[страница 79]
Глава IV
РАННИЕ ОПЕРАЦИИ КИТАЙСКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ АВИАГРУППЫ
[k4: стилистка главы указывает на то, что она написана самим Ченнолтом лично. ]
Десятая Воздушная Армия, несмотря на свои многочисленные проблемы, смогла в течение лета 1942 года совершать небольшие, но эффективные налеты на оккупированный Китай, Индокитай и Бирму. До активации Индийской Оперативной Авиагруппы реальная ударная мощь ВВС в Азии была сосредоточена в Китайской Оперативной Авиагруппе [China Air Task Force] под командованием генерала Ченнолта. Это соответствовало решениям предыдущей весны по поддержке военных усилий Китая.
В течение первых месяцев своих операций Китайская Оперативная Авиагруппа включала 23-ю истребительную группу под командованием полковника Роберта Л. Скотта, 16-ю эскадрилью (в отдельном отряде) 51-й истребительной группы, одно звено 9-й фоторазведывательной эскадрильи и несколько звеньев 11-й эскадрильи [7-й] бомбардировочной группы под командованием полковника Калеба В. Хейнса. Скудно оснащенная шестью B-25 и примерно 30 истребителями,{1} недавно созданная Оперативная Авиагруппа столкнулась со стратегическими и тактическими проблемами проведения эффективных операций истребителей и бомбардировщиков вдоль фронта протяженностью 5000 миль, простирающегося от Чунцина и Чэнду до Красной реки в Индокитае на юге, Тибетского плато и реки Салуин на западе и Китайского моря на востоке. Лишь немногие из истребителей были недавней модели. Большинство из них были устаревшими P-40B, часто изношенными сверх безопасного и эксплуатационного срока, которые [[ранее]] были переданы AVG.{2} Операции проводились с ряда китайских аэродромов, расположенных таким образом, чтобы большинство важных целей противника на юге Китая находились в пределах досягаемости B-25 и P-40.
[страница 80]
[Из Хэнъяна], самой северной базы, расположенной на железной дороге Ханькоу-Кантон, можно было наносить удары не только по этим двум важным городам, но и по вражеским сооружениям и внутренним водным путям центрального Китая. База в Квейлине охватывала побережье Южно-Китайского моря, а также морской и воздушный порт [Гонг-Конг] зоной возможной бомбардировки. В [Наймине(?)], на юге Китая, американские самолеты могли покрывать северную часть Индокитая, включая важный порт Хайфон и крупный распределительный пункт в Ханое. Юньнаньи, на западе Китая, и Динджан, в Ассаме, предоставили китайским ВВС базы, с которых они могли охранять воздушный маршрут и в то же время наносить удары по воздушным и снабженческим объектам в Бирме.{3}
С небольшим количеством инструментов для выполнения задачи суровая необходимость обязывала CATF, как и AVG, использовать наилучшую тактику либо же прекратить операции.{4} Во времена «Летающих тигров» генерал Ченнолт успешно применял теории перехвата, которые он разработал в начале 1930-х годов, и этот опыт он теперь применил на службе новой Оперативной Авиагруппы. По стандартам RAF и AAF самолет AVG, P-40B, оценивался немногим лучше учебного самолета. Фактически, во время воздушных боев в Рангуне в конце декабря 1941 года завод Curtiss-Wright в Буффало уже начал производить модели "E" и "F" P-40 имея еще более новые конструкции на чертежных досках.{5}
На самом деле, именно признанная [[всеми]] устарелость 100 "Tomahawk", поставленных AVG, сделало их доступными [[для нее]].{6} К концу лета 1942 года даже P-40, назначенные в Китайскую Оперативную Авиагруппу, вероятно, уступали новейшим самолетам противника.
[страница 81]
[Однако для генерала Ченнолта такое официальное осуждение самолета в целом не устранило] его явного локального преимущества. Он тщательно рассчитал его силу и слабость, сравнил с аналогичным анализом японских самолетов и сделал тактические выводы, которые использовали возможности P-40 и лишили вражеские самолеты возможности использовать свои сильные стороны.{7} «Пилот, - сказал Ченнолт, - который может обратить свои преимущества против слабости противника, всегда будет побеждать».{8} Применяя этот принцип, лидер «Тигров» утверждал, что если японцы получат P-40, а американцы - Zero, американцы все равно смогут их победить.{9}
Предварительная подготовка Американской Добровольческой Группы состояла примерно из тридцати лекций, за которыми следовали общие обсуждения.{10}
Полностью используя диаграммы, которые он рисовал мелом на доске, «как футбольный тренер при мозговом штурме» ["like a football coach at skull practice"], генерал Ченнолт дал свои указания:{11}
Вы можете рассчитывать на более высокую максимальную скорость, более быстрое пикирование и превосходящую огневую мощь. У японцев более высокая скороподъемность, более высокий потолок и меньший радиус разворота.
Японские истребители были построены для маневренных боев. Если они втянут вас в свой вид боя, они смертоносны. Используйте свою превосходящую скорость и более скоростное пикирование, чтобы нанести удар противнику, сделайте быструю очередь и затем оторвитесь. У вас есть преимущество в таком виде боя. Все ваши преимущества направлены на недостатки японцев. Никогда не вступайте в длительный непрерывный бой на виражах. Вам нужно отточить свой стрелковый глаз. Никто никогда не становится слишком хорош в стрельбе. Чем больше японцев вы поймаете своими первыми очередями, тем меньше их останется, чтобы напасть на вас. Точная стрельба экономит боеприпасы. Нет ничего хуже, чем оказаться в бою с замолчавшими пулеметами.
Японский двигатель стал любимой целью для американских летчиков из-за своей уязвимости.{12} в то время как силовая установка P-40 Allison, напротив, доказала свое большое превосходство и долговечность. Как позже метко заметил полковник Роберт Л. Скотт, командир 23-й истребительной группы в Китае: «Двигатель Allison может жить в песке» ["The Allison engine will live on sand"].{13}
[страница 82]
Ежедневно генерал Ченнолт вдалбливал в уши своих учеников уроки, которые он усвоил. {14} Он объяснял, как, заманив истребители, японцы охватывали незащищенный строй бомбардировщиков, чтобы поймать американцев под интенсивным перекрестным огнем, в то время как один из трех самолетов японского истребительного звена атаковал ничего не подозревающего противника, отделяясь от своей группы, в то время как его два оставшихся коллеги садились на хвост жертве. С помощью математических выкладок он учил своих летчиков оценивать скорость и расстояние, направлять свои пикирующие заходы перед противником, сжигать бомбардировщики экономной очередью (поскольку боеприпасов было мало) в легковоспламеняющийся бензобак противника. Он неоднократно указывал на ахиллесову пяту Zero, точки прицеливания, которые включали четыре жизненно важные части: двигатель, бензобак, систему охлаждения и пилота. Он советовал стрелять под углом и с отклонением, а также короткими очередями по фюзеляжу от хвоста до кончика носа. Все это, советовал он, должно было быть сделано, когда это возможно, парами звеньев, чтобы достичь концентрированной огневой мощи и защиты хвоста.{15} Всякий раз, когда позволяли обстоятельства, они должны были пикировать со стороны солнца.{16} Он в полной мере воспользовался тенденцией вражеских пилотов летать «по учебнику». {17} Заставляя их нарушать свои отрепетированные построения и сражаться в соответствии с тактикой AVG, они сбивались с толку и терялись. Но было мало надежды или помощи, предупредил он, для американского пилота, который пытался «сражаться с ними в соответствии с их планами».{18}
Замечательный рекорд, который AVG установил над Бирмой и Китаем с его первого воздушного боя 20 декабря 1941 года до его прекращения 4 июля 1942 года, свидетельствовал об эффективности тактики и учений генерала Ченнолта.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Имеющиеся записи показывают, что на 1 июля 1942 года в Китае было семь B-25 и 70 P-40. Один B-25 был потерян в течение месяца, в результате чего боевая численность составила шесть. Из 70 P-40 примерно 55 использовались AVG, и поскольку AVG никогда не имела более [18?] боевых истребителей одновременно, то, по-видимому, боевая численность истребителей новой оперативной группы составляла около [30].
2. Interview with Col. Robert L. Scott, [30] Apr. 1943.
3. See map
4. Ltr., Gen. Chennault to Gen. Arnold, 17 Sep. 1942, in AAG [000-800], India-China.
5. Hotz, With General Chennault, 104.
6. Hotz, With General Chennault, 94. See also Whelan, Flying Tigers, 43.
7. Interview with Col. Homer L. Saunders, June 1943. See also Greenlaw, Lady and the Tigers, 64.
8. Hotz, With General Chennault, 115.
9. [F. H. White], "China Air Task Force," Life Magazine, 12 Apr. 1943, 77.
10. Interview with Flight Leader [N]. [?]. [Bacon], AVG, 22 Apr. 1942.
11. Hotz, With General Chennault, 115; interview with Maj. George MacMillan, formerly AVG, 5 Nov. 1942.
12. Interview with Flight Leader [N]. R. Bacon, AVG, 22 Apr. 1942.
13. Interview with Col. Robert L. Scott, 30 Apr. 1943.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].