Патрик Х. Донован. Нефтяная логистика в войне на Тихом океане. (часть 4)

Sep 12, 2024 11:36

Непоколебимая преданность стратегии решающей битвы

«Резня, устроенная подводными лодками вдоль нашего атлантического побережья в 1942 году, была такой же национальной катастрофой, как если бы диверсанты уничтожили полдюжины наших крупнейших военных заводов», - писал Сэмюэл Эллиот Морисон. Поставки нефти с побережья залива в порты восточного побережья упали в четыре раза с января 1942 года, пока не начали расти в середине 1943 года. Танкерный тоннаж был удручающе мал.{134}

Немцы, надо отдать им должное, осознали важность нефти в военных планах союзников. Еще 3 января 1942 года немцы призывали японцев сосредоточить свои подводные усилия на стратегии guerre de course коммерческой войны. Если бы два партнера по Оси могли сосредоточить свои подводные усилия на логистике союзников, это бы серьезно ограничило способность союзников начать любое наступление.{135} Немецкий военно-морской атташе в Японии, вице-адмирал Пол Х. Веннекер [Paul H. Wenneker], неоднократно призывал к такому изменению стратегии. Японцы вежливо слушали, но они не были готовы изменить свою стратегию сосредоточения на военных кораблях. Веннекер позже заявил:

Японцы утверждали, что торговое судоходство можно было бы легко заменить большими американскими производственными мощностями, но что военные корабли представляли собой реальную силу, против которой они боролись, и что эти суда и их обученные экипажи было труднее всего заменить, и, следовательно, они были логичными целями. Поэтому, если они и рискнули своими подлодками, то против флота.{136}

Японцы оставались рабски зависимыми от своей доктрины решающего боя. Несмотря на успех немецких подводных лодок у восточного побережья США (и даже их успех в Первой мировой войне), японцы не изменили свою стратегию использования подводных лодок для поддержки операций флота.{137}

К несчастью для немцев и японцев, альянс Оси был политическим соглашением, основанным на собственных корыстных мотивах. Ни немецкий, ни японский флот не считали взаимное сотрудничество в военном планировании вопросом особой важности, когда Германия и Япония вступили в свой союз друг с другом.{138}

Японцы должны были сосредоточить все свои подводные лодки у нефтяных портов западного побережья США и у Гавайев. Находясь в этих районах патрулирования, подводные лодки должны были систематически выслеживать и уничтожать американские танкеры и нефтяные танкеры Флота. Японский флот также должен был провести операцию челночного типа, в ходе которой некоторые подводные лодки могли бы постоянно работать в этих районах патрулирования.{139} Если бы японцы следовали такой стратегии, было бы гораздо меньше шансов, что Флот смог бы начать какое-либо наступление в Тихом океане в 1942 году.

[страница 40]

Нефть и южнотихоокеанские операции

В течение первого года войны на Тихом океане Флот США был вынужден вести войну, к которой они не были готовы. У них не было ни достаточного количества кораблей, ни складских помещений... ни нефти. Но с большим трудом, поспешными импровизациями, разумным руководством и некоторой честной удачей им удалось (иногда с большим трудом) снабдить свои боевые силы достаточным количеством топлива для боевых операций. Хотя система снабжения была напряжена до предела, она так и не развалилась.{140}

Состояние с топливом в первой половине 1942 года напрягало систему логистического обеспечения до предела. Как уже упоминалось, вскоре после Перл-Харбора Тихоокеанский флот, по сути, израсходовал почти все топливо, хранившееся на борту своих танкеров. Поскольку танкеры Тихоокеанского флота снабжали топливом корабли в районе Гавайев, это означало, что новые поставки с материка не осуществлялись. Топлива и танкеров стало так мало весной 1942 года, что нефть была взята с не подлежащих спасению линкоров, все еще покоящихся на дне Ликороной Линии.{141}

Нехватка топлива и танкеров почти сразу стала оперативным фактором в Тихом океане. ~Neches~ был частью Оперативной Группы 14, отправленной на помощь острову Уэйк в декабре 1941 года. Низкая скорость ~Neches~ (оперативные группы могли двигаться только со скоростью сопровождающего их танкера) наряду с плохой погодой означала, что силы по оказанию помощи острову Уэйк не были в состоянии атаковать японские силы до того, как остров был захвачен.{142} Более поздний запланированный авиаудар оперативной группы ~Lexington~ по Уэйку в январе 1942 года пришлось отменить, когда японская подводная лодка I-72 потопила тот же танкер ~Neches~.{143} Рейды Тихоокеанского флота на оккупированные японцами острова в январе и феврале 1942 года были бы невозможны без поддержки танкеров Флота. В преддверии событий одна авианосная группа, которая выдвинулась против Рабаула, была вынуждена отступить после того, как японцы обнаружили ее, и много топлива было израсходовано во время высокоскоростного маневрирования при отражении японских воздушных атак. Рейд Дулиттла на Токио, который должен был иметь огромные стратегические последствия для войны на Тихом океане [k4: стандартный экивок на символ веры], также был бы невозможен без поддержки танкеров.{144}

Отсутствие танкеров также стало реальной проблемой для операций в южной части Тихого океана в начале 1942 года. Хотя это был всего лишь вопрос времени, когда более крупные силы IJN сокрушат американские и союзные военные суда в этот период Южной операции, ситуация усугубилась потерей всех доступных источников нефти ABCD в этом регионе к середине февраля 1942 года. Потеря флотского танкер USS ~Pecos~ в результате действий японцев еще больше усугубила ситуацию.{145}

Нехватка танкеров также была вторичным фактором из-за того, что Тихоокеанский флот превратился из флота, ориентированного на линкоры, во флот, сформированный вокруг авианосных оперативных групп. Даже после Перл-Харбора флот все еще имел значительные силы линкоров. Семь линкоров были доступны в портах западного побережья в конце марта 1942 года. Однако, поскольку нехватка танкеров флота была настолько острой, для службы в [[составе]] этих сил их не было ни одного.{146} Эти силы вышли в море 14 апреля 1942 года, чтобы помочь остановить японское наступление в южной части Тихого океана. Линкоры были загружены таким количеством топлива, продовольствия и боеприпасов, что бронепояса и палубы оказались ниже ватерлинии. Если бы эти корабли пошли бы в опасное место, они бы долго не продержались. К счастью, [[результат]] боя в Коралловом море был зазрешен до того, как они смогли принять участие, и силам было приказано вернуться на Западное Побережье.{147}

Танкеры, которые невозможно было выделить для линкоров, поддерживали авианосные силы, задействованные в Коралловом море. Опять же, флотские танкеры были незаменимы для [[ведения боевых]] операций. Топливные операции в Коралловом море проводились с помощью танкеров ~Tippecanoe~ и ~Neosho~ (рисунок 3).

Флотский заправщик ~Neosho~ поддерживал Оперативную Группу 17 авианосца ~Yorktown~ во главе с контр-адмиралом Дж. Джеком Флетчером на борту. Это был тот самый ~Neosho~, который так демонстративно проигнорировали японцы во время налета на Перл-Харбор. Хотя он был потоплен японской авиацией 7 мая 1942 года, ~Neosho~ уже сыграл свою важную роль в распределении мазута для Оперативной Группы 14. Если бы Флетчер нуждался бы в большем количестве топлива, ситуация могла бы стать немного щекотливой.{149} По иронии судьбы, японцы столкнулись со своей первой проблемой с топливом. Недостаток танкерной поддержки для их оперативной группы, а также нехватка топлива для их самолетов заставили японский флот остановить свою оперативную группу недалеко от своей цели, Порт-Морсби.{150} [k4: экая свежая мысль...]

После чудесного успеха в Мидуэе, Тихоокеанский флот наконец смог перейти в наступление в августе 1942 года с операцией Watchtower, вторжением на Гуадалканал на Соломоновых островах. Неадекватная топливная логистика по-прежнему была серьезной проблемой.{151} Для поддержки операции на [[архипелаге]] Тонга и Новой Каледонии были созданы топливные и вспомогательные склады, но они находились в 1300 и 500 милях соответственно от места действий на Гуадалканале.{152}

Предварительные планы по поставкам нефти для этой операции были составлены на основе прошлого опыта обычных операций. Офицер, отвечавший за операцию, адмирал Роберт Л. Гормли, пытался учесть проблемы, которые могли возникнуть, такие как непредвиденные потери или изменения в операциях. Однако его логистический персонал был немногочисленным и не имел опыта. Поэтому запас топлива, который считался комфортным запасом для операции на Гуадалканале, оказался недостаточным.{153}

С такой шаткой логистической ситуацией операция Watchtower стала презрительно называться операцией Shoestring («Шнурок») морскими пехотинцами, которые выживали на захваченных вражеских пайках. Недостаточные запасы топлива привели к тому, что авианосцы, прикрывавшие десантные силы морской пехоты, не могли оставаться на месте и через 2 дня отошли на 500 миль к югу для дозаправки. Операции на Гуадалканале были рискованными в течение следующего месяца.

[Позиция США могла быть] поставлена ​​под угрозу согласованной атакой на поставки топлива, но этого так и не произошло.{154} В сентябре Гормли наконец начал справляться со своими логистическими потребностями, передавая подробные запросы на топливо по [[командной (?)]] цепочке. Его действия во многом облегчили проблему с топливом для остальной части Южно-Тихоокеанской операции.{155}

С увеличением поставок топлива и неспособностью японцев выбить защитников морской пехоты с Гуадалканала, ситуация в Тихом океане действительно начала меняться. С этого момента ситуация с топливом на Тихоокеанском флоте стала укрепляться, в то время как позиции Японии ослабевали. Японцы упустили возможность нанести удар по ключевой уязвимости Соединенных Штатов на Тихом океане - топливной логистике.

Выводы

Бог был на стороне страны, у которой была нефть.
Профессор Вакимура [Wakimura]
Токийский императорский университет в послевоенных допросах {156}

Преданность IJN устаревшей оперативной стратегии, вместо того чтобы сосредоточиться на том, какие эффекты были необходимы для обеспечения выполнения их национальной стратегии, оказалась их крахом. Японцы знали, что если они не найдут безопасный и стабильный источник нефти, им в конечном итоге придется подчиниться довоенным требованиям США. Как только стало ясно, что дипломатические меры будут неэффективны, японский план состоял в том, чтобы захватить и обеспечить как можно больше нефти и других ресурсов. Рейд на Перл-Харбор был всего лишь ответвлением для достижения этой общей цели.

Как бы эффективны ни были японская разведка и первоначальные военные действия, они никогда не были сосредоточены на уничтожении ключевой цели, которая могла бы позволить им достичь своей цели - не допустить флот в Тихий океан. Японское стратегическое игнорирование хрупкой нефтяной инфраструктуры США на Тихом океане было невероятным упущением с их стороны. Японцам следовало атаковать американские нефтяные поставки в Перл-Харборе и последовать за этим набегом с атаками на американские нефтяные суда и танкеры в Тихом океане. Японские атаки, в сочетании с немецкими ударами, на нефтяные поставки и инфраструктуру дали бы японцам много ценного времени - времени, которое можно было бы использовать для закрепления завоеваний на недавно завоеванных территориях, времени, которое позволило бы Японии создать такой оборонительный периметр, что цена победы союзников могла бы оказаться слишком высокой.

Японцы были не первыми, кто игнорировал важность и уязвимость логистики. История показывает, что еще в 1187 году логистика сыграла ключевую роль в победе мусульман над крестоносцами в битве при Хиттине. Мусульманский полководец Саладин захватил единственный источник воды на поле боя и лишил крестоносцев возможности использовать его. Потеря воды серьезно деморализовала и ослабила крестоносцев, способствуя их поражению и последующему изгнанию из Святой Земли.{157}

Уязвимость и важность логистики остаются очевидными и сегодня. Террористическая бомбардировка эсминца USS ~Cole~ произошла, когда он находился в порту, заправляясь топливом, в Адене, Йемен, 12 октября 2000 года. Если бы не требовалась заправка топливом, USS ~Cole~ не зашел бы в Аден, 17 моряков не погибли бы, а Флот временно не утерял бы ценный морской актив.{158} [k4: а если б он защищал берега США, а не шмонался Бг знает, то и вовсе бы не подвергся бы угрозе...] Есть старая поговорка: «Дилетанты говорят о стратегии, а профессионалы говорят о логистике». Командиры и их штабы должны помнить о важности логистики для достижения общей цели, как для дружественных сил, так и для противника.

ПРИМЕЧАНИЯ:

134. Goralski, 109-111.

Нехватка танкеров стала настолько острой, что некоторые сухогрузы типа Liberty были переоборудованы в танкеры, большинство из которых было поставлено в 1943 году

(see L. A. Sawyer and W. H. Mitchell, The Liberty Ships, Cambridge, Maryland: Cornell Maritime Press, 1970, 161.

135. International Military Tribunal for the Far East, Vol 256, Tokyo, Japan, 1 Dec 47, 34257.

136. Goralski, 186-188.

137. Potter, 796.

138. John W. Masland, "Japanese-German Naval Collaboration in World War II," US Naval Institute Proceedings, Feb 49, 179 and 182.

139. Boyd and Yoshida, 189-190.

140. Bischof and Dupont, 78.

141. Wallin, "Rejuvenation at Pearl Harbor," 1545.

Только с ~Oklahoma~ было извлечено около 1 миллиона галлонов нефти.

142. Bischof and Dupont, 66.

143. Bischof and Dupont, 77.

144. Worrall R Carter, Beans, Bullets, and Black Oil, Newport, Rhode Island: Naval War College Press, 1998, 17-20.

Рейд поднял моральный дух американцев после постоянной диеты поражений. Он также подтвердил Ямамото необходимость предстоящей операции у Мидуэя, где поражение японского флота позже оказалось поворотным моментом в войне на Тихом океане

(see Prange, Miracle at Midway, 24-27).

145. Carter, 15-16.

~Pecos~ пытался присоединиться к однотипному кораблю ~Trinity~ в Персидском заливе, когда он был потоплен. Ситуация с нефтью стала настолько критической, что австралийский крейсер ~Hobart~ не смог участвовать в сражении в Яванском море 27 февраля 42 года из-за нехватки топлива. Другим фактором в операциях по заправке был мучительный темп операций по заправке. Стандартный танкер 1938 года мог перекачивать только 200 тонн топлива в час. Более новые танкеры Т-2 могли перекачивать около 700 тонн в час. В конце 1941 года Флот располагал только шестью [[судами]] типа Т-2 (класс ~Cimarron~), четыре из которых находились на Тихоокеанском флоте

(see Lane C. Kendall, "Tanker Operation and Management," US Naval Institute Proceedings, Apr 57, 425. Also see Fahey, 48.

146. Spector, 158 and 168.

147. Carter, 11.

148. Photos [Online] Available: h_t_t_p: //www.history.navy.mil/photos/images/g460000/g464653c.htm. Also see Carter, 20-21, and see Zich, 69.

149. Carter, 21.

150. Goralski, 156.

Это был первый раз, когда японцы столкнулись с проблемой поставок топлива. Это было ужасное предзнаменование будущих операций IJN.

151. George C. Dyer, The Amphibians Came to Conquer: The Story of Admiral Richmond Kelly Turner, Washington: US Government Printing Office, 1972, 311-312.

152. Carter, 21, 23-24.

153. Carter, 24-25.

154. Goralski, 157.

Японские бомбардировки и артиллерийский огонь с моря едва не вывели из строя американскую взлетно-посадочную полосу Хендерсон-Филд, когда были уничтожены критически важные запасы топлива. С другой стороны, как говорят, прибытие четырех танкеров переломило ход битвы. «Если бы они не прибыли вовремя, у нас бы не было Гуадалканала», - сказал Гормли.

155. Carter, 28, 30, and 32.

156. Goralski, 304.

157. Gerard Chaliand, ed, The Art of War in World History, Los Angeles, California: University of California Press, 1994, 400-404.

158. Speaker remarks and press coverage. Lecture to AY01 students and faculty, Air Command and Staff College, Maxwell AFB, Alabama, 15 Mar 01.

[КОНЕЦ ДОКУМЕНТА]

[k4: в-общем, всяк кулик свое болото хвалит, но, притом, сову на глобус натягивает совершенно немилосердно...]

ijn i-72, uss neosho, uss pecos (ao-6), ghormley robert l., uss lexington (cv-2), =вопросы-топливной-логистики=, uss tippecanoe, uss oklahoma, uss neches, uss trinity, uss cole

Previous post Next post
Up