[страница 83]
[При первом испытании над Куньмином своих самолетов, методов и отваги «Тигры» сбили от четырех до шести бомбардировщиков, еще] три, вероятно, были уничтожены. Это было началом непрерывной череды побед и успешных миссий, которая закончилась только с дезактивацией AVG. В течение периода своей эксплуатации «Тигры» участвовали в оборонительных и наступательных боях, бомбежках с пикирования, обстрелах земли, разведке, миссиях по поднятию боевого духа над китайскими линиями и сопровождении бомбардировщиков. Были составлены различные таблицы общего количества сбитых вражеских самолетов; немногие из них согласны. Цифра, предоставленная для премиальных выплат китайским правительством, указывает на общее количество [287] самолетов, определенно уничтоженных. {19} Генерал Ченнолт публично заявил о [298] "уничтоженных" вражеских самолетах, почти столько же - "вероятных", и о потере всего 12 американских пилотов в результате действий противника.{20}
В июле 1942 года разведка Армии США сообщила следующие ежемесячные цифры потерь японцев и AVG с декабря по май: {21}
Потери японцев
[страница 84]
Потери AVG
Вероятно, точное число никогда не будет известно, потому что многие самолеты упали незамеченными в заливе Мартабан и джунглях Бирмы. Только японцы действительно знают, сколько самолетов и летчиков унесли «Тигры». Однако это точно. Благодаря своим победам AVG держала открытыми Бирманскую дорогу и порт в течение почти трех месяцев после начала японского наступления; остановила вражеское наступление на юг Китая в ущелье Салуин; очистила от японских самолетов небо над разрушенными бомбами провинциями Хунань и Гуанси; оказала Чунцину первую помощь после вражеской бомбардировки; и укрепил моральный дух китайцев.
С Китайской Оперативной Авиагруппой генерал Ченнолт надеялся достичь даже большего, чем с AVG. В письме от 16 июля 1942 года генералу Стилвеллу он обозначил весь спектр своих желаний в следующем заявлении о миссии новой оперативной группы:{22}
(1) Уничтожать японские самолеты в гораздо большем количестве, чем наша общая сила.
(2) Уничтожать японские военные и военно-морские объекты в Китае и поощрить китайское сопротивление,
(3) Нарушить японское судоходство во внутренних районах Китая и у берегов Китая.
(4) Нанести серьезный ущерб японским объектам и концентрациям в Индокитае, Формозе, Таиланде, Бирме и Северном Китае.
[страница 85]
(5) Сломить: моральный дух японских ВВС, уничтожив при этом значительную часть японского производства самолетов.
Несмотря на трудности с логистикой, ограниченный персонал, огромные размеры театра военных действий, примитивные ремонтные мощности и условия, в целом неблагоприятные для поддержания морального духа, миссия была в значительной степени выполнена.
2 июня 1942 года первый полет B-25, предназначенных для Китайской Оперативной Авиагруппы, в количестве шести, прибыл в Динджан из Аллахабада под командованием майора Гордона Лиланда [Gordon Leland]. Ни один из пилотов не имел опыта «полетов над Горбом», особенно в сезон муссонов, который собирался затопить регион. Игнорируя здравые советы полковника Хейнса (тогдашнего главы Перегоночного Командования), и даже неблагоприятный прогноз погоды, майор Лиланд завершил многочисленные приготовления к полету в Куньмин и бомбардировке Лашио по пути. В 06:00 утра следующего дня, 3 июня 1942 года, шесть B-25 вылетели на первое тактическое задание 11-й бомбардировочной эскадрильи (средней). Через сорок пять минут после вылета из Динджана, конечной точки перегона, погода ухудшилась, как это и предсказывалось. Однако звено не повернуло обратно. Вскоре после бомбардировки взлетно-посадочных полос в Лашио один самолет отделился от других. Сразу же заметив отставший самолет, два японских истребителя набросились на него, убив радиста, когда он [вел огонь] из пулеметов нижней турели. Благодаря искусному маневрированию потрепанный самолет ускользнул от противника, который продолжал преследование, и, наконец, сумел [доковылять] до Куньмина с сухими баками. Тем временем оставшиеся пять самолетов продолжили свой полет сквозь сплошную облачность на высоте 10 000 футов. К сожалению для передовых самолетов, высота оказалась недостаточной.
[страница 86]
[С внезапностью, которая не позволила избежать [[столкновения]], сквозь дымку показалась гора. Три ведущих машины [k4: здесь "ships"], включая машину майора Лиланда, разбились и сгорели. Два других, предупрежденные взрывом, пролетели мимо горы «лишь на малую долю», однако достаточно близко, «чтобы увидеть траву и деревья сквозь тяжелое облако». Из двух самолетов, избежавших трагического происшествия, только один достиг Куньмина. У другого закончился бензин над Цнаньи (Чанъи) [Cnanyi (Changyi)], примерно в пятидесяти милях к северу от Куньмина. Экипаж благополучно выпрыгнул и на разных видах транспорта, но в основном пешком, за две недели добрался до места назначения. По этой иронии судьбы, предполагаемая Китайская Оперативная Авиагруппа была сокращена до двух B-25, трех экипажей самолетов и 15 наземных сотрудников (прибывших на транспортнике) еще до того, как она начала действовать над Китаем.{23}
Добавление еще шести самолетов (B-25) в течение следующих двух недель увеличило численность самолетов подразделения до восьми. Однако два самолета были неисправны, один временно, другой постоянно. У последнего появились утечки в крыле, баках во время полета из Динджана, что потребовало его снятия с задания и в конечном итоге разборки. В течение почти двух месяцев части с этой машины обслуживали остальные семь. {24}
Среди персонала, прибывшего с новыми самолетами, был майор Уильям [?]. Бэйси [William [?]. Basye], ветеран подразделения B-17 в бесполезной кампании на Яве, новый командир 11-й средней бомбардировочной эскадрильи. С собой он привез семь человек, которые носили Крест за Выдающиеся Летные Заслуги за участие в знаменитом налете Дулиттла на Токио. Десять техников, реквизированных из Индии, завершили стройный ["streamlined"; k4: или здесь тонкая аллюзия на "истощенный"?] состав бомбардировочного подразделения.{25} 8 июня 1942 года генерал Карл Найден, начальник штаба Десятой Воздушной Армии, сообщил полковнику Хайнесу о его назначении на пост главы Китайского Бомбардировочного Командования [China Bomber Command].
ПРИМЕЧАНИЯ:
14. Он [Ченнолт], вероятно, один из отцов американской тактики перехвата... Ченнолт считает [Бельке (?)] отцом метода и тактики перехвата, а [Рихтгофена] своим величайшим идолом».
["He [Chennault] is probably one of the fathers of American Pursuit Tactics ... Chennault considers [Poelcke] the father of pursuit iteration and tactics and [Richtofen] his greatest pupil."]
Interview with Maj. [A. J. Baumler], 24 Mar. 1943.
15. Hotz, With General Chennault, 116-117.
16. Interview with Col. Robert L. Scott, 30 Apr. 1942.
17. Interview with Maj. George MacMillan, 5 Nov. 1942.
18. Hotz, With General Chennault, 112; Whelan, Flying Tigers, 42-44, 208.
19. Ibid., 211.
20. New York Times, 3 Oct. 1942; Hotz, With General Chennault; ONI Weekly under 7 and 8 July 1942 lists 250 Japanese planes downed.
21. CM-IN-[1758] (6 July 42), from Chungking sgd. Mayer, 6 July 42.
22. Ltr., Gen. Chennault bo Stilwell, 16 July 1942, in [WP-IV-C-1], China, Off. Services Div., AC/AS, Plans.
23. History of 341st Bombardment Group (1942-1943); History of 11th Bombardment Squadron (4 May 1942 to 31 May 1943); History of India-China Ferry Command (1942).
24. History of China Air Task Force; History of 341st Bombardment Group.
25. History of 11th Bombardment Squadron.
Ниже перечислены мужчины, награжденные за участие в полете Дулиттла: капитан Эверетт В. Холстром, 1-й лейтенант Люсьен [Н]. Янгблад, 1-й лейтенант Клейтон Дж. Кэмпбелл, 1-й лейтенант Хорас Д. Крауч, [старший сержант] Эдвин [В.] [Хортон], младший, старший сержант Адамс Р. Уильямс, старший сержант Дуглас В. Рэдни.
[Following were the men decorated for their part in the Doolittle flight: Capt. Everett W. Holstrom, 1st Lt. Lucien [N]. Youngblood, 1st Lt. Clayton J. Campbell, 1st Lt. Horace D. Crouch, [M/Sgt.] Edwin [W.] [Horton], Jr., T/Sgt. Adams R. Williams, S/Sgt. Douglas V. Radney.]
History 341st Bombardment Group.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].