Холленбах Д. "Эскадрильи USN PBY Catalina в Тихоокеанском районе действий, 1941-1945" (часть 3)

Mar 28, 2024 16:15

[страница 17]

От Мидуэя до Миссури: инновации в нападении

Прежде чем закончилась эта злополучная кампания в Ост-Индии, пилоты и экипажи патрульных самолетов усвоили свое дело на собственном горьком опыте. Извлеченные уроки применялись в других местах, как только можно было заполучить самолеты, оборудование и обученные экипажи.{56}
- Критический обзор морской авиации США в Тихом океане, 1947 г.

В первые шесть месяцев войны большинство побед одержали японцы. Японцы также владели инициативой, которую они заслужили во время внезапного нападения на Перл-Харбор. Однако в битве в Коралловом море произошел небольшой сдвиг. Во время этой битвы японцы полностью ощутили невероятную протяженность своих тихоокеанских линий снабжения.{57} Гораздо больший сдвиг в инициативе произошел после битвы за Мидуэй. При Мидуэе американские самолеты и подводные лодки потопили четыре японских авианосца и восстановили военно-морской и воздушный паритет над Тихим океаном. PBY помогали при Мидуэе, постоянно патрулируя, обнаруживая и преследуя японский флот, а также проводя поиск и спасение сбитых пилотов с авианосцев. Ближе к концу боя PBY донесли о двух японских эсминцах (крейсерах «Микума» и «Могами») после того, как они столкнулись при попытке отхода. Позднее, 6 июня, палубные пикирующие бомбардировщики потопили «Микуму».{58}

Первыми боевыми действиями, направленными на перехват инициативы, были последующая высадка на Гуадалканале и кампания на Соломоновых островах. PBY были частью этой кампании с самого начала и играли решающую роль на протяжении всей кампании. Фактически, 12 августа 1942 года PBY адмирала Джона МакКейна стал первым самолетом союзников, приземлившимся на недавно приобретенном аэродроме на Гуадалканале. На протяжении всей войны несколько эскадрилий PBY использовали Гуадалканал как свой дом.{59}

Основные задачи PBY на Гуадалканале включали беспокоящие налеты ["harassment raids"] на сухопутные силы противника и перехват японских кораблей. Результатом этих миссий стал самый известный пример инноваций PBY - использование ламповой сажи и мыла ["lamp black and soap"].

[страница 18]

[Ламповая сажа - это углерод,] образующийся в результате сжигания масла. При добавлении ее в мыло и нанесении на обшивку PBY самолет становилось трудно разглядеть, особенно в безлунные или пасмурные ночи.{60} Этот метод оказался настолько эффективным, что к декабрю 1942 года, всего через несколько месяцев после первоначальной высадки на Гуадалканале, когда самолеты прибыли на театр, их уже перекрасили в черный цвет. Бригады технического обслуживания также установили пламегасители, чтобы сократить количество видимых выхлопных газов.{61}

С новыми черными самолетами экипажи приступили к отработке методов и процедур применения. Полеты низко над океаном стали нормой и служили двум важным целям. Во-первых, это не позволило японцам атаковать уязвимую часть PBY. Во-вторых, эта процедура имела тенденцию сбивать с толку японских пилотов-пикировщиков. Не раз дезориентированный японский пилот падал в воду из-за того, что не успевал вовремя выйти из пикирования. Пилоты союзных PBY, столкнувшиеся с аналогичной проблемой, разработали новую технику, позволяющую видеть свои приборы и ночью. Пилоты посвечивали их фонариком, но лишь на мгновение, чтобы не ухудшать ночное зрение. Этот метод активировал "люминесцентный радий" ["iridescent radium"] на датчиках и делал их видимыми на короткое время.{62}

Эскадрильи с черными PBY нанесли наибольший урон японцам в акватории, называемой Слот [«Щель»]. Ограниченная северными и южными Соломоновыми островами, «Щель» представляла собой акваторию, в которой японцы проводили ночные миссии по пополнению запасов на Гуадалканале. Эти японские операции были известны как «...Токийский Экспресс, и задачей PBY было максимально сорвать их».{63} PBY, оснащенные радаром, совершали ночные миссии вверх и вниз по Слоту в поисках вражеских кораблей для их атаки. Благодаря трагическим урокам, полученным на острове Холо, экипажи овладели новой техникой бомбометания и практически полностью отказались от использования торпед.

[страница 19]

[Новая тактика включала низкий и медленный полет, иногда практически на высоте мачты, и] использование «глаза летчика» ["airman's eye"] для определения времени точки сброса. PBY, использующие эту технику на «Слоте», нанесли огромный урон японским кораблям.{64}

В области разработки вооружений наблюдались самые творческие инновации. Экипажи разработали противопехотные боеприпасы, привязав к бомбам стальные стержни. При ударе осколки стержня разлетались на высокой скорости, разрезая все вокруг.{65} Однако после сброса первоначального груза PBY теряли наступательные возможности. Таким образом, экипажи искали новые и творческие методы нанесения ущерба. Наземные экипажи загружали на борт 100-фунтовые бомбы, которые члены экипажа снаряжали [[взрывателем (?)]] и сбрасывали по команде пилота.{66} Когда запас 100-фунтовых бомб иссяк, экипажи продолжали атаки пустыми пивными бутылками. Предположительно, бутылки издавали пронзительный свист, похожий на звук падающей бомбы. Почти каждую ночь PBY пролетали над японскими позициями на Гуадалканале и сбрасывали все, что у них было. Такие беспокоящие миссии подавляли моральный дух японцев, мешали им спать и увеличивали усталость.{67}

Лейтенант Уильям Лаходни [William Lahodney] и его команда создали самую агрессивную инновацию. Экипаж, получивший прозвание «Пушкари Лаходни» ["Lahodney's guns"], установил в носовой части PBY счетверную сборку из четырех пулеметов .50-го калибра. Это дополнение вынудило носового стрелка при стрельбе из своего обычного носового пулемета .30-го калибра садиться верхом на устройство .50-го калибра. При этом носовой стрелок тщательно избегал обжечь ноги о горячие стволы и арматуру ["brass"]. Летчик управлял стрельбой .50-го калибра с помощью троса, прикрепленного между спусковыми крючками и штурвалом. После того, как экипаж сбрасывал штатные боеприпасы, они пикировали и обстреливали все японские корабли, которые могли найти. Когда союзники перетопили более крупные корабли противника, японцы стали использовать суда меньшего размера или даже баржи - для переправки войск и припасов между Соломоновыми островами. Меньшие суда стали идеальной мишенью для Лаходни и его команды.{68}

[страница 20]

По мере того как ход войны склонялся в пользу союзников и на театр военных действий прибыли новые самолеты, рабочая нагрузка PBY не уменьшалась. Вместо этого экипажи получили новые наборы миссий на расширяющемся боевом пространстве. PBY даже выполняли обязанности передового авиадиспетчера. Например, в июле 1943 года во время битвы при Коломбаргаре PBY пролетали над вражескими кораблями и наводили артиллерийский огонь Флота США. Радист PBY передавал артиллеристам информацию о дальности и пеленге.{69}

Когда японцы ночью ушли с Гуадалканала, PBY беспокоили их, сбрасывая сигнальные ракеты на их корабли и обозначали их позицию для пикирующих бомбардировщиков.{70} Австралийские экипажи PBY использовали аналогичную технику над Рабаулом, где они сбрасывали зажигательные бомбы на город и подожгли его, чтобы навести последующие бомбардировщики.{71} В другом примере PBY выполняли функции фоторазведки. После того, как ремонтные бригады удалили боковые блистеры и установили ветровые дефлекторы, они оснастили новую модель PBY-5 камерой. Специально оборудованные самолеты фотографировали возможные места высадки десанта и определяли [[вражеские]] боевые порядки вблизи удерживаемых японцами гаваней и заливов.{72}

Не все инновации произошли с Тихоокеанского театра военных действий. Базирующаяся в Вашингтоне, округ Колумбия, Лаборатория Военно-Морских Исследований (Naval Research Laboratory, NRL) разработала бортовое оборудование ELINT ("электронная разведка") после анализа захваченного японского радара с Гуадалканала. Затем творческие специалисты по обслуживанию построили и прикрепили антенны типа Yagi к крыльям и фюзеляжу самолетов, оснащенных ELINT. NRL обозначили под такие миссии кодовым наименованием CAST MIKE, PBY и различные другие большие самолеты выполняли их на протяжении всей войны.

На заре миссии ELINT оборудование не имело возможности пеленгации (Direction Finding, DF). Сигналы, полученные оборудованием, не определяли направление на передатчик, что затрудняло определение местоположения радара противника.

[страница 21]

[Экипажам ELINT требовалось несколько полетов, иногда несколько десятков, в течение нескольких дней и недель, чтобы собрать достаточно данных, чтобы определить приблизительное местоположение японского радара. 8 сентября 1943 года бомбардировщики союзников атаковали объект на юго-восточной оконечности острова Попоранг [Poporang]. Японцы стратегически расположили радар так, чтобы он прикрывал северо-западный подход к «Слоту», чтобы прикрыть движение своих кораблей. Атака союзников стала важным доказательством концепции NRL и тактической победой кораблей и самолетов союзников, действующих на Соломоновых островах.{73}

Экипажи PBY выполнили сотни поисково-спасательных операций (Search and Rescue, SAR) в дополнение к наступательным и разведывательным миссиям. Вначале экипажи проводили поисково-спасательные операции импровизированным образом, часто спасая сбитого летчика после того, как тот наткнулся на спасательный плот, либо если замечали какое-либо сигнальное устройство. По мере развития войны экипажи все больше готовились к SAR и выполняли миссии, полностью посвященные этому. Для командиров стало стандартной практикой отправлять PBY туда, где авиация союзников проводила бомбардировки. Если пилот бомбардировщика садился воду, его последняя радиопередача включала отчет о местоположении для ожидающего [[подобного]] PBY.{74} Лейтенант Натан Гордон [Nathan Gordon] получил Медаль Почета за подобное задание в окрестностях гавани Кавиенга. Гордон и его команда, несмотря на шквальный огонь противника, приземлялись у Кавиенга четыре раза за один полет, чтобы подобрать сбитых пилотов.{75}

Актуальность

Нынешнее сообщество Морского Патрулирования, летающее на P-3 Orion, находится в том же состоянии, что и PBY всего семьдесят лет назад. Во-первых, P-3 и PBY - схожие самолеты. Оба являются большими, универсальными и надежными платформами, способными выдвигаться на большую дальность, с [[большой]] выносливостью. Во-вторых, P-3 выполняют задачи, аналогичные задачам PBY. Неполный список миссий P-3 включает патрулирование, разведку (SIGINT, ELINT, IMINT и т. д.), наблюдение, разведку, поиск и спасение, противолодочную борьбу и борьбу с надводными силами. PBY были пионерами или, по крайней мере, проводили каждую из подобных миссий [во время войны.]

[страница 22]

В-третьих, как и PBY в 1939 году, срок службы P-3 подходит к концу. Экипажи испытателей в настоящее время летают на прототипе для его замены - P-8 Poseidon на авиабазе Флота Патаксент-Ривер, штат Мэриленд.

Операторам P-3 важно помнить тяжелые уроки, извлеченные сообществом PBY во время Второй мировой войны. Значение их первых нововведений перед лицом японского наступления невозможно переоценить. Под огромным давлением выживание стало катализатором драматических и творческих перемен. Примечательно, однако, что во время Второй мировой войны руководство презирало принятие риска и тех, кто рисковал, так же, как и сейчас.{75} Командующие офицеры не поощряли опасные полеты и игнорирование стандартных процедур, но поощряли нестандартное мышление и передачу уроков по технике безопасности от одной миссии к другой.

Теперь представьте, что если в ближайшем будущем США будут участвовать в обычной войне «государство против государства», решающую роль в морском патрулировании будет играть верный P-3, а не P-8. Кроме того, по мере того, как враги Америки расширяют свои возможности, экипажи P-3, вероятно, столкнутся с миссиями, платформами и сценариями, с которыми ранее не сталкивались. Инновации и креативность, подобные тем, которые видели экипажи PBY во Второй мировой войне, предоставят новую тактику, методы и процедуры, необходимые для выживания и победы. Точно так же, как экипажи PBY научились бомбить без прицела «Норден» и подавлять вражеские радары с помощью встроенных антенн, так и экипажам P-3, возможно, придется освоить новые методы с новым оборудованием. Например, рассмотрим будущее боевое пространство, в котором, [[например]], электромагнитный спектр недоступен для использования. Рассмотрим также войну, в которой P-3 возвращаются с миссий, пронизанные пулевыми отверстиями или повреждениями от зенитного огня. Операторы P-3 не должны успокаиваться на текущих операциях и обучении; инновации в будущем все еще могут потребоваться. P-3 не является идеальным оружием, но, как и PBY в 1939 году, он вполне доступен.

[страница 23]

Учтите, наконец, что многие PBY отправились на миссию и так и не вернулись. Не преуменьшая число жертв среди членов сообщества P-3, - но экипажи PBY ежедневно сталкивались с перспективой смерти. Экипажи на Аляске влетали в горы; двигатели загорались или выходили из строя, в результате чего самолет гиб в море; пикирующие японские «Зеро» обстреливали и убивали бортовых пулеметчиков; обслуживающий персонал умирал от болезней в убогих, зараженных малярией лагерях; Японские сухопутные войска обезглавливали захваченные экипажи; многие попросту исчезли. Если когда-либо сообщество и понимало термин «оперативная необходимость», то это было [[сообщество]] PBY. Если подобная ситуация случится с сообществом P-3 в будущем, будет разумно вернуться к историям и мышлению летчиков, которые храбро сражались не так уж давно.

Заключение

PBY оказался гораздо более полезным, чем ожидалось. В сочетании с усилиями сотен тысяч военнослужащих союзников PBY помог переломить ситуацию на Тихом океане от стратегической обороны к наступлению. По мере развития войны в Тихий океан хлынули лучшие, более быстрые и боеспособные средства, но PBY участвовал в этом на протяжении всего пути до окончательной капитуляции. Доказанная универсальность, надежность и живучесть PBY являются заслугой разработки и производства Consolidated Aircraft Corporation. Однако тактические успехи PBY - это заслуга новаторства экипажей, которые на нем летали, и наземных команд, которые поддерживали его в полетах.

ПРИМЕЧАНИЯ:

56 Bureau of Aeronautics Navy Department, 9.

57 Parshall and Tully, 421.

58 Dorny, 35 and Creed, 105-115.

59 Creed, 145.

50 Office of the Chief of Naval Operations, A Critical Review, 27.

51 Crocker, 235.

62 Messimer, 107.

63 Knott, 96.

64 Crocker, 237.

55 Knott, 71.

66 Creed, 150.

57 Knott, 71.

68 Crocker, 245-246.

69 Knott, 109.

70 Knott, 100.

71 Bruce Gamble, Fortress Rabaul: The Battle for the Southwest Pacific, January 1942 -April 1943 (Minneapolis, MN: Zenith Press, 2010), 248.

72 Colonel Roy M. Stanley, USAF (ret), World War II Photo Intelligence (New York: Charles Scribner's Sons, 1981), 106.

73 Knott, 109-116.

74 Office of the Chief of Naval Operations, A Critical Review 11-12.

75 Crocker, 255-258.

75 Bureau of Aeronautics Navy Department, Bureau of Aeronautics Navy Department Newsletter Numer 185, January 1, 1943, http://www.history.navy.mil/nan/backissues/1940s/1943/backissuesl943.htm (accessed March 21, 2011).

[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

pby catalina

Previous post Next post
Up