Патрик Х. Донован. Нефтяная логистика в войне на Тихом океане. (часть 3)

Sep 11, 2024 11:56

Нехватка американских нефтяных танкеров

Интересно отметить, что только один корабль, находившийся в Линкорной Линии 7 декабря, не получил вообще никаких повреждений. Тем не менее, если бы японцы потопили или серьезно повредили этот корабль, влияние этого на Тихоокеанский флот было бы почти таким же большим, как потопление авианосца. Этим судном был нефтяной танкер USS ~Neosho~.{93}

Нехватка нефтяных танкеров, таких как ~Neosho~, висела, как большой цементный альбатрос [k4: "large cement albatross"; типа наподобие "дамоклова меча"? ], на шее планировщиков Флота, обдумывающих операции на Тихом океане до и после рейда на Перл-Харбор.{94} Эта нехватка нефтяных танкеров была ключевой уязвимостью Флота. Японский Флот, который только что увидел, что было бы невозможно осуществить атаку на Перл-Харбор без поддержки танкеров, должен был нацелиться на эти корабли, которые были так важны для Флота.

В период с 1925 по 1940 год количество большинства надводных боевых кораблей Флота удвоилось; размер вспомогательных сил не изменился. Хотя число танкеров флота увеличилось, все они были заняты переправкой топлива между базами.{95} 7 декабря у Тихоокеанского флота было два танкера в Перл-Харборе, три в море и шесть других в портах на западном побережье; только четыре из них были способны к дозаправке в море.{96} Эта нехватка танкеров фактически ограничивала радиус действия Тихоокеанского флота.{97} Это также было ключевой причиной того, что 7 декабря в Перл-Харборе находилось так много кораблей. Киммел не мог держать в море и менее половины своего флота, не начав истощать запасы нефти в Перл-Харборе; его ограниченный запас танкеров не мог покрыть дефицит.{98}

Из-за этой нехватки танкеров Флот даже не мог осуществить свой основной военный план (даже если большая часть его Боевой Линии не находилась на дне Перл-Харбора). Общая вместимость танкеров Тихоокеанского флота составляла 760 000 баррелей нефти. За первые 9 дней после Перл-Харбора флот израсходовал 750 000 баррелей из этой суммы. Таким образом, Флот был привязан к своим поставкам нефти в Перл-Харборе, {99} и если бы японцы атаковали нефтехранилище и связанные с ним нефтяные танкеры в Перл-Харборе 7 декабря, они бы отбросили Тихоокеанский флот обратно на Западное Побережье.{100}

Если бы Тихоокеанский Флот был вынужден вернуться на Западное Побережье, был бы он эффективен в противостоянии японцам? Короткий ответ - нет, особенно если бы японцы начали атаковать нефтяные танкеры. Приведем пример: USS ~Lexington~ был отправлен из Калифорнии для оказания помощи в поисках Амелии Эрхарт в июле 1937 года. Сначала ~Lexington~ должен был пополнить свои бункеры на Западном Побережье.{101}

[страница 38]

[Затем он проследовал на высокой скорости около 30 узлов к] Гавайским островам. Здесь ему пришлось снова дозаправиться от танкера USS ~Ramapo~ у Лахайна-Роудс, Мауи. В результате ~Lexington~ прибыл в район поиска у острова Хауленд только через 11 дней после отплытия с западного побережья и даже не смог бы этого сделать без поддержки ~Ramapo~.{102}

Корабли, выходящие с западного побережья, добавляли бы 2000 морских миль к [[дальности]] своего патрулирования на Тихом океане только для того, чтобы добраться до Гавайев.{103} Это число, очевидно, пришлось бы удвоить, поскольку этим же кораблям пришлось бы возвращаться на Западное Побережье, если бы не было поддержки танкеров, а нефтехранилища в Перл-Харборе больше бы не существовало.

Дальность плавания Тихоокеанского флота просто не могла удовлетворить эту потребность. Лучшая дальность авианосцев класса ~Yorktown~ составляла 12 000 морских миль на скорости 15 узлов, в то время как более старые авианосцы имели еще меньшую выносливость.{104} Линкоры имели гораздо меньшую выносливость и были медленнее. В среднем они проходили 8 000 морских миль на скорости 10 узлов.{105} Крейсеры были немного лучше авианосцев; в среднем они проходили 14000 - 14500 морских миль на скорости примерно 15 узлов. Эсминцы, в зависимости от их класса, могли пройти 6000-9000 и более морских миль на скорости 15 узлов.{106} Если взглянуть на выносливость авианосцев и крейсеров, ситуация не кажется такой уж плохой. Однако есть и другие факторы, которые необходимо учесть в уравнении.

Во-первых, дальность действия должна быть уменьшена как минимум на 15 процентов всякий раз, когда принимались меры по противолодочному маневрированию.{107} Кроме того, предусмотрительный командир мог бы вообще избегать предполагаемого района действий подводных лодок, если бы время и обстоятельства позволяли такой обход. Это также уменьшило бы общую выносливость. Другим фактором была скорость корабля. Более высокая скорость означает большее сжигание топлива. Операции оперативной группы требуют большого количества высокоскоростного хода для запуска и подъема самолетов, поисковых задач, противолодочного патрулирования и так далее. Этот процесс, как можно видеть из предыдущего примера с ~Lexington~, сжигает огромное количество топлива.{108}

Все уравнение сводится к наличию нефти и достаточного количества танкеров для перевозки этого драгоценного товара. Киммел подытожил эту существенную истину, когда он давал показания:
Эсминцы на полной мощности исчерпывают свой запас топлива за 30-40 часов, на средней скорости - за 4-6 дней. Опыт войны доказал необходимость заправки эсминцев каждые три дня, а тяжелых кораблей - каждые пять дней, чтобы иметь на борту боевой резерв. Для того чтобы держать весь флот в море в течение длительного времени, потребовалось бы не 11 танкеров, а около 75, причем не менее трети из них были бы оборудованы для доставки на ходу.{109}

Нефтяная логистика после Перл-Харбора

Японцы продолжили атаку на Перл-Харбор подводными операциями у Западного Побережья Соединенных Штатов. Эти операции были запланированы с упором на удары по военным кораблям против судов логистической поддержки и торговых судов. Хотя японцам удалось потопить несколько кораблей, их подводные операции были довольно слабыми по сравнению с операциями немецких подводных лодок против американских коммерческих судов в Атлантике. Немцы устроили массовую резню вдоль восточного побережья Соединенных Штатов после Перл-Харбора. Количество доступных немецких подводных лодок для этих операций было даже меньше, чем у японцев. Тем не менее, успех немцев был намного выше из-за их оперативной стратегии нацеливания на торговые суда союзников с упором на нефтяные танкеры.

Японская оперативная стратегия сосредоточения только на симметричных целях, таких как военные корабли, соблюдалась даже при наличии асимметричных уязвимостей США. Это окно возможностей начало медленно закрываться после Перл-Харбора. Японцы утратили всякую возможность использовать эту слабость к концу 1942 года; К тому времени они утратили способность к наступлению, которую так и не удалось восстановить.

Война приходит на западное побережье США

Географическое положение Японии определило, что война в Тихом океане будет, в значительной степени, войной за контроль над морем, чтобы использовать свои новые территориальные приобретения в Южной операции. Одним из предметов в ее арсенале, помогающим выполнить эту задачу, была подводная лодка.{110}

Общая стратегическая миссия японских подводных сил заключалась в том, чтобы служить дополнением к основным боевым силам. То есть, когда вражеский флот (Тихоокеанский флот США) приближался к японским водам, подводные лодки IJN совершали вылазки и перехватывали американцев. Японские подводные лодки должны были вести разведку противника, сообщая о передвижениях японскому боевому флоту, одновременно сокращая силы противника путем истощения. Когда два флота встретятся, произойдет большое столкновение в стиле Ютланда, которое определит все.{111} Весь принцип Гавайской операции заключался в том, чтобы свести на нет необходимость в этой стратегии, по крайней мере, на первые 6 месяцев. Однако подводная лодка была слишком ценным инструментом, чтобы убирать ее из операций, поэтому японские подводные силы были включены в планирование Гавайской операции. Они будут использоваться для разведки перед ударом, для атаки целей, которые избежали авиаудара, и для воспрепятствования контратакующим силам.{112} Тридцать крупных лодок из Шестого флота должны были принять участие в атаке. Три должны были действовать в качестве прикрытия для ударных сил Перл-Харбора, 20 других должны были расположиться вокруг Оаху, а пять оставшихся должны были нести двухместные сверхмалые подводные лодки. Оставшиеся две подводные лодки должны были провести разведку вокруг Алеутских островов и других владений США в Тихом океане. После атаки 12 подводных лодок должны были остаться в районе Гавайев, а 9 направиться к западному побережью США.{113} Там они должны были перекрыть линии коммуникаций США, уничтожая вражеское судоходство.{114}

Хотя частью изначальной японской большой стратегии было решительное исполнение атак на коммерческие суда США, это не было отражено в операциях подводных лодок IJN или в тактической мысли.{115} Японские подводные лодки у западного побережья США в первую очередь были там для нанесения ударов по военно-морским объектам США.{116} Японцы ограничили себя собственными правилами ведения боевых действий, когда дело касалось торгового судоходства. Им разрешалось использовать только одну торпеду на торговое судно. Из-за этого они часто всплывали, чтобы атаковать торговые суда своими палубными орудиями.{117} Это действие лишило их возможности использовать два из лучших видов оружия, которыми обладала подводная лодка. Во-первых, они пожертвовали относительной точностью и смертоносностью своего основного оружия - торпеды.{118} Во-вторых, эта тактика пожертвовала одним из главных преимуществ подводной лодки - скрытностью.

Тем не менее, японские подводные лодки одержали несколько побед на западном побережье Соединенных Штатов. I-77 повредила одно грузовое судно артиллерийским огнем и заставила танкер ~Emidio~ сесть на мель у Кресент-Сити, Калифорния.{119} Подводная лодка I-23 попыталась атаковать с поверхности другой танкер около Монтеррея, Калифорния, но не добилась никаких попаданий. Танкер ~Agriworld~ смог отправить сигнал бедствия Флоту.

[страница 39]

[Две надводные атаки] подводной лодки I-21 не дали никаких результатов. Однако удача вот-вот должна была измениться. Она торпедировала и потопила танкер ~Montebello~ в 20 милях от Авилы, Калифорния, утром 23 декабря. Две другие торпедные атаки были проведены дальше по побережью около Лос-Анджелеса I-19; одна была безрезультатной, другая попала в грузовое судно ~Absaroka~. С помощью находившегося поблизости военно-морского буксира ~Absaroka~ была вытащена на берег прямо под Фортом МакАртур. Приказ подлодкам обстреливать города западного побережья был отменен в последнюю минуту, и подлодки отошли в японские воды в конце декабря.{120} Этот приказ о преждевременном отступлении (подлодки едва ли понесли ущерб в своих торпедных запасах) возможно был вызван излишней самоуверенностью со стороны японцев. Было решено отозвать подлодки в восточной части Тихого океана для поддержки Южной операции.{121} [k4: есть очень любопытный тактический нюанс, почему японцы могли оставлять танкеры в живых - для использования в качестве "подсадных уток". Догнать в море авианосец практически невозможно, кроме момента - когда он дозаправляется... ]

Позже в 1942 году было совершено еще несколько атак на цели на западном побережье. Одним из ударов, который имел значение, была попытка начать большой лесной пожар с помощью бомб, сброшенных с гидросамолета выпущенного с подводной лодки ["sublaunched seaplane"]. К несчастью для японцев, дождь и туман не по сезону смогли удержать огонь от распространения за пределы небольшой территории, и он прогорел сам по себе.{122} Другая атака на калифорнийский нефтеперерабатывающий завод и резервуарный парк была мотивирована скорее личной, чем военной стратегией; в любом случае, эта атака также была безрезультатной.{123} С декабря 1941 года по октябрь 1942 года японские подлодки атаковали всего 19 торговых судов между Гавайями и западным побережьем; 15 из них - в декабре 1941 года.{124}

В целом, японская подводная кампания у Западного побережья имела скудные результаты. Излишняя самоуверенность, плохая тактика и менталитет, подчеркивающий, что коммерческие и логистические цели не заслуживают уничтожения, позволили японцам упустить золотую возможность.{125} С их новыми партнерами через океан такого бы не случилось.

Барабанная дробь

По причинам, известным, вероятно, только ему, Гитлер объявил войну Соединенным Штатам 11 декабря 1941 года.{126} Для целей этой статьи неважно, почему он объявил войну; здесь рассматриваются только непосредственные результаты этого действия. У германского флота больше не было никаких ограничений на нападение на американские суда. Поскольку ему дали такое короткое уведомление о неизбежном объявлении войны, адмирал Карл Дениц, глава подводного флота Германии, смог собрать только пять подводных лодок для этого первого набега в воды США. Операция «Паукеншлаг» (Paukenschlag, «Барабанная дробь») фактически началась 12 января 1942 года с потопления парохода ~Cyclops~ U-123 в 300 милях от Кейп-Кода.{127} Главными целями «Паукеншлага» должны были стать танкеры союзников. Как резюмировал Дениц: «Может ли кто-нибудь сказать мне, насколько хороши танки, грузовики и самолеты, если у противника нет для них топлива?»

Серые волки Деница напали на судоходство союзников, как будто это было незащищенное стадо овец. Немцам помогло то, что американцы были совершенно не готовы к тому, что должно было произойти. Эта неподготовленность помогла немцам, и было сделано много ошибок. На восточном побережье не было отключений электроэнергии, морские навигационные средства все еще работали, а на кораблях не хватало дисциплины безопасности связи.{128} С 13 по 23 января 1942 года подлодки Паукеншлага потопили 25 судов.{129} Семьдесят процентов потерь Паукеншлага составили танкеры, в среднем на 130 000 баррелей. Если бы этот темп истощения сохранялся, союзники потеряли бы половину своего танкерного флота за 1 год.{130} Немцы прошли через Паукеншлаг без каких-либо потерь; фактически, ни одна немецкая подлодка никогда не была атакована. Американская реакция на противолодочную войну была жалкой. Не существовало никаких планов по борьбе с возможным нападением подводных лодок, и не было сил для их реализации, если бы они существовали.{131} Это иронично, потому что Атлантический флот получил 18 эсминцев в качестве перевода с Тихоокеанского Флота в мае 1941 года.{132}

Немецкие подводные лодки в конечном итоге потопили 391 судно в западной части Атлантики, 141 из которых были танкерами. Четверть танкерного флота США была потоплена в 1942 году. Несмотря на то, что верфи США начали производить новые торговые суда в рекордных количествах, все еще наблюдалось падение общего доступного торгового и танкерного тоннажа. Это произошло в то время, когда каждый корабль был нужен для поддержки наступлений по всему миру в войне двух океанов.{133}



Рисунок 3. ~Neosho~ заправляет ~Yorktown~, вероятно, 1 мая 1942 года. ~Neosho~ и его эскорт, эсминец ~Sims~, были потоплены японской авиацией 7 мая 1942 года после того, как были ошибочно идентифицированы как авианосец и крейсер. Однако к тому времени ~Neosho~ выдал достаточно топлива Оперативной Группе 17, чтобы она могла выполнить свою миссию по остановке сил вторжения в Порт-Морсби. Обратите внимание на использование крана для самолетов на ~Yorktown~ для поддержки заправочного шланга.{148}

ПРИМЕЧАНИЯ:
93. Wallin, Pearl Harbor: Why, How, Fleet Salvage and Final Appraisal, 103-104. Also see Commanding Officer USS Neosho, "Report on Raid on Pearl Harbor, T. H., 7 Dec 41 [Online] Available: h_t_t_p:// www.ibiblio.org/hyperwar/USN/ships/logs/AO/ao23-Pearl.html, 5
Mar 01.

94. Bischof and Dupont, 57.

Флот классифицировал свои нефтяные танкеры ["oil tankers"] как флотские нефтяные танкеры ["fleet oilers"]. Для целей этой статьи военно-морские нефтяные танкеры являются синонимом танкера ["tanker"] или нефтяного танкера ["oil tanker"]. [k4: "масло масляное" и тонкости тезоименитства; переводчик тут бессилен... ]

95. Ballantine, 4.

96. Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 6, 2504. Also see Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 12, 345-346.

Кроме того, утром в день атаки на Перл-Харбор на верфи Кавите находились еще два нефтяных танкера; они были прикреплены к Азиатскому флоту США.

(see Dictionary of American Naval Fighting Ships, Vol VII, 282).

97. Prange, Pearl Harbor: The Verdict of History, 547.

98. Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 6, 2504, 2569, and 2732.

99. Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 32, 593.

100. Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 6, 2570.

Японцы знали, что танкеры находятся в Перл-Харборе; японское консульство информировало их о всех прибытиях и отправлениях кораблей (см. Fuchida, 943). Японские атакующие силы приняли осознанное решение не атаковать ~Neosho~. Он был пришвартован в точке заправки F-4 на острове Форд. В своих планах японцы направляли торпедоносцы из первоначальной ударной группы против кораблей на этой стоянке (торпедная трасса 3); ~Neosho~ не был торпедирован. Позже, когда ~Neosho~ двигался в восточном заливе гавани, он намеренно не был атакован японским бомбардировщиком, который прекратил огонь, чтобы поразить линкор ~Nevada~. Как ни странно, танкер у причала F-4 был отмечен как затопленный в отчете Футиды после боя (см. Prange, At Dawn We Slept, 385, 512, 518 и 536). Японцы также знали, что в Кавите было два танкера; они даже знали их названия (см. Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 12, 302-303). Также справедливо предположение, что японцы знали местонахождение других танкеров, которые находились в портах на Западном Побережье 7 декабря 41 года.

101. B. Orchard Lisle, "The Case for Aircraft-Carrying Oil Tankers," US Naval Institute Proceedings, Nov 42, 1555.

Ведутся споры о том, откуда конкретно с Западного Побережья отплыл ~Lexington~, но его отплытие было отложено. Учитывая желание офицеров Флота иметь как можно больше топлива в своих бункерах, учитывая время, имеющееся у ~Lexington~ до отплытия с Западного побережья, предполагается, что тот заправил свои топливные бункеры.

102. Susan Butler, East to the Dawn, Reading, Massachusetts: Addison-Wesley, 1997, 414. Also see Elgen M. Long and Marie K. Long, Amelia Earhart, New York: Simon & Schuster, 1999, 220.

По иронии судьбы, USS ~Ramapo~ был другим танкером в Перл-Харборе утром 7 декабря 41 г.

(see Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 12, 348349); also see Commanding Officer USS Ramapo. "Report on Raid on Pearl Harbor," 7 Dec 41 [Online] Available: h_t_t_p://www.ibiblio.org/ hyperwar/USN/ships/logs/AO/ao12-Pearl.html, 5 Mar 01.

103. Ballantine, 40.

104. Roger Chesnau, Aircraft Carriers of the World, 1914 to the Present, Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1984, 201, 205, and 206.

105. Ian Sturton, ed, Conway's All the World's Battleships 1906 to the Present, Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1987, 160, 164, 168, 172, and 176.

106. James C. Fahey, The Ships and Aircraft of the US Fleet, New York: Ships and Aircraft, 1945, 15, 18, 23-25.

107. "The Zig-Zag Course as a Defence Against Submarines," US Naval Institute Proceedings, Professional Notes, Aug 17, 1836 1936.

«Зигзагообразный курс как защита от подводных лодок», Труды Военно-морского института США, Профессиональные заметки, 17 августа 1936 г. Хотя статья и устарела, этот метод, который был проверенной защитой к концц Первой мировой войны, и можно было ожидать, что он будет использоваться в начале Второй мировой войны.

108. Bischof, 70.

109. Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 6, 2504.

110. Strategic Bombing Survey, 108.

111. Norman Polmar and Dorr Carpenter, Submarines of the Imperial Japanese Navy, Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1986, 1.

112. Polmar and Carpenter, 12-13. Also see Potter, 796.

113. Polmar and Carpenter, 13-14.

Сверхмалые подводные лодки должны были атаковать военные корабли США в Перл-Харборе в сочетании с авианалетом. После атаки ни одна из пяти сверхмалых подводных лодок так и не вернулась на материнский корабль.

114. Military History Section, Headquarters, Army Forces Far East, Japanese Monograph No 108, Submarine Operations in the First Phase Operations, December 1941 to April 1942, Washington: Office of the Chief of Military History, Department of the Army, 1947, 1.

115. Japanese Monograph N. 150, Political Strategy Prior to Outbreak of War, Part IV, 47.

116. Polmar, 11.

Довоенная стратегия основной роли атаки флота оставалась неизменной до апреля 42 г. После этого момента подводные лодки переключились на коммерческое судоходство; однако большинство этих атак, по-видимому, концентрировались в районе Индийского океана, что оказало минимальное влияние на операции Тихоокеанского флота. [k4: это, однако, указывает на некоторые любопытные приоритеты... ]

117. Donald J. Young,

«В течение недели в декабре 1941 года японские подводные лодки рыскали вдоль побережья Тихого океана, выискивая торговые суда, которые можно было бы потопить», World War II, Jul 98.

118. William Scheck, "Japanese submarine commander Kozo Nishino gained personal satisfaction from shelling the California coast." World War II, Jul 98, 1 8.

Среди прочего, в статье упоминается сложность поддержания наведения палубного орудия подводной лодки на цели, когда подводная лодка постоянно движется. Также японская торпеда, 24-дюймовое оружие с кислородным приводом, имела характеристики, которые более чем вдвое превосходили ближайшую американскую модель.

(see Prange, At Dawn We Slept, 394).

119. Young, "For a week in December 1941, Japanese submarines prowled the Pacific coastline, searching for merchant ships to sink," 27-29.

«В течение недели в декабре 1941 года японские подводные лодки рыскали вдоль побережья Тихого океана, выискивая торговые суда, которые можно было бы потопить», 27-29. Следует отметить, что I-17 сначала попыталась обстрелять ~Emidio~, и танкер успел подать сигнал бедствия. Ответившие самолеты смогли дважды сбросить глубинные бомбы на подлодку. Хотя подлодка не получила повреждений, атака с поверхности показывает, на какой повышенный риск пошли японцы.

120. Young, 29-32.

121. Carl Boyd and Akihiko Yoshida, The Japanese Submarine Force and World War II, Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1995, 6869.

122. William H. Langenberg,

«Поплавковый самолет, запущенный с подводной лодки Императорского флота Японии, сбросил бомбы в сентябре 1942 года - это был первый раз, когда континентальная часть Соединенных Штатов подверглась бомбардировке с воздуха».

[Online] Available: h_t_t_p://www.theistorynetcom/AviationHistory/ articles/1998/11982_text.htm, 7 Mar 01.

123. Scheck, "Japanese submarine commander Kozo Nishino gained personal satisfaction from shelling California coast," 16-18.

Командир подлодки Кодзо Нишино посетил нефтеперерабатывающий завод в предвоенный период в качестве командира японского танкера. На приветственной церемонии он поскользнулся на нефти и оказался на кактусовой грядке, к большому удовольствию местных рабочих нефтеперерабатывающего завода. Нишино, оскорбленный смехом, увидел свой шанс отомстить в феврале 42-го. Он 45 минут обстреливал нефтеперерабатывающий завод из своего 5,5-дюймового орудия. Он не нанес значительного ущерба, но, по-видимому, этого было достаточно, чтобы свести личные счеты.

124. Juergen Rohwer, Axis Submarine Successes 1939-1945, Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1983, 278-281.

125. Potter, 799.

126. Events Leading up to World War II, 310.

127. Ladilas Farago, The Tenth Fleet, New York: Ivan Oblensky Inc, 1962, 46-47, 55.

128. Goralski, 103-104.

129. Farago, 58.

Оценки варьируются от 25 до 44 потопленных кораблей, в зависимости от источника. Следует также отметить, что немцы потопили 74 корабля в радиусе 300 миль от американского побережья только в марте 42 года; опять же, большую часть из них составляли танкеры. Потери были настолько велики, что если бы темп продолжался, то не хватило бы топлива для продолжения войны

(see also Goralski, 106-112).

130. Goralski, 106.

131. Farago, 58

132. Investigation of the Pearl Harbor Attack, Part 6, 2505.

Эсминцы (вместе с другими переданными кораблями) должны были использоваться в патрулях нейтралитета, чтобы не допустить немецкие военно-морские силы в западную Атлантику.

133. Goralski, 116.

kimmel h.e., uss ramapo (ao-12), остров Хауленд, uss montebello, =гипотеза-мочить-Британию-первой=, ijn i-21, uss lexington (cv-2), ijn i-17, uss neosho, earhart amelia, uss emidio, uss agriworld, =вопросы-топливной-логистики=, ijn i-19, uss absaroka, ijn i-23, ijn i-77

Previous post Next post
Up