XVII
Проблема Флота XVI, 29 апреля - 10 июня 1935 г.
Проблема Флота XVI была крупнейшей из когда-либо проводившихся на Тихом океане и первой по-настоящему стратегической по своему масштабу, с многочисленными операциями на огромном театре военных действий, около 50 000 квадратных миль, простирающемся от Западного Побережья до Гавайев и Алеутских островов, регион, который сразу же окрестили «Северо-Тихоокеанским треугольником» [“North Pacific Triangle”].{{1}}
Это была также первая Проблема, в которой приняли участие четыре авианосца, ~Langley~, ~Lexington~, ~Saratoga~ и ~Ranger~, и в которой было задействовано около 500 самолетов, как находившихся при Флоте, так и базировавшихся на берегу, что почти на 50 процентов больше, чем принимало участие в любой предыдущей Проблеме. Он также характеризовался необычными ограничениями на освещение в прессе, и хотя большому количеству репортеров было разрешено сопровождать Флот, их сообщения подвергались некоторой цензуре.{{2}}
Предпосылка заключалась в том, что Черные (Япония), действуя с баз на Алеутских островах, захватили Мидуэй и создали там мощную передовую базу, угрожая Гавайям. Белые (США), который удерживали Западное Побережье и Гавайи, должны были перейти в наступление, обезопасив Мидуэй и Алеутские острова. Планы по Проблеме Флота XV были объявлены 28 декабря 1934 года, в тот же день, когда Япония официально вышла из Вашингтонского и Лондонского договоров об ограничении морских вооружений. Это заставило некоторых политиков, группы сторонников мира, религиозных лидеров и журналистов как в Соединенных Штатах, так и в Японии утверждать, что Проблема Флота была инсценирована в ответ на действия Японии, как не такая уж и завуалированная угроза ["not-so-subtle threat"]. Некоторые самопровозглашенные сторонники мира утверждали, что проведение маневров к западу от Гавайев было «провокационным». И, поскольку Япония объявила, что ее собственные маневры будут проводиться на Курильских островах и в северной части Тихого океана, некоторые эксперты даже лепетали о возможности «случайного» столкновения американских и японских кораблей, которое могло бы инициировать международный инцидент. Отвечая на утверждение, что выбор Алеутских островов поставил ВМС США в положение, позволяющее «угрожать» Японии, Министр Флота Клод А. Свенсон [Claude A. Swanson] указал, что не только американские корабли были ограничены операциями к востоку от 180-го меридиана, но и что Алеутские острова на самом деле были дальше от Японии, чем Маршалловы острова, где Япония проводила недавние маневры, были от Гавайев. Он также отметил, что не только определенные границы района маневрирования установили около 900 миль между Флотом США и территорией Японии, но и что маневры Императорского Флота не должны были начинаться, пока Проблема Флота не будет решена. Тем не менее, резкость некоторых высказываний фактически побудила Министра ВМС Японии поручить своему помощнику сделать несколько крайне примирительных комментариев.{{3}}
Проблема была направлена на проверку возможностей Флота в различных аспектах военно-морской кампании, включая стратегическое перемещение, взаимодействие флота, подводные и противолодочные операции, десантные операции, дозаправку на ходу, операции авианосцев и многое другое. Проблема Флота XVI была первой, которая четко включила [[в себя]] перемещение флота из его баз в районы маневров в комплексный план кампании. Фактические маневры были разделены на пять частей, каждая из которых была сосредоточена на различных аспектах разворачивающейся военно-морской кампании. Этот сегментированный подход позволял реорганизовывать и передислоцировать флот для каждой из различных фаз Проблемы, что делало график учений более гибким, при этом сохраняя единую стратегическую картину. В фазах I, II и III противоборствующие флоты были обозначены как Белый (США) и Черный (Япония); для фаз IV и V Белый был изменен на Синий. Хотя CINCUS адмирал Джозеф М. Ривз пригласил командующего генерала Гавайского Департамента принять участие, участие Армии в Проблеме было ограничено некоторыми противолодочными патрулями самолетов Армейского Авиакорпуса, когда флот входил или выходил из Перл-Харбора.{{4}} Береговая охрана, однако, приняла участие по собственной просьбе и позже была отмечена за свои услуги.
Фаза I: Сосредоточение флота, 29 апреля - 3 мая 1935 г.
Фаза I состояла из серии движений, призванных имитировать сосредоточение крупных экспедиционных сил в подготовке к наступлению под угрозой атаки вражеских подводных лодок. Белые базировались в Сан-Педро и Сан-Диего под командованием CINCUS Ривза, который также выполнял функции главного арбитра, что могло вызвать некоторую путаницу во время маневров, как будет показано ниже. Флот Белых включал в себя практически весь Флот США; дюжина линкоров, четыре авианосца и три авиатендера, 13 тяжелых и восемь легких крейсеров, 59 эсминцев, 23 подводные лодки и четыре минных заградителя с более чем 20 вспомогательными судами и транспортами, перевозившими в основном условные экспедиционные силы Корпуса Морской Пехоты. Для этой фазы Белые был организованы в четыре оперативных группы: Северная Группа [Northern Force] под командованием вице-адмирала Артура Дж. Хепберна [Arthur J. Hepburn], COMSCOFOR, из двух линкоров, нескольких крейсеров и нескольких эсминцев, для продвижения к Пьюджет-Саунду, а оттуда на Аляску и Алеутские острова. Западная Группа [Western Force] под командованием контр-адмирала Томаса К. Харта [Thomas C. Hart], COMCRUDIV 6, с ~Lexington~ и несколькими крейсерами и эсминцами, а также кораблем-целью ~Utah~ (AG 16 / ex-BB 31), служившим транспортом для морских десантных сил, для проведения высадки десанта на Мидуэй. Главные Силы [Main Body], непосредственно под командованием адмирала Ривза, с остатком флота, который должен был выйти из Сан-Педро и Сан-Диего, плыть в Сан-Франциско, где он должен был подобрать виртуальные экспедиционные силы, а затем подготовиться к переходу на Гавайи. Кортеж [Train] под командованием контр-адмирала Уотта Тайлера Клувериуса [Watt Tyler Cluverius], COMBASFOR, с различными вспомогательными силами и ~Langley~ плюс небольшой эскорт, должен был следовать за флотом на Гавайи. На этом этапе Проблемы у Черных под командованием контр-адмирала Сайруса У. Коула [Cyrus W. Cole], COMSUBFOR, было всего девять подводных лодок. Задачей Черных было нарушить концентрацию Белых, и подводные лодки начали Проблему, развернувшись для перехвата флота, когда тот двигался из Южной Калифорнии на север. Белые должны был выйти из своих баз в Южной Калифорнии, начиная с 29-го числа.{{5}}
Северная Группа отплыла в полночь 28-29 апреля и достигла залива Пьюджет-Саунд 2 мая, затем двинулась на северо-запад к заливу Аляска. Западная Группа отплыла в 01:00 1 мая, а Кортеж отплыл позже в тот же день, оба направились на запад. Эти три группы прошли Фазу I без происшествий. Напротив, Главные Силы, которые отплыли из Южной Калифорнии 29 апреля, пережили более насыщенные моменты, что стало следствием нескольких ошибок. Во-первых, стремясь как можно быстрее выйти в море, адмирал Ривз слишком рано вышел из баз флота для предварительного воздушного патрулирования ПЛО; контингент из Сан-Диего отплыл в 04:00, примерно в гражданских сумерках, а из Сан-Педро - около 05:00, более или менее на восходе солнца. Вторая ошибка Ривза заключалась в том, что он установил начальную скорость флота всего в 10 узлов, чтобы два контингента могли легко объединиться позже в тот же день. Затем контингент Сан-Педро выбрал курс, который по совпадению привел его к прохождению через район, где были сосредоточены подлодки Черных. Эти ошибки усугублялись путаницей при коммуникациях. Вскоре после полудня 29 апреля вице-адмирал Хепберн, командующий Северной Группой, выполняя засекреченные инструкции, подал сигнал на верфь острова Маре, что один из его кораблей получил повреждения от подводной лодки. Фактический ущерб ни одному из его кораблей не был оценен, вводная была направлена на то, чтобы вызвать планирование экстренного ремонта на верфи. Однако главный арбитр (т. е. адмирал Ривз) воспринял это сообщение как то, что Черные начали военные действия, которые не должны были начаться так скоро, и адмирал Ривз незамедлительно проинформировал об этом все стороны.{{6}}
В результате, днем 29-го числа подлодки Черных атаковали несколько линкоров Белых, хотя ни один из них не был поврежден. Выйдя в море, авианосцы начали обычные патрули ПЛО, дополняя патрули наземных патрульных самолетов. Это помогло снизить способность подводных лодок Черных действовать, но воздушное прикрытие, как правило, было нерегулярным, и 30 апреля и 1 мая подводные лодки Черных совершили повторные атаки на крупные военные корабли Главных Сил Белых, хотя ущерб не был засчитан. Главные Силы Белых вошли в залив Сан-Франциско 1 мая.
Фаза II: Стратегическое наступление через Тихий океан, 3-15 мая 1935 г.
Предпосылки для Фазы II {{7}} иллюстрируют, что, несмотря на почти десятилетний опыт операций с авианосцами, главной целью старших флотских командиров, включая адмирала Ривза, оставалось переход Боевой Линии через Тихий океан, чтобы вступить в надводное сражение с Императорским Флотом, которое решило бы исход войны. Белые под общим командованием адмирала Ривза должны были продвинуться через Тихий океан к линии Гавайи - Алеутские острова и осуществить захват Мидуэя [[принадлежащего]] Черным, что, предположительно, спровоцировало бы серьезный ответ противника. Организация Флота оставалась по сути той же, что и принятая для Фазы I, за исключением того, что все подводные лодки были приписаны к Черным. Все еще находясь под командованием контр-адмирала Коула, Черные теперь имели 31 подводную лодку, с помощью которой они могли попытаться воспрепятствовать этому широкому фронтальному наступлению. Действуя быстро, чтобы исправить некоторые ошибки, допущенные в ходе Фазы I, адмирал Ривз приказал Белым поддерживать более высокую скорость Флота, усилить патрулирование авиации и эсминцев противолодочной обороны, усилить зигзагообразные движения и уделять больше внимания разведке средств связи.
В результате этих мер движение всех оперативных соединений Белых, включая Кортеж, к линии Гавайи - Алеутские острова было относительно беспрецедентным. Тем не менее, когда различные контингенты Флота достигли гавайских вод, подводным лодкам Черных удалось провести несколько атак. Хотя ущерб не был засчитан, из-за сложности передачи информации о торпедных атаках кажется вероятным, что один или два линкора Белых должны были быть признаны поврежденными, а ~Langley~ и одно или два других судна должны были быть признаны потопленными. К 11 мая Главные Силы Белых и Кортеж достигли Гавайев, в то время как Северная Группа начала операции в водах Аляски. Наиболее интересными операциями на этом этапе были операции Западной Группы контр-адмирала Харта против Мидуэя. Его движение к Мидуэю было относительно без-инцидентным до 7 мая. К тому времени Западная Группа состояла из ~Lexington~, трех тяжелых крейсеров, эскадрона эсминцев, четырех эсминцев - минных заградителей, танкера и плавбазы эсминцев, а также ~Utah~ с ее 700 морскими пехотинцами и могла рассчитывать на поддержку нескольких эскадрилий патрульных бомбардировщиков, действовавших из Перл-Харбора и Отмели Французского Фрегата. 7-го числа, когда оперативная группа находилась примерно в 700 милях к северу от Гавайев, черная подводная лодка S-44 (SS 155) совершила атаку. Из-за расхождений во времени записей в журнале невозможно было определить, атаковала ли S-44 ~Lexington~, ~Utah~ или плавбазу эсминцев ~Dobbin~ (AD 3); если бы это был один из первых двух, миссия Харта была бы серьезно поставлена под угрозу. 11 мая под прикрытием артиллерийского огня тяжелого крейсера и авиагруппы ~Lexington~, а также при поддержке своевременных атак пяти эскадрилий патрульных бомбардировщиков, 700 морских пехотинцев, как было установлено, захватили незащищенный Мидуэй в ходе имитации высадки десанта.{{8}}
В течение этого этапа обе стороны добились значительных успехов, используя экспериментальную высокочастотную систему пеленгации, которая позволяла им обнаруживать «вражеские» подводные лодки, пытавшиеся посылать радиосигналы.{{9}}
Плохие характеристики старых лодок «S» подчеркивали необходимость в более крупных и быстрых подводных лодках, которые могли бы не только выступать в качестве разведчиков Флота, но и были бы способны более агрессивно действовать против вражеских судов. Тем временем Северная Группа занималась «рутинными» тактическими учениями и эволюциями и в процессе многому научились о трудностях эксплуатации кораблей и самолетов в очень высоких широтах. В то время как более тяжелые корабли в составе этой группы вскоре примут участие в третьей фазе, некоторые суда останутся в арктических водах, чтобы исследовать различные заливы и проливы вплоть до острова Кыска на западе, чтобы оценить их потенциал в качестве военно-воздушных и военно-морских баз.{{10}}
Фаза III: Наступательные операции против Мидуэя, 15-23 мая 1935 г.
Фаза III была «главным событием» Проблемы Флота,{{11}} и флот был существенно реорганизован в рамках подготовки к ней. Белым, теперь под командованием вице-адмирала Харриса Лэнинга [Harris Laning], COMBATFOR, было предоставлено десять линкоров, ~Saratoga~, ~Ranger~ и ~Langley~ (173 самолета), а также три тяжелых крейсера, три легких крейсера, 28 эсминцев и шесть подводных лодок, а также Силы Морской Пехоты Флота при некоторой поддержке Гавайского Департамента Армии. Черные, под командованием вице-адмирала Артура Дж. Хепберна, имели большую часть своих бывшей Северной Группы плюс большую часть бывшей Западной Группы Харта; линкоры ~New York~ (BB 34) и ~Oklahoma~ (BB 37), каждый из которых "представлял" дивизию из трех, ~Indianapolis~ (CA 35) "подменял" пару линейных крейсеров, ~Lexington~ (74 самолета) и шесть настоящих тяжелых крейсеров и четыре легких крейсера, плюс 25 эсминцев, 19 подводных лодок и четыре минных заградителя, дополненные 45 патрульными бомбардировщиками-летающими лодками, действовавшими с Мидуэя. Белые имели явное преимущество в воздушных ресурсах, имея 173 авианосных самолета и 62 [[других]] самолета корабельного базирования против 74 самолетов на авианосце, 42 самолетов на линейных кораблях и крейсерах и 45 патрульных бомбардировщиков на тендерах у Черных. С другой стороны, Черные явно превосходили в подводных лодках. Когда началась Фаза III, 15 мая, большая часть флота Белых находилась в Перл-Харборе, хотя три тяжелых крейсера находились в море в 230 милях к северо-востоку от Мидуэя. Флот Черных был разделен на три группы. ~Lexington~ с 13 эсминцами и четырьмя эсминцами - минными заградителями был расположен примерно в 165 милях к северо-северо-западу от Мидуэя, где базировались 45 летающих лодок, в то время как шесть линкоров Черных и их эскорт находились в 40° 35' северной широты, 176° 53' западной долготы, примерно в 560 милях к северу от позиции ~Lexington~, но с «двумя» линейными крейсерами все еще у Датч-Харбора и несколькими легкими крейсерами у Адака. Кроме того, «Гавайские Ударные Силы» [“Hawaiian Attack Force”] подводных лодок были развернуты у Перл-Харбора и в широких окрестностях Гавайев с миссией преследовать Белый флот. Эта фаза Проблемы была разработана для изучения оборонительных возможностей самолетов и подводных лодок против наступления обычного флота или, наоборот, воздействия длительных воздушных и подводных атак на флот в ходе затяжного движения. Главной задачей Белых было возвращение Мидуэя, а второстепенной - защита Алеутских островов. В своих мемуарах командир Белых Лэнинг заметил:{{12}} «На первый взгляд, Проблема для Боевых Сил была не слишком обнадеживающей. Казалось маловероятным, что противник не сможет обнаружить нас и не будет непрерывно атаковать с того момента, как мы покинули Гавайи». Проанализировав стратегическую и тактическую проблему, Лэнинг выбрал то, что сегодня назвали бы «асимметричным» подходом. Будучи командующим крейсерами Разведывательных Сил в течение двух лет до того, как стать командующим Боевых Сил, Лэнинг был прекрасно знаком с возможностями новых тяжелых крейсеров Флота.{{13}} Вместо того, чтобы попытаться напрямую прорваться к Мидуэю, он начал операцию с дерзкого налета на вражескую базу тремя тяжелыми крейсерами CRUDIV 6, ~Chicago~ (CA 29), ~Portland~ (CA 33) и ~Louisville~ (CA 28) под командованием контр-адмирала Томаса С. Харта.{{14}}
15 мая, в первый день Фазы III, тяжелые крейсеры Харта находились в море примерно в 240 милях к северо-востоку от Мидуэя. Фактически это было примерно в 250 милях к востоку от оперативной группы Черных ~Lexington~, но ни одна из групп не знала о присутствии другой из-за плохой погоды, которая затрудняла разведку. Харт оставался примерно в этой позиции в течение двух дней, пока погода не прояснилась. Тем временем остаток флота Белых начал выходить из Перл-Харбора, прикрываемый армейскими бомбардировщиками, патрулирующими [[с задачей]] противолодочной обороны. Это выдвижение было исполнено в два эшелона. Передовые силы авианосцев, крейсеров и эсминцев отплыли днем 15-го, а Главные Силы последовали за ними утром 16-го. Несмотря на воздушные патрули Армии, подводные лодки Черных совершили несколько атак на оба контингента, когда они выходили из Перл-Харбора, нанеся повреждения трем линкорам и трем крейсерам, потеряв при этом шесть [[лодок]] из своего числа. Первоначально флот Белых двинулся на северо-запад, более или менее прямо к Мидуэю, за исключением ~Ranger~ и его эскорта, которому Лэнинг приказал идти на север, чтобы поддержать Харта. Затем, после наступления темноты 16-го, Лэнинг приказал своим Главным Силам изменить курс на запад, позволив им «потеряться» в Тихом океане к западу от Оаху. 17-го Харт направился к Мидуэю, и к закату его крейсеры были чуть более чем в ста милях от атолла. Воздушная разведка Черных обнаружила приближающиеся крейсеры, и береговая оборона была приведена в состояние боевой готовности. С наступлением темноты крейсеры на большой скорости устремились прямо к Мидуэю. Вскоре после 00:00 18-го числа, с восходом полной луны, крейсеры находились примерно в десяти милях от атолла. Каждый крейсер начал катапультировать в воздух по четыре своих легковооруженных поплавковых самолета Vought O3U-1. Когда все самолеты были в воздухе, крейсеры взяли заранее определенный курс прямо от Мидуэя. O3U начали свою атаку на Мидуэй в 01:50 18-го числа. Двумя волнами по шесть самолетов в каждой они обстреляли летающие лодки Черных, ясно видимые на якоре в лагуне. Самолеты Харта «уничтожили» 12 патрульных бомбардировщиков и «повредили» еще дюжину, выведя из строя чуть более половины летающих лодок Черных ценой потери всего трех [[своих]]. Затем поплавковые самолеты Белых последовали по следу крейсеров для встречи на рассвете. После того, как они подобрали свои самолеты, тяжелые крейсеры двинулись на восток на высокой скорости. Позже в тот же день крейсеры Харта вступили в контакт с ~Ranger~, двумя тяжелыми крейсерами и легким крейсером, которые адмирал Лэнинг послал им на поддержку из Главных Сил. Усиленная оперативная группа Харта начала серию отвлекающих маневров, которые длились несколько дней, дразня внешний край зоны действия разведывательных бомбардировщиков Черных и прощупывая Главные Силы Черных, двигаясь на юг от Алеутских островов. Таким образом, операции Харта не только эффективно сократили разведывательные ресурсы Черных, но и приковали внимание противника к северу и востоку от Мидуэя.
Еще до рейда Харта Черные перебрасывали свои силы из вод Аляски, в то время как ~Lexington~ и уцелевшие самолеты, базирующиеся на Мидуэе, дополняли подводные патрули в попытках обнаружить Белых. Усилия Черных сошли на нет, поскольку атака Харта и последующие операции отвлекли их внимание в неправильном направлении. Как ни странно, поздно вечером 18-го числа Боевой Флот Черных, спустившийся из северных вод, на самом деле прошел довольно близко к оперативной группе Харта, но две группы не смогли обнаружить друг друга. Тем временем 19-го числа у Белых их эсминцы дозаправились, достигли долготы Мидуэя, примерно в тысяче миль к западу от Оаху, что примерно в 400 милях к югу от атолла. Лэнинг изменил курс прямо на север. Вскоре после этого, 20-го числа, основные силы Белых столкнулись со значительной группой подводных лодок Черных, патрулировавших к югу от Мидуэя. Серия атак подводных лодок Черных, как было установлено, потопила ~Chester~ (CA 27) и повредила три других крейсера. В этот момент адмирал Лэнинг должен был решить, атаковать ли Мидуэй или уничтожить флот Черных. Он расположил свои силы для сражения флотов, справедливо понимая, что, разгромив вражеский флот, он сможет захватить Мидуэй.{{15}}
Несмотря на контакты подводных лодок Черных с Белыми 20-го числа, только в самом начале 22-го числа воздушная разведка Черных обнаружила Белый Флот, к тому времени он находился всего в 200 милях к югу от Мидуэя. Теперь оба флота устремились друг на друга. Передовые элементы двух флотов начали сталкиваться друг с другом около 15:00. К 17:00 боевые линии обменивались огнем, а эсминцы производили торпедные заходы. Одному эскадрону эсминцев Черных удалось обнаружить виртуальные транспорты Белых, двигавшиеся отдельно, и нанести им серьезный урон, потопив четыре. Тем временем Черные предприняли удары патрульных бомбардировщиков по Белым, которые оказались неэффективными из-за наступающей темноты. В этот момент Проблему Флота пришлось прервать, когда пропала летающая лодка Черных. Все воздушные силы были перенаправлены на поисково-спасательные операции, как и некоторые эсминцы и легкие крейсеры. После того, как поиски, которые в конечном итоге оказались безрезультатными, были начаты, оставшимся элементам двух флотов было разрешено возобновить маневры, хотя и без самолетов наблюдения. Последовавшее за этим сражение линкоров проиллюстрировало одну из опасностей использования «виртуальных» активов. Хотя доступных самолетов не было, арбитры постановили, что оба флота могут предположить, что у них есть самолеты наблюдения, которые помогут им обнаружить цели для больших орудий. Однако из-за ошибки штаба известие об этом решении не дошло до адмирала Лэнинга, командующего Белых. В результате Черные открыли огонь с очень большой дистанции, воспользовавшись преимуществами виртуальных самолетов наблюдения. В то время как Лэнинг считал, что Черные просто «тратит боеприпасы», как он выразился, на самом деле арбитры оценивали попадания против него. ~Idaho~ (BB 42) Белых, уже «поврежденный» ранее в бою несколькими торпедными попаданиями, был фактически «потоплен» за шесть минут сосредоточенным огнем шести линкоров Черных на чрезвычайно большой дистанции, в то время как ее систершипы ~New Mexico~ (BB 40) и ~Mississippi~ (BB 41) погибли в течение получаса. Лэнинг, похоже, узнал об ошибке в коммуникациях только после того, как Проблема Флота была завершена в 18:38, к тому времени он был «полностью побежден».{{16}}
Фаза IV: концентрация в Перл-Харборе, 23-29 мая 1935 г.
После завершения Фазы III обе стороны преобразовались в единый флот, обозначенный как «Синие», чтобы отправиться на Гавайи. Синие, состоящие из дюжины линкоров, четырех авианосцев, 21 крейсера, 59 эсминцев, 20 подводных лодок и большого кортежа, совершилм обычное выдвижение обратно на Гавайи, при этом патрульные бомбардировщики с Мидуэя летели отдельно. Первое подразделение флота, танкер, вошло в Перл-Харбор 24-го числа, в то время как последнее, два авианосца, прибывшие с Мидуэя, не сделало этого до 29-го числа. В то время как большая часть флота стояла на якоре в Перл-Харборе, с некоторыми трудностями из-за относительно неразвитого состояния базы, авианосцы стояли на Лахайна-Роудс. Следующие несколько дней были потрачены на пополнение, отдых и развлечения, пока штабы готовились к Фазе V.
Фаза V: Быстрая вылазка и стратегическое наступление [Rapid Sortie and Strategic Advance], 1-10 июня 1935 г.
Эта фаза была проверкой способности флота совершить быструю вылазку из Перл-Харбора в боевых условиях. Это было выполнено более или менее успешно, и флот вернулся на Западное Побережье, по пути участвуя в различных учениях, включая преследование условными Черными подводными лодками.{{17}}
Оценка Проблемы Флота
В своем критике Проблемы Флота XVI CINCUS Ривз особо отметил, что впервые в любой проблеме противоборствующие авианосцы не атаковали и даже не обнаружили друг друга, удивительное развитие событий, которое больше не повторится.{{18}}
Как ни странно, несмотря на то, что авианосцы не вступали в бой друг с другом, Проблема была чрезвычайно важна с точки зрения развития того, что впоследствии стало авианосной оперативной группой. В какой-то момент во время фазы II ~Lexington~, работавший на высокой скорости в течение пяти дней, оказался на критически низком уровне топлива. Это потенциально катастрофическое развитие событий привело к призыву к экспериментам по дозаправке авианосцев и других более тяжелых кораблей на ходу, что позволило оперативным группам авианосцев действовать независимо.{{19}}
Эта Проблема также помогла разработать процедуры проведения крупномасштабных, скоординированных операций патрульными бомбардировщиками. Однако серия неудачных авиакатастроф, приведших к семи смертям, привела к некоторым ограничениям на использование самолетов в последующих маневрах.{{20}}
Также были даны рекомендации по проведению большего количества совместных учений, поскольку были усовершенствованы объекты в Перл-Харборе, противолодочные технологии, возможности минирования, а также необходимость закупки чистых тендеров ["net tenders"; k4: не вполне понятный термин. В смысле "специальной постройки"?] и развития навыков флота в этом аспекте военно-морских операций. Кроме того, конечно, старшие офицеры снова сделали почти традиционный призыв к [[закупке]] вспомогательных судов, способных идти в ногу с флотом, вопрос, который впервые привлек некоторое внимание прессы.{{21}}
Интересно, что хотя и самолеты, и подводные лодки играли роль, часто впечатляющую, в каждой Проблеме Флота [[начиная]] с первой, только после Проблемы Флота XVI Министр Флота в своем ежегодном отчете в обычных кратких замечаниях о Проблеме Флота специально упомянул роль самолетов и подводных лодок.{{22}}
Эта проблема также была полезна, поскольку указывала на уязвимость для вражеских атак малоизвестных мест, таких как Мидуэй, Отмель Французского Фрегата, Куре, Алеутские острова и другие отдаленные острова и атоллы, и их возможную ценность в качестве передовых баз, как для дружественных, так и для вражеских сил.{{23}}
Проведение маневров на Аляске и Алеутских островах, о которых было объявлено за несколько месяцев до фактического выполнения Проблемы, могло повлиять на график и зону действия летние флотские маневры Императорского Флота 1936 года. Они проводились в августе на Курилах по сценарию, предполагавшему наступление противника с Алеутских островов.{{24}}
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 M964-18, 1, Fleet Problem XVI, Отчет главнокомандующего, Флот Соединенных Штатов [15 сентября 1935 г.]; NWCA, Картон 63, Операции флота США, Fleet Problem Sixteen, Приложение «V»; План действий флота США № 1-35, Организация задач, 1 марта 1935 г.; Лэнинг, An Admiral’s Yarn, стр. 372 и далее; Граймс, стр. 143-50; Роберт Дж. Крессман, U.S.S. ~Ranger~ (Вашингтон: Brassey's (2003), стр. 29-35; Фрай, стр. 72-75; «Военная игра флота в следующем году запланирована как защита Аляски от захватчиков», New York Times, 20 сентября 1934 г.; Эллиот Терстон, «США решают провести военное шоу флотом у побережья Тихого океана», Washington Post, 20 сентября 1934 г.; «Детали оставлены Ривзу», New York Times, 30 декабря 1934 г.; «Военно-морской флот «захватит» северную часть Тихого океана в учебной войне», Washington Post, 30 декабря 1934 г.; «Главы флота призваны планировать маневры», Washington Post, 11 апреля 1935 г.
2 Для выборки газетных сообщений об этой проблеме см. Hanson W. Baldwin, «Большой флот отправится в плавание Today in War Game», New York Times, 29 апреля 1935 г.; «Whole U.S. Fleet Will Sail Under Sealed Orders Today», Washington Post, 29 апреля 1935 г.; Hanson W. Baldwin, «Fleet Leaves Port for Navy War Game», New York Times, 30 апреля 1935 г.; «Navy Launches Test of Power in the Pacific», Washington Post, 30 апреля 1935 г.; «Planes Tuned for Big Mass Hop», New York Times, 9 мая 1935 г.; «Aerial War Game Reported on Way to Wider Effort», Christian Science Monitor, 11 мая 1935 г.; Hanson W. Baldwin, «Big ‘Battle’ Draws Near», New York Times, 16 мая 1935 г.; Hanson W. Baldwin, «Белый флот отправляется в великое сражение», New York Times, 17 мая 1935 г.; Hanson W. Baldwin, «Война на флоте оставляет большой урожай пряжи», New York Times, 28 мая 1935 г.; «Сообщается об успешной высадке морских пехотинцев», Christian Science Monitor, 29 мая 1935 г.; Hanson W. Baldwin, «Новые военно-морские корабли преуспевают в военной игре», New York Times, 7 июня 1935 г. и т. д.
3 Wildenberg, All the Factors, стр. 242-44; «Japan to Denounce Pact on Saturday», New York Times, 26 декабря 1934 г.; «Denunciation Is Today», New York Times, 29 декабря 1934 г. О японской точке зрения, со ссылками на поддержку ее американскими академическими и религиозными лидерами, см. Jiuji G. Kasai, The United States and Japan in the Pacific: American Naval Maneuvers and Japan’s Pacific Policy (Tokyo: Kobusai, 1935/ New York: Arno Press, 1970), стр. 14, 17-23ff. См. также Morison, Rising Sun, стр. 13; Campbell, стр. 217. Пример критики см. в «Scores Navy War Games», New York Times, 1 апреля 1935 г., стр. 22; «Церкви выступают против маневров ВМФ», New York Times, 11 марта 1935 г., стр. 10; «Миссионеры США сожалеют о военных играх», New York Times, 21 апреля 1935 г., стр. 25; «Служители осуждают военные игры», Christian Science Monitor, 3 мая 1935 г., стр. 4. О реакции ВМФ: «Наш флот обходит Японию», New York Times, 7 февраля 1935 г., стр. 9; «Суонсон отвечает Токио на вопросы ВМФ», New York Times, 16 мая 1935 г., стр. 12. Мнение японцев относительно маневров в районе Гавайев не было однозначно отрицательным; Gerald E. Wheeler, Prelude to Pearl Harbor: The United States Navy and the Far East, 1921-1931 (Колумбия, Миссури: University of Missouri Press, 1968), стр. 36-37, посвященная маневрам флота 1925 года, и «Спокойствие Японии над нашими испытаниями», New York Times, 17 мая 1935 г.
4 Как тактично выразился CINCUS Джозеф М. Ривз, «Сотрудничество Армии было настолько эффективным, насколько позволяли доступные ей силы», M964-18, 1, Fleet Problem XVI, Report of the Commander-in-Chief, United States Fleet, [15 сентября 1935 г.], стр. 5.
5 Перемещение некоторых элементов фактически началось 22 апреля, чтобы они могли принять участие в Фазе II. Две эскадрильи патрульных бомбардировщиков в тот день отправились на Аляску, в то время как тяжелый крейсер ~Chester~ (CA 27), подразделение Западной Группы, отправился на Гавайи, где он будет служить флагманом Командующего Авиацией Базовых Сил. См. M964- 18, 1, Fleet Problem XVI, Report of the Commander-in-Chief, United States Fleet, [15 сентября 1935 г.], стр. 9; «Starts for Hawaii in War Game Move», New York Times, 23 апреля 1935 г.
6 M964-18, 1, Fleet Problem XVI, Report of the Commander-in-Chief, United States Fleet, [15 сентября 1935 г.], стр. 9. Этот любопытный инцидент не отражен четко в документах по Проблеме Флота. 16 декабря 1934 г., на последних этапах планирования проблемы, сын Ривза Уильям, армейский летчик, погиб в авиакатастрофе, и хотя адмирал полностью погрузился в работу, он, возможно, не был так полно осведомлен о некоторых деталях, как это было бы обычно. С другой стороны, возможно, потому, что Ривз должен был выступать и главным арбитром, и командующим Белых во время проблемы, он намеренно решил не участвовать в некоторых аспектах планирования; Wildenberg, All the Factors, стр. 241-42.
7 О фазе II см., в частности, NWCA, Carton 63, White Fleet, OpPlan No. 2-35.
8 Джеймс Лойце, Другой вид победы: Биография адмирала Томаса К. Харта (Аннаполис: Naval Institute Press, 1981), стр. 124; для краткого отчета о роли патрульных бомбардировщиков летающих лодок в этой операции см. запись для ~Avocet~ (AVP 4) в DANFS.
9 Томас Хон, «Эволюция флота США», стр. 67; Хон и Хон, стр. 11.
10 На практике это означало, что эти корабли действовали к западу от 180 долготы, вопреки указанным выше ограничениям SecNav Свенсона, но они явно находились в американских территориальных водах и юридически все еще в Западном Полушарии, поскольку они не пересекали международную линию перемены дат. [k4: подобное юридическое крючкотворство и закидоны еще отольются американцам в полной мере... ]
11 Лэнинг, стр. 371-76, особенно ценен для Части III.
12 Лэнинг, стр. 373.
13 В период с 1929 по 1934 год в состав ВМС было введено 15 тяжелых крейсеров (CA 24 - CA 38). Их часто называют «договорными крейсерами» [“Treaty Cruisers”], поскольку они были спроектированы в соответствии с условиями соглашений об ограничении военно-морских вооружений. Эти корабли имели стандартное водоизмещение около 10000 тонн, могли развивать скорость более 30 узлов в течение длительного времени и были вооружены девятью или десятью 8-дюймовыми орудиями. Некоторые из этих крейсеров могли нести до четырех поплавковых самолетов. См. DANFS.
14 Leutze, стр. 124. О импровизированной базе гидросамолетов на атолле Мидуэй см. запись для ~Avocet~ (AVP 4) в DANFS.
15 M964-18, 1, Fleet Problem XVI, Report of the Commander-in-Chief, United States Fleet, [15 сентября 1935 г.], стр. 25.
16 Трент Хоун, «Эволюция тактической доктрины флота», стр. 1135-37. Лэнинг не упоминает этот инцидент в своих мемуарах.
17 В октябре рутинный раунд боевых учений и учений флота был прерван мини-военной игрой, организованной у берегов Сан-Франциско. Якобы призванные продемонстрировать возможности Флота президенту Рузвельту, запланированные учения завершились смотром флота в заливе Сан-Франциско и стали огромным пиар-ходом; «Флот готовится к «войне»», New York Times, 30 сентября 1935 г.; «Рузвельт как «враг» видит флот «сражающимся»», New York Times, 3 октября 1935 г.
18 M964-18, 1, Fleet Problem XVI, Report of the Commander-in-Chief, United States Fleet, [15 сентября 1935 г.], стр. 32.
19 Wildenberg, Gray Steel, стр. 129; Thomas Wildenberg, «Chester Nimitz and the Development of Fueling at Sea», стр. 56, хотя он ошибочно пишет Fleet Problem XV.
20 Помимо потерянной летающей лодки с экипажем из шести человек, четыре других самолета были потеряны в результате несчастных случаев, в одном случае также со смертельным исходом; Grimes, стр. 145.
21 M964-18, 1, Fleet Problem XVI, Report of the Commander-in-Chief, United States Fleet, [15 сентября 1935 г.], стр. 33, 36; Hanson W. Baldwin, «Navy to Request Fast Auxiliaries», New York Times, 9 июня 1935 г.
22 Annual Report, 1935 г., стр. 11.
23 Laning, стр. 372; Breuer, стр. 8.
24 См. Эванс и Питти, Кайгун, стр. 243; Денлингер и Гэри, Война на Тихом океане, стр. 143; очевидно, что это тема, требующая дальнейшего исследования.
[Тяжелый крейсер ~Portland~ (CA 33) в море 23 августа 1935 года, через три месяца после участия в рейде на Мидуэй разведывательных самолетов из CRUDIV 5 во время FP XVI 18 мая 1935 года. (NH-97832, Naval Historical Foundation)]
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].