да, было бы белье не постирано, мука не помолота... но зато ребенок получил бы искренние эмоции и игру от значимого взрослого! - это тоже было травмой. И ребенок вероятно, пошел скитаться в тайгу, через страх, чтобы проверить взрослых - найдут они или не найдут? Проявят ли тут эмоции? Как будут искать? Как отреагируют на нарушение правила, запрета?
Тогда Карина играла с щенком - теперь не помнит этого, не помнит 12-ти дней в тайге. Все понятно про вымещение психикой триггерирующих событий из памяти. Но теперь и она заморожена!
То, что я сейчас описала - лишь версия. Возможно, что все не так, и я заблуждаюсь.
Возможно, виновата генетика? Может быть, замороженные люди - это всего лишь шизоиды? Как моя дочь и муж?... Но опять же, версия терпит фиаско! Я не могу назвать замороженной свою дочь (хотя какие-то элементы и есть). Шизоиды живут внутри себя, избегают внимания, но они не выглядят затравленными испуганными зверьками! По крайненй мере, не все. У них есть эмпатия и эмоции... И моделируя, как бы моя дочь вела себя на камеру, я понимаю, что она совсем даже не замороженная! Так что опять нет, дело не в шизоидности.
Карина не захотела продолжать карьеру балерины, несмотря на свои способности. И с чем же сталкивается она вновь? Опять с давлением, и опять с функционалом! «Иди, ты должна танцевать! У тебя такой рост и такая пластика...» Девочка говорит «Хочу стать врачом!», но ей упорно твердят, что балет - ее функция. Зачем, почему? - Не объясняют! Так и хочется сказать: оставьте в покое ребенка! Уже не ребенка, - 14-летнего человека, который хочет построить свою судьбу без функций.
Девочка забыла ночи и дни скитаний в тайге, забыла свою собаку. Уверена, она станет врачом и вылечит свои травмы!