Архетипы и эгрегоры (часть 1 из 2)

Sep 07, 2024 19:37


Не первый раз получаю комментарий в том духе, что либо архетип это то же самое, что эгрегор, либо архетип является частью понятия «эгрегор». Откровенно говоря, такое мнение напоминает о европейцах, которые считают, что «все китайцы на одно лицо». Хочу внести в данный вопрос ясность, вдруг это кому-то поможет.

В психике существует такое пространство, которое французский историк суфизма Анри Корбен назвал «миром образов» (mundus imaginalis). С ним сталкивается каждый человек во время сновидений. Но поскольку язык сновидений является символическим, то расшифровка снов превращается в нелёгкую задачу. Зачастую проще всего сказать, что никакого смысла за снами не стоит, поэтому не надо воспринимать их всерьёз. Именно так поступает большинство.

Есть ещё какая-то часть людей, которые не боятся жёстко экспериментировать над своим организмом - алкоголики и наркоманы. На определённой стадии опьянения они также способны взаимодействовать с «миром образов». Однако в современном обществе эти категории людей отнесены к аутсайдерам, поэтому их галлюциногенный опыт обычно вызывает только смех.



Далее идёт ещё меньшая часть людей, обладающих психическими расстройствами. Которые также способны видеть галлюцинации. Казалось бы, зачем об этом вспоминать, если обычный человек почти не соприкасается с таким контингентом? Открою секрет: соприкасается. В любом обществе в любые времена имеется список психических расстройств, которые относятся к категории… социально одобряемых. Поэтому вам даже в голову может не прийти, что некий уважаемый человек является психом.

Короче, если обобщить, то среднестатистический гражданин, если не напивается до чёртиков и пребывает в здравом уме и трезвой памяти, внушающего доверие опыта взаимодействия с «миром образов» не имеет. Поэтому ему реально что архетипы, что эгрегоры, что китайцы - всё одно.

Так бы оно и было всё время, но в конце XVIII века в этой теме произошла настоящая научная революция - был открыт способ взаимодействия с «миром образов» через гипноз. По сравнению с традиционными средствами, гипноз обладал следующими преимуществами:

  • это довольно простая техника, которой легко обучить;
  • в той или иной степени гипнозу подвержены до 80 % людей;
  • безвредно для здоровья;
  • процесс является контролируемым.




Генерал Арман де Пюисегюр, первооткрыватель гипнотического сна (18th-century French School, Public domain, через Викисклад).

Первые 100 лет существования гипноза шёл процесс накопления фактов. Затем, уже в ХХ веке, когда гипноз окончательно взяла на вооружение психиатрия, случился качественный прорыв, который заключался в следующем:

  • был открыт лёгкий транс, и он оказался ещё более простой техникой, чем гипноз;
  • лёгкий транс сделал погружение в «мир образов» полностью контролируемым процессом со стороны терапевта;
  • в свою очередь, это позволило создать приёмы целенаправленного воздействия на образы, чтобы ускорить изменения в состоянии пациентов;
  • для создания этих приёмов пришлось проводить классификацию образов.


И вот именно в рамках работы по наведению порядка в «мире образов» появился такой термин, как «архетипы».

Внутри «мира образов» нашлись фигуры, производимый на пациентов эффект от встречи с которыми получил название «нуминозность». Википедия подсказывает, что это слово означает

«важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия.»

Может ли быть такое, чтобы простые фантазии вызывали страх? Легко! Вспомните любой из своих ночных кошмаров.

Что такое имеется в подобного рода фигурах, что они способны внушать страх? Всего два качества, а именно:

  1. от фигур исходит ощущение большой силы;
  2. фигуры обладают субъектностью, то есть способны на активные самостоятельные действия. 

Почему от фигур исходит ощущение большой силы?

Во-первых, фигуры могут быть огромными, как Кинг-Конг.

Во-вторых, они могут быть и не огромными. Например, если вы встретите в лесу волка, который ещё не обедал, в связи с чем решил получить у вас консультацию по этому вопросу, то он необязательно будет огромным - масса тела всего 90-110 кг. Но яркие, интенсивные воспоминания от консультации для волка - останутся.

И так получилось, что фигуры богов в «мире образов» - любых богов, древнегреческих, шумерских, скандинавских и т.д. - именно такие. Способные вызывать сочетание страха и трепета с восхищением и восторгом.

Именно они и были названы архетипами.

Таким образом, архетипы - это совершенно реальная вещь. Столкновение с которой всегда оставляет на человеке отпечаток.

Собственно говоря, так и должно происходить. Ведь для XIX века, когда гипноз зашёл в психиатрию, слово «архетип» это типографский термин, означающий оригинальную матрицу для печати, по которой создаются остальные матрицы. Логично, что матрица для печати должны оставлять отпечатки.

Если фигура из «мира образов» не производит эффекта, называемого нуминозностью (напомню: сочетание страха и трепета с восхищением и восторгом), это не архетип.

Иногда клиенты просят меня «познакомить с архетипами поближе». Обычно я не ведусь на такое, потому что:

  1. для встречи с подобной фигурой нужна уважительная причина;
  2. клиент должен быть подготовлен к такому.

Но бывает, что клиенты проявляют завидную настойчивость. Мол, они и так с архетипами на короткой ноге. И хотят всего лишь углубить свои знания.

ОК, могу не выдержать и помочь углубить. После чего клиенты говорят, что нет, они по-другому архетипы себе представляли.

Популярна идея, будто бы архетипы созданы человеком. Ну что же, это можно проверить экспериментальным путём. Попросите кого-нибудь, кто в теме, сводить вас в «мир образов» и там изменить какой-нибудь архетип. Полностью создавать необязательно, хотя бы чуть-чуть изменить. Например, сделать так, чтобы бог Арес стал менее драчливым.

Но не советую. Или, если уж совсем невмоготу, до такого путешествия найдите себе хорошего психиатра. Может потом пригодиться. 

архетипы

Previous post Next post
Up